Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков
Сбои в расчетах иногда заведомо возникают по вине самих коммерческих банков. Последние, стремясь увеличить свою ресурсную базу, в ряде случаев преднамеренно задерживают расчетные операции с РКЦ.
По информации Главного управления Банка России по Москве, нередки случаи, когда деньги уже перечислены коммерческим банкам на их корсчета, но клиенты в течение длительного периода времени не могут получить причитающиеся им суммы. При этом банки уверяют клиентов, что платежи за товары и услуги еще не поступали от экономических контрагентов и "застряли" в РКЦ.
Отдельные коммерческие банки специально задерживают в последний рабочий день месяца операции по зачислению средств на расчетные счета хозорганов, с тем, чтобы улучшить экономические нормативы.
Задерживают платежи клиентам, особенно при межгосударственных расчетах, и некоторые другие банки. Приведем отдельные примеры.
По данным Главного управления Банка России по Москве, в банк "Индустрия-сервис" для клиента были перечислены 251,8 тыс. руб. из РКЦ 19 июля 1992 г. Уже после этого указанный банк направил запрос в РКЦ, а клиента в Вильнюс за дубликатом расчетного Документа. 15 октября 1992г., т.e. спустя три месяца банк представил новый документ, в котором просил зачислить сумму по дубликату.
Двум клиентам Мосбизнесбанка суммы в 1175.8тыс. руб. и 424,2 тыс. руб. были перечислены из РКЦ 24 сентября 1992 г., а запрос из банка на них пришел в РКЦ 22 октября 1992 г.
Для повышения экономической ответственности банковских структур действует штрафная санкция. В п. 1.6. Положения от 9 июля 1992г. № 14 "О безналичных расчетах в Российской Федерации" предусмотрено, что за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, последний вправе потребовать от банка (РКЦ) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.
Однако такого рода ошибки при совершении расчетных операций все еще нередки. В результате банковские структуры замедлили движение платежных средств производителей. К тому же высокие темпы инфляции в значительной мере снижают эффективность указанной штрафной санкции.
В отдельных странах СНГ установлены предельные сроки осуществления расчетов.
Национальный банк Беларуси установил максимальный срок осуществления расчетов - 5 рабочих дней с момента принятия расчетно-платежного документа от клиента до момента зачисления средств на счет получателя. За задержку сверх этого срока коммерческий банк уплачивает своему клиенту пени в размере, определенном до говором, но не менее 0,5% от несвоевременно зачисленной суммы за каждый просроченный день. Данная мера применяется и к Центру межгосударственных и межбанковских расчетов.
Верховный Совет Республики Казахстан принял временное положение об экономических санкциях за нарушение порядка проведения безналичных расчетов. Указанные санкции применяются как к коммерческим финансовым структурам, так и к РКЦ Национального банка. Этим же документом установлен сроки прохождения расчет платежных документов в пределах города (района) - 3, области - 7 и республики - 12 банковских дней.
- Оглавление
- Введение
- Необходимость сущность и значение межбанковских расчетов
- Основы организации корреспондентских отношений
- Эволюция межбанковских расчетов
- Характеристика межбанковских расчетов
- Расчеты через расчетно-кассовые центры
- Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках
- Клиринговые расчеты
- Проблемы развития банковской системы и пути их преодоления
- Сбои и задержки платежей в ркц
- Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков
- Расхождения в учете расчетных операций в ркц
- Заключение
- Список литературы