7.4 Негативные факторы участия государства в капитале банков.
Проблема активизации инвестиционного процесса является одной из наиболее сложных для российской экономики. Собственные средства являются главным источником финансирования инвестиций. Если в первом полугодии 2001 года их доля составила 49,3%, то в первом полугодии 2002 года она увеличилась до 51,6%
Несмотря на некоторое увеличение доли кредитов банков в структуре инвестиций - с 3,3% до 4,3% - их роль в финансовой поддержке экономического роста в России остается незначительной.
Доминирующая роль собственных средств предприятий, как источника инвестиций, и главное их незначительный объем, не позволяют охарактеризовать сложившуюся ситуацию как благоприятную, даже принимая во внимание значительное увеличение инвестиций активности в 1999-2001г.
Использование собственных средств как главного источника финансирования инвестиционной деятельности не обеспечивает расширенного воспроизводства.
Особенности управления государственной собственностью в банковской системе
| 01.06.00 | 01.06.01. | 01.06.02. |
Инвестиции в основной капитал всего, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе: | 53,5 | 49,3 | 51,6 |
собственные средства |
|
|
|
из них: прибыль, остающаяся в распоряжении организаций амортизация |
21,7
22,8 |
24,1
21,5 |
21,6
24,6 |
привлеченные средства | 46,5 | 50,7 | 48,4 |
из них: кредиты банков заемные средства других организаций бюджетные средства
|
4,0 9,4
20,6 |
3,3 6,0
19,2 |
4,3 5,7
18,9 |
Государственная собственность не используется в качестве инструмента повышения инвестиций активности, напротив, неудовлетворительное управление государственными активами представляет собой дополнительную угрозу экономическому росту.
Масштабы государственной собственности в банковской системе выходят за рамки государственного участия в капитале пяти основных банков. Государство в различных формах, в том числе через государственные унитарные предприятия и учреждения, участвуют в капитале более 600 кредитных организаций, большинство из которых является небольшими. Более того, государство не владеет полной информацией о точном количестве банков, имеющих акционеров из числа государственных предприятий.
Правительством было принято решение о прекращении участия государственных предприятий в уставных капиталах кредитных организаций.
Участие государства в капитале кредитных организаций во многих случаях носит «непрозрачный» характер, не приносит бюджету ощутимых выгод и не способствует решению стоящих перед государством задач, связанных со стимулированием экономического роста через активизацию инвестиционного процесса.
В сложившихся условиях наличие значительного числа кредитных организаций, находящихся под контролем государственных предприятий и учреждений, ограничивает рыночную конкуренцию не только в банковском секторе, но и в экономике в целом, приводят к потерям для бюджета, а также способствует распространению коррупции.
Усилия государства должны быть направлены на создание финансового механизма, ориентируемого на трансформацию сбережений в инвестиции. Необходимо значительное сокращение числа кредитных организаций, находящихся под контролем государства в той или иной форме.
В то же время полный выход государства из капитала всех кредитных организаций не является оправданным, так в этом случае государство лишается важного инструмента финансовой политики.
- Томский межвузовский центр дистанционного образования
- 1. Введение
- 2. Специфика банка как предприятия.
- 3. Принципы деятельности коммерческих банков.
- 4. Функции коммерческих банков.
- 5. Банковские операции и услуги.
- Характеристика активных и пассивных операций коммерческих банков.
- 6.2 Пассивные операции коммерческих банков.
- 7. Характеристика и роль собственного капитала банка в обеспечении его устойчивой работы.
- 7.1 Понятие и структура собственного капитала банка.
- 7.2 Цели и функции банковского капитала.
- 7.3 Достаточность банковского капитала.
- 7.4 Негативные факторы участия государства в капитале банков.
- 6. Заключение.