logo
брокерские операций

1.1Брокерская деятельность банка

Выход кредитных организаций на рынок брокерских ус­луг неслучаен. Бурный рост отечественного рынка акций привлек многих новых участников и не остался незамеченным банками. Многие из них с целью диверсификации своих до­ходов поначалу самостоятельно инвестировали в ценные бу­маги (обычно векселя и облигации). Для совершения этих операций они создавали у себя отделы ценных бумаг, получа­ли лицензии профучастников.

Вместе с ростом рынка росли объемы операций банков, расширялись и усложнялись соответствующие структурные подразделения, появлялись собственные аналитические служ­бы. Искали пути доступа на фондовый рынок и клиенты бан­ков. Все это привело кредитные организации к необходимости оказывать брокерские услуги.

Брокер - это самый главный посредник на рынке ценных бумаг. Он осуществляет связь или обеспечивает большую часть всех отношений многочисленных частных клиентов (инвесторов) с рынком и другими его профессиональными участниками. Именно брокер оказывает всевозможные услуги клиентам рынка, полный перечень которых вряд ли можно привести, так как он часто определяется индивидуальными потребностями каждого конкретного клиента (инвестора).

Брокерской деятельностью является совершение опера­ций с ценными бумагами в интересах клиента по договору поручения или договору комиссии. Операции по купле-продаже ценных бумаг для своих клиентов банк может со­вершать как на бирже, так и на внебиржевом рынке. Выпол­няя поручение клиента, банк может удовлетворить его заявку на покупку ценных бумаг за счет собственного портфеля цен­ных бумаг. В другом случае, исполняя заявку на продажу кли­ентом ценных бумаг, банк может приобрести предлагаемые ценные бумаги для собственного портфеля.

Взаимодействия банка-брокера и его клиентов регули­руются, наряду с законодательными и нормативными актами Банка России и ФСФР, регламентом брокерского обслужива­ния на фондовом рынке, который является основным внут­ренним документом банка-брокера.

Современные российские банки, как правило, предлага­ют своим клиентам индивидуальный подбор схем брокерско­го обслуживания, учитывающих уровень подготовки клиента к взаимодействию с банком. К ним относится, в частности, программа «Эксперт», адресованная клиентам банка, хорошо ориентирующимся в работе рынка ценных бумаг и способ­ным самостоятельно принимать инвестиционные решения. Программа «VIP» предполагает обслуживание клиента персо­нальным менеджером банка, который будет наблюдать за со­стоянием портфеля ценных бумаг клиента, оказывать помощь в выработке эффективной стратегии инвестирования с уче­том приемлемого для клиента соотношения риск/ доходность. Банки брокеры в процессе взаимодействия с клиентом предос­тавляют также услуги Интернет-трейдинга, который удобен для клиентов активно работающих на фондовом рынке.

Характер и виды услуг, которые банк-брокер может пре­доставить своим клиентам, зависят от трех моментов:

Банк-брокер предлагает клиентам следующие виды услуг: Основные услуги:

Дополнительные услуги:

Банк осуществляет брокерскую деятельность по поруче­нию и за счет клиента на основе договора об оказании бро­керских услуг.

По договору поручения банк-брокер действует в качест­ве поверенного, т.е. он заключает сделку от имени клиента и за его счет. В данном случае главная задача банка-брокера - на рынке найти для клиента ценные бумаги, которые его устраи­вали бы по цене, или продать по поручению клиента принад­лежащие ему бумаги по указанной цене.

Банк-брокер на основании договора поручения оказыва­ет клиенту услуги по покупке ценных бумаг. Найдя на рынке бумаги, которые нужны клиенту, банк-брокер от имени кли­ента заключает договор с владельцем ценных бумаг, который поставляет ценные бумаги, а клиент со своего счета оплачива­ет их приобретение. За свои услуги банк-брокер получает ко­миссионное вознаграждение. Если клиент дает поручение продать ценные бумаги, то сделка совершается по такой же схеме, только клиент поставляет ценные бумаги покупателю, а последний осуществляет их оплату.

Договор поручения. Его характеристиками являются:

юридические наименования сторон договора: по данному дого­вору банк-брокер называется поверенным, клиент - доверите­лем. Клиент выдает банку-брокеру доверенность на соверше­ние действий, предусмотренных договором;

содержание договора: банк-брокер обязуется совершить от имени клиента и за его счет определенные юридические дей­ствия, прежде всего, куплю-продажу ценных бумаг;

права и обязанности клиента: права и обязанности по сдел­ке, совершенной банком-брокером, возникают непосредст­венно у самого клиента;

обязанности банка- брокера:

В соответствии с договором поручения, банк-брокер яв­ляется лишь посредником в заключении договора купли-продажи ценной бумаги, но не посредником в движении де­нег и ценных бумаг.

Осуществляя сделку по договору комиссии, банк-брокер действует в качестве комиссионера и заключает сделку от сво­его имени, но за счет клиента. В данном случае клиент, за­ключив с банком-брокером договор комиссии, перечисляет ему денежные средства на покупку ценных бумаг (поставляет банку-брокеру ценные бумаги для продажи), которые у бан­ка-брокера учитываются на забалансовых счетах. Банк-брокер, выполняя поручение клиента, заключает договор от своего имени, так как у него уже есть клиентские деньги на покупку ценных бумаг.

В соответствии с договором комиссии, клиент перечисляет банку-брокеру денежные средства на покупку ценных бумаг в полном объеме или частично, согласно условиям договора.

Договор комиссии. Его основными характеристиками являются:

юридические наименования сторон договора: по данному дого­вору банк-брокер называется комиссионером, клиент - коми­тентом;

содержание договора: брокер обязуется по поручению кли­ента совершить от своего имени и за счет клиента опреде­ленные юридические действия, прежде всего, куплю-продажу ценных бумаг;

главное отличие от договора поручения: права и обязанности по сделке, совершенной банком-брокером как комиссионе­ром, возникают непосредственно у самого банка-брокера, да­же если клиент назван в сделке и вступил в отношения с третьим лицом по исполнению сделки;

обязанности банка-брокера:

оплата услуг банка-брокера: клиент уплачивает брокеру воз­награждение и понесенные издержки в соответствии с усло­виями договора. Право брокера на вознаграждение сохраня­ется, даже если договор не был исполнен по воле клиента.

В соответствии с договором комиссии, брокер является «функционирующим» посредником, так как непосредственно через него осуществляется движение денег и ценных бумаг.

На основании договора комиссии банк-брокер открывает клиенту отдельный счет. Различают несколько видов счетов. В зависимости от формы оплаты ценных бумаг выделяют два основных типа счетов: кассовый и маржинальный.

Кассовый (наличный) счет получил наибольшее распро­странение, так как практически сводит к минимуму риски, связанные с оплатой ценных бумаг и их поставкой. Клиент отдает банку-брокеру приказ на приобретение ценных бумаг только в пределах тех средств, которые имеются у него на сче­те, или он готов оплатить эту покупку в кратчайшие сроки (обычно в течение 5 дней).

В связи с нестабильностью российского рынка банки-брокеры с незнакомыми клиентами редко проводят операции по покупке ценных бумаг без предварительного зачисления средств клиента на счет банка-брокера.

Маржинальные счета - это счета, предназначенные для оплаты сделок клиента, совершаемых с привлечением ссуды со стороны банка-брокера в виде ценных бумаг или денежных средств.

Также у банка брокера есть собственные счета, на кото­рых хранятся средства, принадлежащие самому банку-брокеру, и доверительные счета - на них сосредоточены де­нежные средства клиентов по договорам доверительного управления.

Взаимодействие клиента с банком-брокером основано на составлении покупателем (продавцом) заявки на совершение конкретной операции на фондовом рынке, которую банк-брокер должен исполнить. Заявка является строго формализо­ванным документом, в котором оговорены все условия сделки.

Стандартная заявка должна содержать следующие обяза­тельные параметры:

Виды заявок (приказов) будут рассмотрены ниже.

Несмотря на высочайшую конкуренцию между инвести­ционными компаниями и банками, последние имеют ряд преимуществ.

Опыт инвестиционных компаний по привлечению кли­ентов отечественные банки легко могут трансформировать. На Западе кредитные организации являются доминирующи­ми игроками на рынке брокерских услуг. Без сомнения, со временем российские банки также займут большую долю рынка. Как быстро это произойдет, будет зависеть от работы самих банков и их стратегии действий на данном направле­нии работы. Крупные инвестиционные компании, предвидя это, сами начинают приобретать кредитные организации для оказания через них банковских услуг своим клиентам.