Совершенная конкуренция в краткосрочном периоде времени.
В зависимости от соотношения конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – вид конкуренции, осуществляемой между множеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.
Основные черты рынка совершенной конкуренции:
значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;
объемы производства и предложения отдельного производителя составляет незначительную долю, поэтому отдельная фирма не может повлиять на цену;
продукция однородная, стандартная;
все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении цен на рынке;
фирмы могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую;
Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в., в настоящее время это явление редкое. В наибольшей степени к такому рынку можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, биржи, валютные, фондовые рынки (рынок зерна, ценных бумаг, валюты).
Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в условиях несовершенной конкуренции обладает определенной властью над ценой. К ней относятся следующие модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Монополия: выручка и спрос. Условие максимизации прибыли фирмой-монополистом.
Чистая монополия. Источники монопольной власти. Коэффициенты монопольной власти.
Ценовая дискриминация на рынке монополии.
Монополистическая конкуренция: характерные черты. Равновесие на рынке.
Монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция с элементами монополизма, связанная со стремлением достичь уникальности продукции.
Характерные черты:
относительно большое число производителей, выпускающих продукцию, похожую, но не идентичную;
дифференциация продукта:
товары отличаются физическими или количественными параметрами;
услуг и условий продаж;
рекламы, упаковки, торговые знаки и марки;
контроль над ценами;
вступление в отрасли данной конкуренции относительно легко;
возможность фирм получать прибыли или нести убытки в краткосрочный период.
Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет.
Это означает, что формула поведения в краткосрочном периоде аналогична рынку монополии: P>MC=MR<AC.
В долгосрочном периоде рынок перерастает в конкурентный: P=MC=MR=AC.
Монополистический конкурент ограничен в возможности повышать цену, т.к. он действует на рынке не один и каждому товару противостоят заменители. Резкое повышение цены может заставить покупателей уйти на рынок заменителей. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком монополии.
Преимущества данного рынка:
он направлен на удовлетворение многообразия индивидуальных запросов и предлагает больший ассортимент товаров;
повышение качества товаров способствует формированию новых товаров и появлению новых потребностей;
постоянное совершенствование производства и реализация новых технологий способствуют экономическому развитию;
неценовая конкуренция – улучшение качества, реклама и стимулирование сбыта.
Недостатки:
т.к. равновесная цена монополистического конкурента включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совершенного конкурента, но ниже, чем у монополиста;
производитель не всегда стремится сокращать средние издержки, поэтому такой рынок не стремится к максимуму производственной эффективности.
производственные мощности не полностью загружены, т.к. производитель выбирает ориентацию на ограниченное число покупателей. Это довольно часто встречающийся тип рынка. Он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, мебельной и др. Государство обычно активно поддерживает эту рыночную структуру, ограничивает возможности крупных фирм захватывать и поглощать независимых производителей.
- Зимовец а.В. Перечень вопросов на экзамен по экономической теории
- Введение в экономическую теорию. Предмет и метод экономической теории.
- Факторы производства. Кривая производственных возможностей.
- Факторы производства. Альтернативные стоимость.
- Закон спроса, функция спроса.
- Характеристики (показатели) спроса:
- Закон предложения, функция предложения.
- Рыночное равновесие. Виды рыночного равновесия.
- Влияние налогов и дотаций на рыночное равновесие.
- Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене.
- Экстремальные случаи эластичности спроса
- Понятие эластичности. Перекрестная эластичность.
- Теория потребительского поведения. Кардиналистский и ординалистский подходы.
- Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.
- Издержки фирмы в краткосрочном периоде: общие, средние, предельные.
- Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства.
- Условие безубыточности и максимизации прибыли для фирмы в любой рыночной структуре.
- Сравнительная характеристика рыночных структур.
- Совершенная конкуренция в краткосрочном периоде времени.
- Рынок олигополии (характерный черты, стратегическое поведение фирм), функции реакции, равновесие Курно.
- Рынок капитала. Дисконтированная стоимость и ставка процента. Внутренняя норма доходности.
- Валовой внутренний продукт (ввп). Методы расчета. Номинальный и реальный ввп.
- Циклические колебания национальной экономики. Фазы экономического цикла.
- Безработица ее виды и измерение.
- Типы безработицы
- Причины безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы:
- Инфляция: сущность и виды.
- Причины и механизм инфляции. Источники инфляции: инфляция спроса и предложения.
- Социально-экономические последствия инфляции. Методы борьбы с инфляцией.
- Совокупный спрос, факторы совокупного спроса.
- Совокупное предложение, факторы совокупного предложения.
- Фискальная политика: сущность и виды (дискреционная, недискреционная).
- Сущность и функции финансов. Бюджетная система рф.
- Государственный бюджет рф: структура доходов и расходов. Проблема сбалансированности бюджета.
- Основные виды государственных расходов
- Налоговые доходы государственного бюджета. Кривая Лаффера. Принципы налогообложения.
- Основные виды налогов:
- П рямые и косвенные
- «Кривая Лаффера»
- Деньги: сущность, функции денег, виды.
- Основные концепции кредитно-денежной политики государства.
- Банковская система рф и ее структура. Коммерческие банки: роль, операции.
- Основные операции банков
- Центральный банк. Инструменты кредитно-денежной политики.
- 1. Организационная структура Банка России
- 2. Цели и задача деятельности цб