12.Налоговая система России. Принципы формирования, структура.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует НС. Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физ и юр лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период НС является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. При формировании НС исходят из ряда принципов: 1.Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона. 2.Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность 3.Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения. 4.Налоги должны быть разделены по уровням изъятия. 5.Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги. 6.Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства. 7.Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой. 8.Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Структура НС любого государства определяется следующими факторами:
1. уровнем экономического развития, 2. общественно-экономическим устройством общества, 3. господствующей в обществе экономической доктриной, 4. государственным устройством общества (унитарное или федеративное), 5. историческим развитием налоговой системы.
Структура налоговой системы России: Федеральные налоги и сборы, Региональные налоги и сборы, Местные налоги и сборы.
В рамках российской налоговой системы активно задействуются как основные известные мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов - прямые.
13.Роль и значение налогов в формировании доходов Государственного бюджета.
Налоги - важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей. Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
• налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета; •отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета; • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета; и т.д. Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. Наибольший удельный вес в структуре бюджета занимают такие налоги, как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и акцизы. На региональном уровне наибольший удельный вес в статьях доходов занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
- 1.Сущность финансов как экономической категории в условиях развития рыночных отношений.
- 2.Функции финансов, их проявление и развитие в условиях рыночной экономики.
- 3.Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений. Состав, структура и динамика финансовых ресурсов.
- 4.Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.
- 5.Финансовый механизм как орудие реализации финансовой политики. Составные части финансового механизма.
- 6.Содержание и задачи финансового планирования, их изменение при переходе к рыночной экономике.
- 7.Сущность финансового контроля. Пути повышения его действенности на современном этапе.
- 8.Финансовые рычаги и стимулы, их разнообразие в условиях функционирования рыночной экономики.
- 9.Понятие финансовой стратегии и тактики как составной части финансовой политики.
- 10.Государственный бюджет как экономическая категория.
- 11.Бюджетное устройство России. Понятие бюджетного финансирования, его принципы и формы.
- 12.Налоговая система России. Принципы формирования, структура.
- 14.Источники финансирования, содержание и классификация государственных расходов.
- 15.Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия.
- 16.Сущность внебюджетных централизованных фондов.
- 17.Развитие страховых отношений в условиях рыночной экономики.
- 18.Классификация страхования по формам проведения, отраслям и видам. Страховая услуга как товар, ее цена.
- 19.Виды внебюджетных централизованных фондов. Источники формирования, направление использования финансовых ресурсов.
- 20.Финансово-кредитная политика государства в рыночной экономике.
- 21.Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
- 22.Сущность денег как экономической категории на современном этапе.
- 23.Понятие денежной системы государства, ее элементы. Сущность денежных агрегатов.
- 24.Особенности налично-денежного оборота. Факторы, определяющие потребность наличных денег в обращении.
- 25.Закон денежного обращения и особенности его проявления на современном этапе. Покупательная способность денег.
- 26.Безналичный денежный оборот как составная часть совокупного денежного оборота.
- 27.Формы безналичных расчетов.
- 28.Инфляция как проявление нарушения закона денежного обращения. Пути преодоления инфляции.
- 29.Характеристика кредита как экономической категории.
- 30.Сущность и функции кредита.
- 31.Экономическая сущность процента за кредит и его влияние на экономическое развитие страны.
- 32.Формы и виды кредита в современных условиях.
- 33.Банковский и коммерческий кредит.
- 34.Государственный кредит.
- 35.Ломбардный и потребительский кредит.
- 36.Лизинговый кредит.
- 37.Структура банковской системы страны на современном этапе.
- 38.Функции и задачи центрального банка страны.
- 39.Формы регулирования деятельности коммерческих банков центробанком страны.
- 40.Инструменты кредитно-денежной политики центрального банка.
- 41.Сущность и виды коммерческих банков.
- 42.Кредитные операции коммерческих банков. Депозитные операции.
- 43.Кредитные операции коммерческих банков. Ссудные операции.
- 44.Трастовые и инвестиционные операции коммерческих банков.
- 45.Виды банковских рисков и пути их снижения.