logo
gotovye_otvety_Ekonomicheskaya_Teoria

Спрос на ресурсы и факторы его определяющие Ценовые и неценовые детерминанты спроса

Среди наиболее важных факторов, определяющих спрос на используемый фирмой ресурс, выделяют следующие:

1. Спрос на готовую продукцию, производимую при помощи данного ресурса.

Очевидно, что чем выше спрос на продукт, тем больше фирма заинтересована в его выпуске, и тем больше ей требуется ресурсов для его производства. И наоборот, спрос на ресурс, используемый для производства никому не нужной продукции, будет близок к нулю.

2. Производительность ресурса.

Производительность ресурса может быть оценена через его предельный продукт. Если используемый ресурс отличается высокой производительностью, то при прочих равных условиях спрос на него будет более значительным, чем на ресурс с низкой производительностью.

3. Цена на ресурс.

При прочих равных условиях (и, прежде всего, при неизменности цен на ресурсы-заменители) сокращение цены на ресурс в соответствии с законом спроса может вызвать рост величины спроса на ресурс, а его удорожание — сокращение величины спроса.

4. Величина предельного дохода фирмы (MR).

При неизменности всех прочих характеристик используемого ресурса, чем выше предельный доход фирмы (MR), тем выше и предельный продукт ресурса в денежном выражении (MRPi=MR*MPi), другими словами — доходность используемого ресурса, и, следовательно, тем выше будет спрос фирмы на данный ресурс. 5. Цены на другие ресурсы.

В отличие от рынка готовой продукции изменение цен на другие ресурсы может вызвать два противоположных эффекта: эффект замещения и эффект объема выпуска. Степень влияния данных эффектов зависит от принадлежности анализируемых ресурсов к группе заменяющих, дополняющих или нейтральных факторов производства:

Абстрагируемся от первой группы ресурсов и проанализируем влияние на спрос производителя изменения цен на дополняющие и заменяющие ресурсы.

Предположим, что труд и капитал считаются ресурсозаменителями.

Если по какой-либо причине увеличивается цена на труд, то это может вызвать у производителя стремление заменить более дорогостоящий ресурс относительно более дешевым. Таким образом эффект замещения увеличит спрос на капитал.

Вместе с тем рост цен на труд может вызвать соответствующий рост общих издержек производства(ТС) и, как следствие, сокращение предложения готовой продукции и снижение спроса на все используемые ресурсы. В этом случае эффект объема продукции снизит спрос на капитал.

Фактическое воздействие изменения цены на труд, на спрос, на капитал будет зависеть от соотношения рассмотренных эффектов.

Если труд и капитал относятся к дополняющим и применяются в строго фиксированных пропорциях, то эффект замещения будет равен нулю. В этом случае на рынок капитала будет воздействовать исключительно эффект объема продукции, т.е. рост цен на труд вызовет сокращение спроса на капитал.

Формирование факторных доходов.

Виды факторных доходов

Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:

от природных ресурсов — ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);

от трудовых ресурсов — заработную плату;

от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);

от предпринимательских способностей — предпринимательский доход;

от знаний —доход от интеллектуальной собственности.

В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.

21. Цели деятельности фирмы и показатели эффективности ее работы. Производственная функция. Закон убывающей производительности.

Показатели эффективности деятельности фирмы

Эффективность деятельности фирмы выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инвестиционного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов

К системе показателей предъявляются следующие требования:

·               1) показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;

·               2) показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности фирмы;

·               3) показатели должны опираться на важнейшие показатели конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

·               4) важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);

·               5) показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;

·               6) показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности фирмы (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);

·               7) проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности фирмы.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования фирмы является показатель ее устойчивости.