Москва 2011 г.
Содержание
|
| стр.
| |
1. | Цели и задачи дисциплины. |
| |
2. | Место дисциплины в структуре ООП. |
| |
3. | Требования к результатам освоения дисциплины |
| |
4. | Объем дисциплины и виды учебной работы. |
| |
5. | Содержание дисциплины. |
| |
| 5.1. | Содержание разделов и тем дисциплины. |
|
| 5.2. | Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами |
|
| 5.3. | Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий |
|
6. | Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ |
| |
7. | Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии) |
| |
8. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: |
| |
| а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии); б) основная литература; в) дополнительная литература; г) программное обеспечение; д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы |
| |
9. | Материально-техническое обеспечение дисциплины. |
| |
10. | Образовательные технологии. |
| |
11. | Оценочные средства (ОС). |
|
1. Цели и задачи дисциплины
Дать представления об основных этапах и содержании истории кооперативной теории и кооперативного движения до современного момента. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой практики кооперативной теории и кооперативного движения. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской кооперативной теории и кооперативного движения, что позволит определить ее место во всемирном процессе кооперативной теории и кооперативного движения.
Показать по каким проблемам кооперативной теории и кооперативного движения велись и ведутся споры и дискуссии в российской и зарубежной практике.
Показать место кооперативной теории и кооперативного движения в обществе, формирование и эволюцию их понятий и категорий. Обратить внимание на тенденции развития мировых кооперативной теории и кооперативного движения и место и роль российских кооперативной теории и кооперативного движения в мировой науке. Проанализировать те изменения в представлениях о кооперативной теории и кооперативного движения, которые произошли в России в последнее десятилетие.
Раскрыть роль и место кооперативной теории и кооперативного движения в системе гуманитарных, социальных и естественнонаучных наук. Дать понимание значения кооперативной теории и кооперативного движения для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости. Показать взаимосвязь кооперативной теории и кооперативного движения и других гуманитарных и социальных наук (социологии, политологии, психологии, культурологии и др.), а также взаимодействие кооперативной теории и кооперативного движения и биологии, экологии и прочих дисциплин естественнонаучного профиля.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина входит в блок факультативных дисциплин и дисциплин по выбору.
Изучение дисциплины базируется на знаниях дисциплин гуманитарного цикла (истории, культурологии, философии, социологии), экономической теории, а также исторических аспектов изучения естественнонаучных дисциплин.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины. Студент должен:
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания;
на начальном уровне владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
на начальном уровне быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
на начальном уровне быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы;
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
на начальном уровне быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
на начальном уровне владеть навыками перевода с иностранных языков.
Последующие межпредметные связи дисциплины.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Полученные при изучении курса знания и умения студенты могут использовать при последующем изучении дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла для раскрытия исторического развития явлений и фактов экономики и общественного развития. Особенное значение это имеет при изучении дисциплин гуманитарного цикла (истории, культурологии, философии, социологии, политологии).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции – ОК-1 – ОК-4; особое значение преподавание курса имеет для формирования умения критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью к осуществлению функций руководителя подразделения предприятия;
профессиональные компетенции – ПК-1 – ПК-4, ПК-7 – ПК-17; особое значение преподавание курса имеет для формирования осознания социальной значимости своей будущей профессии, стремления к саморазвитию и повышению квалификации; способности находить организационно-управленческие решения в стандартных и нестандартных ситуациях; способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач; способности организовывать закупку и поставку товаров, осуществлять связи с поставщиками и покупателями, контролировать выполнение договорных обязательств; системных представлений об основных организационных и управленческих функциях, связанных с закупкой, поставкой, транспортированием, хранением, приемкой и реализацией товаров; способности применять принципы товарного менеджмента и маркетинга при закупке и реализации сырья и продвижении товаров; умением анализировать спрос и разрабатывать мероприятия по стимулированию сбыта товаров и оптимизации торгового ассортимента.
В результате изучения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
основные этапы в истории кооперативной теории и кооперативного движения, их хронологию;
характеристику подходов к кооперативной теории как науке, ее место в системе гуманитарного знания, выдающихся отечественных и мировых кооператоров и их концепции;
состояние кооперативной теории и кооперативного движения и проблемы их развития в России и мире;
характеристику источников кооперативного знания и приемов работы с ними.
