logo
БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2012

3. Комплекс организационно-управленческой документации, его роль в управлении банком

Для успешной деятельности банка вопросы ее организации необходимо дополнять разработкой и использованием на практике внутренних нормативов и правил поведения сотрудников. Этой цели служит комплекс организационно-управленческой документации (КОУД). Комплекс организационно-управленческой документации можно определить как совокупность внутренних документов, разрабатываемых самим банком, регламентирующих порядок проведения операций, процедуры принятия решений, действия сотрудников.

К документам, входящим в комплекс организационно-управленческой документации, предъявляются следующие требования:

-документы комплекса должны включать все необходимые требования внешней, по отношению к банку, среды (требования законов и актов Банка России);

-в документах комплекса не должно быть противоречий требованиям внешней среды и друг другу;

-документы должны регулярно анализироваться на предмет наличия устаревших требований;

-требования внутренних документов должны быть изложены четко и не допускать неоднозначного толкования;

-все документы комплекса должны быть утверждены соответствующим органом управления банка.

Документы, составляющие КОУД коммерческого банка, можно разделить на три группы.

К первой группе целесообразно отнести стандарты коммерческого банка. К стандартам банка относятся:

-стандарты выполнения операций;

-стандарты выполнения внешних нормативных требований;

-стандарты качества банковских услуг;

-стандарты функционирования средств автоматизации;

-аналитические стандарты.

Ко второй группе внутренних документов целесообразно отнести положения, а именно положения о подразделениях, о порядке выполнения работ и положения, регламентирующие систему управления.

К третьей группе внутренних документов следует отнести должностные инструкции. КОУД должен содержать нормы, регулирующие процедуры контроля деятельности каждого служащего. Необходимо стремиться к тому, чтобы КОУД позволял сделать все операции банковских служащих прозрачными.

Стандарты устанавливают на процессы, технология выполнения которых уже достаточно определилась. На новые порядки выполнения работ разрабатываются положения или инструкции, требования которых тоже должны выполняться, но их нарушение влечет меньшую ответственность, чем нарушение требований внутренних стандартов.

Поэтому по мере накопления опыта проведения той или иной операции положения и инструкции, регламентирующие ее выполнение, следует переводить в ранг внутренних стандартов с ужесточением ответственности за их нарушение.

Руководству коммерческого банка следует стремиться к скорейшему и качественному закреплению всех основных процедур, выполняемых банковским механизмом, во внутренних стандартах коммерческого банка.