logo
34698 / та / цб

1. Особенности возникновения и формы организации центральных банков, их классификация.

Исторически существовали два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции.

Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине XIX – начале XX вв.). Так, Банк

Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции – в 1848 г., Банк

Испании – в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 – 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. – Банк Японии, в 1946 г. – Банк

Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

После второй мировой войны были созданы государственный эмиссионные институты в ФРГ – Бундесбанк (1957 г.) и Австрии – Резервный банк Австрии

(1960 г.).

В современных условиях в большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии.

Рассмотрим организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран на примере Франции и Великобритании, а также

Банка России.

Банк Франции

Во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на ј наличными и на ѕ государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”.

В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в

1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции.

После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован.

Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.

Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок.

Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет

Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов.

Банк контролируется казначейством и министерством финансов.

Банк Англии.

Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в

1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивающихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот

Банк.

В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением

14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.

После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован.

Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля над банками.

Высший орган банка – Директорат, состоящий из четырех штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством.

Банк России[1]

Банк России, как приемник Государственного банка Российской империи,

Народного банка РСФСР, Государственного банка РСФСР и СССР, возник сразу как государственный банк.

Государственный банк Российской империи возник в 1860 году по указу императора Александра II. Являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и, согласно уставу, был учрежден «для оживления торговых оборотов и укрепления денежной кредитной системы». В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных трат, покупку и продажу золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупку государственных бумаг за свой счет. С 1860 по 1894 год являлся вспомогательным учреждением Министерства Финансов.

С конца 80-ых годов XIX века Государственный банк Российской империи подготовил денежную реформу, которая была проведена в 1895-1898 гг. и ознаменовалась введением в России золотого монометаллизма. В ходе этих реформ банк получил эмиссионное право.

С принятием в 1984 году нового устава начинается второй период в деятельности Государственного банка Российской империи. После денежного кризиса, вызванного Русско-японской войной 1905-1906 гг. он трансформировался в банк банков. Государственный банк Российской империи являлся крупнейшим в Европе учреждением по количеству золотого запаса.

Прекратил свое существование после 7 ноября 1917 года.

Народный банк РСФСР существовал с 1917 по 1920 годы. Официально действовал по уставу 1894 года, но фактически был вспомогательным учреждением Наркомфина. Занимался в основном эмиссией бумажных денег. В эпоху военного коммунизма и всеобщих безденежных расчетов его роль была сведена до минимума, и, в итоге, Народный банк РСФСР был расформирован.

Государственный банк РСФСР возник в связи с объявлением новой экономической политики 10 января 1921 года. В 1923 году после образования

Советского Союза преобразовывается в Государственный банк СССР. Банк получил исключительное эмиссионное право. 20 декабря 1991 года Госбанк СССР был расформирован, в связи с роспуском Советского Союза. Активы переданы в

Центральный банк Российской Федерации.

В банковской системе нашей страны Центральный банк Российской Федерации

(ЦБР, Банк России) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности ЦБР, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о

Центральном Банке и другими федеральными законами.

Конституция РФ в статье 71 устанавливает, что в ведении федеральной власти находятся, в частности, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Таким образом, Банк России - экономическая служба, орган государственной власти.

Как орган исполнительной власти Банк России подчиняется Правительству, одной из функций которого[2] является проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Подотчетен Банк России также законодательной власти, в ведении которой[3] находится также назначение и освобождение от должности Председателя банка. Контроль над Банком России осуществляет и

Президент: он представляет кандидатуру Председателя банка Государственной

Думе[4].

В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О Центральном банке РФ" Банк

России выступает в статусе юридического лица, то есть организации, которая

"имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом"[5]. Между тем доктор юридических наук, заведующий сектором

"Банковское право" Института государства и права РАН Г.А. Тосунян считает, что "имущество Банка России не отвечает признакам как имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, так и имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления. Собственностью

Банка России оно также не является, указанное имущество - федеральная собственность"[6]. Таким образом, в определении статуса Центрального банка

РФ содержатся спорные моменты.

Банк России управляется Советом директоров, состоящим из 12 членов, назначаемых Государственной Думой каждые 4 года. Кандидатуру Председателя

Совета директоров ей представляет Президент, а остальных членов – уже назначенный Председатель.

Классификация центральных банков

По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:

. Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании,

ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;

. Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;

. Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц).

Некоторые центральные банки, как отмечалось выше, были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).

Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.

Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и

Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам – членам ФРС, а в ФРГ – государству. Следовательно, 100%- ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.

Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.

Первая группа – страны, в которых руководящие органы центрального банка

(Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия,

Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.

Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден

Президентом страны.

К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.

В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулирует основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом

Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.

В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства.

Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.

Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.

Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно- кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.

В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка.

В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства.

И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы

США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.

Пятый фактор независимости центрального банка – наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии,

Нидерландов и ФРГ.

Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.

Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка по этому признаку от государства.

В Великобритании и США распределение кредитов государству осуществляется при участии центрального банка на открытом рынке.

Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.

Как следует из материалов МФВ, ставка инфляции в среднем значительно ниже в странах, которые имеют высоко независимые ЦБ[7]. Исследование работы ЦБ ряда стран за 1960-89 годы, приводит к выводу о том, что более независимые

ЦБ работают с более низкой инфляционной ставкой. Кроме того, установлено и существование обратной связи между независимостью ЦБ и инфляционной изменчивостью[8].

Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе.