logo
Активные и пассивные операции

Тема 2. Классификация и общая характеристика банковских операций. Активные и пассивные операции

Понятие банковского продукта.

Сущность и основные правила проведения банковских операций.

Классификация банковских операций (в зависимости от формирования или размещения ресурсов, по функциональному назначению, субъектам отношений, платности, связи с движением материального продукта, степени значимости в структуре банковской деятельности и т.д.) и их краткая характеристика.

Свойства банковских услуг.

Эволюция стандартного набора банковских операций: традиционные, дополнительные и нетрадиционные. Тенденции к универсализации, унификации и специализации проводимых операций. Проблема комплексности банковского обслуживания и пути ее решения

Выполняемые банком операции и оказываемые им услуги принято называть банковским продуктом. Однако следует иметь в виду, что в этих понятиях существуют определенные различия.

Банковский продукт

– это конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, то есть упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.

Банковская операция

– практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему конкретной услуги), направленные на заключение сделок и их исполнение, форма воплощения в действительность банковского продукта.

Банковская услуга

– результат банковской операции, то есть итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке-продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.).

Банковские услуги носят коммерческий характер и имеют рыночную цену, предоставляются клиентам на платной основе (за вознаграждение в виде процента, комиссии и т.п.). Функционирование банков в сфере денежного обращения определяет специфические особенности банковских услуг.

Свойства банковских услуг:

 

Как уже говорилось в теме 1, осуществляемые кредитными организациями сделки, не включенные в перечень банковских операций, не являются монополией только кредитных организаций. То есть ряд услуг, которые кредитные организации оказывают своим клиентам, может предоставляться различными организациями, не являющимися кредитными. И наоборот, кредитные организации могут выполнять операции, не относящиеся к банковским, например, операции с ценными бумагами. Это вызвано тем, что на рынке банковских услуг существует серьезная конкуренция. Снижение возможности роста прибыли от лицензируемых банковских операций вынуждает банки искать новые источники доходов путем развития других, нетрадиционных для банков услуг. 

В связи с многообразием выполняемых кредитными организациями банковских операций не существует единых правил их осуществления. Кроме того, каждая кредитная организация разрабатывает собственные правила осуществления конкретных банковских операций в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами. Обычно они закрепляются во внутрибанковских документах, утверждаемых уполномоченными органами кредитной организации. Тем не менее, все документы, определяющие правила осуществления банковских операций, должны предусматривать:

Все осуществляемые кредитными организациями банковские операции и сделки можно классифицировать по различным критериям.

В связи с многообразием выполняемых кредитными организациями банковских операций не существует единых правил их осуществления. Кроме того, каждая кредитная организация разрабатывает собственные правила осуществления конкретных банковских операций в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами. Обычно они закрепляются во внутрибанковских документах, утверждаемых уполномоченными органами кредитной организации. Тем не менее, все документы, определяющие правила осуществления банковских операций, должны предусматривать:

Все осуществляемые кредитными организациями банковские операции и сделки можно классифицировать по различным критериям.

В связи с многообразием выполняемых кредитными организациями банковских операций не существует единых правил их осуществления. Кроме того, каждая кредитная организация разрабатывает собственные правила осуществления конкретных банковских операций в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами. Обычно они закрепляются во внутрибанковских документах, утверждаемых уполномоченными органами кредитной организации. Тем не менее, все документы, определяющие правила осуществления банковских операций, должны предусматривать:

Все осуществляемые кредитными организациями банковские операции и сделки можно классифицировать по различным критериям.

Например:

        По времени возникновения банковские операции и сделки подразделяются на традиционные (классические) и нетрадиционные (новые).

К традиционным операциям относятся те из них, которые исторически сложились в процессе длительной эволюции банковского дела (депозитные, кредитные, расчетные, кассовые). Нетрадиционные операции – это операции, которые в силу ряда причин (конкуренции, научно-технического прогресса и др.) появились за последние годы в арсенале кредитных учреждений (форфейтинговые, лизинговые, консалтинговые и др.). 

Возможны и другие критерии в формировании классификации банковских услуг.

Классификация банковских операций важна с точки зрения анализа деятельности банка, принятия правильных управленческих решений. Формирование экономически обоснованной банковской политики требует большой аналитической работы: необходимо проанализировать по каждому виду банковских операций и услуг спрос и предложение в данном регионе, выяснить круг клиентов реальных и потенциальных, сопоставить возможности банка с потребностями клиентов, определить наиболее и наименее доходные операции, определить круг новых операций, которые необходимо освоить в будущем, определить, какие изменения следует внести в действующие условия предоставления услуг и т.п.

Российские банки, также как и большинство банков других стран, согласно банковскому законодательству являются универсальными – они имеют право осуществлять все операции, предусмотренные законом и лицензией. Но даже в странах, банковская система которых построена на принципе специализации, банки стремятся к универсализации своей деятельности, комплексному банковскому обслуживанию своих клиентов. Тенденция к универсализации является одной из характерных особенностей современного банковского дела.

Однако универсализация не предполагает распыления средств. Она эффективна лишь при наличии крупного банковского капитала, поэтому мелкие и средние банки не могут быть универсальными, для них характерна специализация на наиболее эффективных направлениях деятельности.

Пассивные операции. Ресурсы банка: их структура и характеристика. Субординированный кредит (заем) и порядок его отнесения к собственным или привлеченным средствам банка. Структура привлеченных денежных средств банка. Общепринятые в банковской практике пропорции между собственными и привлеченными средствами банка и направлениями их использования

Определение банка1 как учреждения, которое аккумулирует свободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, уже предполагает наличие в его деятельности активных и пассивных операций.

Пассивные операции

– это операции, в результате ведения которых увеличиваются денежные ресурсы (собственные и привлеченные), которыми кредитная организация реально располагает и может распоряжаться.

Исторически пассивные операции играли первичную и определяющую роль по отношению к активным, так как для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность ресурсов. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов является первым и основополагающим принципом деятельности кредитных организаций2. Этот принцип подразумевает не только количественное соответствие между имеющимися ресурсами и направлениями их вложения, но и соответствие характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.

Прежде всего, это относится к срокам обязательств и требований кредитных организаций. Если банк привлекает средства, главным образом, на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные кредиты, то его способность своевременно расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность3) оказывается под угрозой.

Для обеспечения самоокупаемости и получения прибыли кредитная организация должна добиваться согласования цены привлечения ресурсов и доходности их размещения. Привлечение дорогостоящих ресурсов предполагает наличие у кредитной организации высокодоходных направлений их размещения, в противном случае у нее возникнут убытки от основной деятельности.

Таким образом, возможность проведения тех или иных активных операций определяется структурой пассивов кредитной организации.

Все ресурсы кредитной организации по способу образования подразделяются на:

Структура банковских ресурсов по отдельным кредитным организациям отличается большим разнообразием. Это зависит от многих факторов, например от:

Рассмотрим структуру ресурсов десяти российских банков по данным публикуемой отчетности на 01.10.2003 (см. табл.):