logo
Зимовец вопросы-ответы

Совершенная конкуренция в краткосрочном периоде времени.

В зависимости от соотношения конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – вид конкуренции, осуществляемой между множеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в., в настоящее время это явление редкое. В наибольшей степени к такому рынку можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, биржи, валютные, фондовые рынки (рынок зерна, ценных бумаг, валюты).

Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в условиях несовершенной конкуренции обладает определенной властью над ценой. К ней относятся следующие модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

  1. Монополия: выручка и спрос. Условие максимизации прибыли фирмой-монополистом.

  1. Чистая монополия. Источники монопольной власти. Коэффициенты монопольной власти.

  1. Ценовая дискриминация на рынке монополии.

  1. Монополистическая конкуренция: характерные черты. Равновесие на рынке.

Монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция с элементами монополизма, связанная со стремлением достичь уникальности продукции.

Характерные черты:

  1. относительно большое число производителей, выпускающих продукцию, похожую, но не идентичную;

  2. дифференциация продукта:

        • товары отличаются физическими или количественными параметрами;

        • услуг и условий продаж;

        • рекламы, упаковки, торговые знаки и марки;

        • контроль над ценами;

  3. вступление в отрасли данной конкуренции относительно легко;

  4. возможность фирм получать прибыли или нести убытки в краткосрочный период.

Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет.

Это означает, что формула поведения в краткосрочном периоде аналогична рынку монополии: P>MC=MR<AC.

В долгосрочном периоде рынок перерастает в конкурентный: P=MC=MR=AC.

Монополистический конкурент ограничен в возможности повышать цену, т.к. он действует на рынке не один и каждому товару противостоят заменители. Резкое повышение цены может заставить покупателей уйти на рынок заменителей. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком монополии.

Преимущества данного рынка:

  1. он направлен на удовлетворение многообразия индивидуальных запросов и предлагает больший ассортимент товаров;

  2. повышение качества товаров способствует формированию новых товаров и появлению новых потребностей;

  3. постоянное совершенствование производства и реализация новых технологий способствуют экономическому развитию;

  4. неценовая конкуренция – улучшение качества, реклама и стимулирование сбыта.

Недостатки:

  1. т.к. равновесная цена монополистического конкурента включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совершенного конкурента, но ниже, чем у монополиста;

  2. производитель не всегда стремится сокращать средние издержки, поэтому такой рынок не стремится к максимуму производственной эффективности.

производственные мощности не полностью загружены, т.к. производитель выбирает ориентацию на ограниченное число покупателей. Это довольно часто встречающийся тип рынка. Он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, мебельной и др. Государство обычно активно поддерживает эту рыночную структуру, ограничивает возможности крупных фирм захватывать и поглощать независимых производителей.