3.2. Преобразования страхового дела в советской России
Национализация страхового дела осуществлялась на фоне других крупных мероприятий финансовой политики Советской власти — национализации банков, промышленности, транспорта, связи, установления государственной монополии на внешнюю торговлю, аннулирования царских государственных займов. Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа:
1) установление государственного контроля над всеми видами страхования;
2) объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.
Благодаря ранее осуществленной национализации банков был обеспечен фактический контроль со стороны государства за деятельностью и денежными операциями страховщиков, что существенно ограничивало возможности использования средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.
Учитывая создавшуюся экономическую и политическую ситуацию в стране, В.И. Ленин подписал 23 марта 1918 г. Декрет Совета Народных Комиссаров "Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального". Введение государственного контроля рассматривалось правительственным кабинетом в качестве временной, переходной меры на пути к последующей национализации, вы званной объективно сложившимися обстоятельствами.
Был организован Совет по делам страхования, назначавшийся Совнаркомом.
Аппаратом Совета стал Комиссариат по делам страхования. По рекомендации В.И. Ленина на пост комиссара по делам страхования был выдвинут государственный и политический деятель партии большевиков М.П. Елизаров, до революции какое-то время работавший генеральным страховым агентом и знавший основы страхового дела.
На первом этапе в течение первых трех лет после Октября 1917г. государство фактически пыталось использовать сохранившуюся систему дореволюционного частного и земского страхования не столько в целях страховой защиты интересов страхователей, сколько в качестве важного источника финансовых ресурсов на пополнение государственного бюджета разоренной войной страны.
Формальное провозглашение государственной страховой монополии преследовало по существу ту же цель, хотя и не дало ожидаемых результатов. Фактически страховая монополия не была проведена в жизнь, да и не могла быть проведена, поскольку для этого как минимум необходима деятельность государственной специализированной страховой организации, что декрет от 28 ноября 1918 г. даже не предусматривал.
- Тема 1: общая характеристика страхования
- Вопрос 1: Экономическая сущность страхования
- 1.2 Понятие страхового фонда
- 1.3 Экономическая природа страхования
- 1.4 Функции страхования
- Вопрос 2: Основные понятия и термины в страховании
- 2.1 Страховая терминология
- 2.2 Понятия и термины, выражающие наиболее общие условия страхования
- 2.3 Термины, связанные с процессом формирования страхового фонда
- 2.4 Термины, связанные с расходованием средств страхового фонда
- 2.5 Основные международные страховые термины
- Вопрос 3: Основные этапы развития страхового дела в России
- 3.1. Страхование в царской России
- 3.2. Преобразования страхового дела в советской России
- 3.3. Становление и развитие государственного имущественного страхования
- 3.4. Становление и развитие государственного личного страхования
- 3.5. Совершенствование организации страхового дела в России
- Таким образом,
- Вопрос 4: Страхование в зарубежных странах Страховой рынок сша
- Страховой рынок Великобритании
- Страховой рынок Германии