уметь:
выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся оценки событий и фактов кооперативной теории и кооперативного движения;
ориентироваться в мировом процессе кооперативной теории и кооперативного движения;
рассматривать отечественную кооперативную теорию и кооперативное движение как часть всемирной кооперативной теории и кооперативного движения, проводить сравнение отечественного и мирового опыта кооперативной теории и кооперативного движения;
связать теоретический материал с проблемами современности.
владеть:
основами кооперативного мышления;
умением систематизировать факты и формулировать аргументированные выводы, в том числе по истории развития кооперативной теории и кооперативного движения;
умениями извлекать знания из кооперативных источников и применять их для решения познавательных задач.
иметь представление:
о сущности, формах и функциях кооперативной теории и кооперативного движения;
о методах и источниках изучения кооперативной теории и кооперативного движения;
о периодизации истории кооперативной теории и кооперативного движения, основных событиях и их исторической интерпретации;
о месте кооперативной теории и кооперативного движения России во всемирной истории кооперативной теории и кооперативного движения;
иметь опыт:
работы с научной и публицистической литературой;
выявления общих тенденций и направленности процессов кооперативной теории и кооперативного движения;
анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
устного и письменного изложения своего понимания процессов кооперативной теории и кооперативного движения;
участия в полемике по дискуссионным вопросам истории кооперативной теории и кооперативного движения.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | 54 | III |
В том числе: | - | - |
Лекции | 20 | - |
Практические занятия (ПЗ) | - | - |
Семинары (С) | 34 | - |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | 54 | - |
В том числе: | - | - |
Курсовой проект (работа) | - | - |
Расчетно-графические работы | - | - |
Реферат (при наличии) | 2 | - |
Другие виды самостоятельной работы | 52 | - |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | З | - |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 108 (144) 3 | - |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
Содержание лекций
- Москва 2011 г.
- Раздел 1. Мировой опыт кооперации (10 ч.)
- Тема 1. Складывание кооперативного движения в зарубежных странах. Кооперативные идеи и концепции (4 ч.)
- Тема 2. Развитие кооперативного движения в зарубежных странах в первой половине хх в. Кооперативные идеи и концепции. Международный кооперативный альянс и международные кооперативные принципы (2 ч.)
- Тема 3. Кооперативное движение в зарубежных странах во второй половине хх в. – начале XXI вв. Кооперативные идеи и концепции (4 ч.)
- Раздел 2. Отечественный опыт кооперации (10 ч.)
- Тема 4. Кооперативное движение в дореволюционной России. Кооперативные идеи и концепции (2 ч.)
- Тема 5. Советская кооперация 1917-1941 гг. Кооперативные идеи и концепции (2 ч.)
- Тема 6. Советская кооперация в 1941-1985 гг. Кооперативные идеи и концепции (2 ч.)
- Тема 7. Возрождение советской кооперации 1985-1991 гг. Кооперативные идеи и концепции (2 ч.)
- Тема 8. Экономическая, социальная сущность и природа кооперации (2 ч.)
- Раздел 1. Мировой опыт кооперации (16 ч.)
- Тема 1. Складывание кооперативного движения в зарубежных странах. Кооперативные идеи и концепции (8 ч.)
- Тема 3. Кооперативное движение в зарубежных странах во второй половине хх в. – начале XXI вв. Кооперативные идеи и концепции (8 ч.)
- Раздел 2. Отечественный опыт кооперации (18 ч.)
- Тема 4. Кооперативное движение в дореволюционной России. Кооперативные идеи и концепции (8 ч.)
- Тема 5. Советская кооперация 1917-1941 гг. Кооперативные идеи и концепции (2 ч.)
- Тема 6-7. Советская кооперация в 1941-1985 гг. Возрождение советской кооперации 1985-1991 гг. Кооперативные идеи и концепции (4 ч.)
- Тема 8. Экономическая, социальная сущность и природа кооперации (4 ч.)
- 6. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ
- 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии)
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: