3. Программирование на vba
Выше было сказано, что процесс создания экранной формы, называется разработкой интерфейса. Под интерфейсом понимают совокупность средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя и программ вычислительной системы. При разработке интерфейса пользователь должен быть заинтересован в максимально простом и удобном способе ввода и вывода данных. Важна и эстетическая форма подачи программы: это и размер формы, её фон, шрифт надписей, звуковое и графическое сопровождение. Также мы говорили о том, что на экранной форме пользователь создаёт элементы управления: текстовые поля, метки, командные кнопки. Эти элементы являются объектами языка Visual Basic for Applications. Объект - одно из основных понятий не только VBA, но и других объектно-ориентированных языков программирования. Каждый объект имеет своё имя и является представителем некоторого класса подобных себе объектов. Под классом объектов подразумевается общее описание таких объектов, для которых характерно наличие множества общих свойств и общих действий, которые способны выполнять эти объекты. Существует, например, класс Командная кнопка - общее описание кнопок в окнах приложений. Кнопки могут быть разных размеров и цветов, иметь разные подписи, но имеют множество общих свойств и событий (например, щелчок мыши по кнопке). Началом работы алгоритма, а, следовательно, и программы, является какое-нибудь событие. Событием (Event) называется характеристика класса объектов, описывающая внешнее воздействие, на которое реагирует объект этого класса во время работы приложения. Объектно-ориентированное программирование основано на следующей идее: программы управляются событиями. Пояснить это можно так: после проектирования экранной формы устанавливаются события, и только затем программируются действия, связанные с этими событиями.
Код программы, написанной пользователем на VBA, хранится в модулях. Модуль - это совокупность объявлений и процедур, хранящихся как единое целое. Рассмотрим термин “процедура”.
Если в программе возникает необходимость частого обращения к некоторой группе операторов, то рационально сгруппировать такую группу в самостоятельный блок, к которому можно обращаться, указывая его имя. Такие программные блоки называются подпрограммами пользователя. Подпрограммы в языках программирования реализуются посредством процедур и функций.
Процедура - это независимая часть программы, которую можно вызвать по имени для выполнения определённых действий. Процедура выполняет один или несколько операторов и не возвращает значения. Примером процедуры является код макроса. Например:
Sub МойПервыйМакрос_Click()
With Selection.Font
.Size = 18
.ColorIndex = 3
End With
End Sub
Процедура обозначается словом Sub, End Sub говорит о том, что процедура закончена. Процедура выполняется в ответ на какое-либо событие или говорят, что процедура обрабатывает событие. Имя процедуры состоит из названия объекта МойПервыйМакрос, и события, Click (щелчок), которое отделяется знаком подчёркивания от названия объекта.
Функция аналогична процедуре, но отличается тем, что возвращает в точку вызова основной программы единственный результат. Например, Y= ABS(X); - определяет модуль числа X и возвращает результат в точку вызова Y.
VBA можно использовать для создания собственных функций. Например, можно определить функцию Процент (число), которая будет определять процент от числа.
Public Function Процент (число)
Процент = число*0.01/100
End Function
Функция может иметь аргумент Число. Аргумент Число может быть числом или ссылкой на ячейку рабочего листа. Величина процента является тем значением, которое возвращает функция.
В VBA существуют определённые правила для имён процедур и функций.
Первые три символа имени должны быть буквами
Имя может содержать буквы, цифры и знаки подчёркивания
Имя не может содержать пробелы, точки, запятые, восклицательные знаки и символы @, &, $, #
Имя не должно иметь более 255 символов
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Запись макросов
- Выполнение макросов
- Просмотр кода макроса
- 1.4 Редактирование кода макроса
- 1.5 Что нельзя сделать с помощью макросов?
- 1.6 Удаление макросов
- 1.7 Назначение макросов командным кнопкам
- 1.8 Назначение макроса графическим изображениям
- 1.9 Назначение макросов кнопкам панелей инструментов
- 2. Введение в процесс разработки приложений
- 2.1 Типы элементов управления
- 2.2 Вставка элементов управления в рабочий лист
- 2.3 Как осуществляется связь элемента управления с рабочим листом?
- 3. Программирование на vba
- 3.1 Объявление типа переменной
- 3.2 Общие правила написания имени переменной
- 3.3 Описание констант
- 4. Применение условных операторов
- 4.1 Простой условный оператор
- 4.2 Сокращённый условный оператор
- 4.3 Составной условный оператор
- 4.4 Многозначные ветвления
- 4.5 Оператор выбора Select Case
- 4.9 Оператор Exit For
- 4.10 Программирование циклов Do
- 4.11 Цикл Do…While
- 4.12 Цикл Do…Until