logo
Birzhevaya_torgovlya

Тема12:Материально-техническое обеспечение (мтб) товарных бирж.

12.1. Основное назначение материально-технической базы. Слагаемые МТБ. Основные фонды товарных бирж, их Содержание и современное состояние. Назначение Материально-технической базы биржи

Для эффективной организации гласных публичных торгов, котировки цен, биржевого страхования и информационного обеспечения биржевой деятельности биржа должна располагать надлежащей материально-технической базой, которая представляет собой совокупность материально - вещественных ценностей Материально- техническая база биржи включает основные фонды и оборотные средства биржевых складов. (рис. 12.1)

рис. 12.1. Слагаемые материально-технической базы биржи

Основное назначение материально-технической базы баржи заключается в быстром и качественном удовлетворении потребностей участников биржевой торговли.Создание, развитие и совершенствование материально-технической базы баржи осуществляется в основном за счет средств в составе уставного фонда и средств, создаваемых за счет доходов от хозяйственной деятельности. Известно, что основными статьями дохода биржи является: - комиссионное вознаграждение, взимаемое с участников биржевых торгов за каждый заказ, исполненный в биржевом зале;

- плата за допуск товаров к биржевой торговле;

- вступительные, ежегодные и целевые взносы членов биржи;

- средства, поступающие от постоянных и разовых посетителей;

- взносы на покрытие текущих убытков или на создание необходимых резервов.

Кроме того, материально-вещественные ценности могут быть переданы бирже в собственность или в аренду учредителями и членами биржи в счет учредительных паев и вступительных взносов. Определение необходимой материально-технической базы биржи имеет важное значение. Исходными данными для расчета потребности в материально-вещественных ресурсах биржи являются предусматриваемые объемы биржевого товарооборота и оказываемых посреднических услуг, а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах на единицу товара. Планирование потребности проводится по всей номенклатуре и заключается в определении объемов потребных ресурсов. Общая потребность в биржевых ресурсах складывается из потребности в ресурсах, необходимых для:

•выполнения планов биржевого товарооборота;

• создания и поддержания переходящих запасов на конец планового периода; •осуществления всей хозяйственной деятельности биржи.

Расчеты потребностей в ресурсах должны сопровождаться планированием источников и средств их покрытия, т. е. потребности по всей номенклатуре должны быть увязаны с источниками их финансирования. Определение потребности в ресурсах возможно с использованием следующих подходов: а) детерминистского (на основе планов товарооборота и нормативов расходования материальных ресурсов); б) стохастического (на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей в прошлые периоды); в)статистического (на основе прогнозирования потребности).

Потребность в материальных ресурсах отдельного вида (например, персональные компьютеры) определяется по всем направлениям (управление биржей, биржевые торги и т. п.), а внутри направления — по всем видам работ, для выполнения которых используется данный ресурс (например, обработка, анализ, хранение и передача биржевой информации). Выбор метода расчета потребности в материальных ресурсах обусловливается особенностями самих ресурсов, условиями их потребления и наличием данных, необходимых для выполнения соответствующих расчетов.

Основные фонды товарных бирж.

Основные фонды биржи — это совокупность материально-вещественных ценностей, которые целиком и многократно используются в биржевом процессе в качестве средств труда участников биржевой торговли. Основные фонды биржи в общем случае включают здание, склады, транспорт, средства автоматизации и другие материально-технические средства, которые приобретены биржей или переданы ей в собственность или в аренду.

Здание биржи арендуется или строится по индивидуальному проекту с учетом требований, предъявляемых к операционному залу (вместимость, деление на биржевые секции, удобно расположенные брокерские кабины со средствами связи и компьютером, большое информационное табло и др.) и служебным помещениям.Биржевые склады представляют собой важнейшую часть материально-технической базы и предназначены для хранения товаров, поступающих в качестве исполнения обязательств по биржевым контрактам. Для обеспечения сохранности товарных запасов на складах создаются необходимые условия хранения товаров с учетом самых разнообразных физико-химических свойств. На размеры площади, вместимость складов, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура биржевого товарооборота и товарных запасов.Устройство складов должно отвечать требованиям, предъявляемым к правилам их эксплуатации, соблюдению условий охраны труда и техники безопасности, а также противопожарной безопасности. Так, для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с биржевыми товарами склады должны быть оснащены грузоподъемными машинами и механизмами (краны, грузовые лифты, лебедки и т.д.), транспортирующими машинами и устройствами (конвейеры, грузовые напольные тележки и другие виды оборудования), погрузочно-разгрузочные машины (электропогрузчики, автопогрузчики, электроштабелеры). Для взвешивания товаров необходимо наличие на складах передвижных и стационарных весов. Для хранения товара широко применяются стеллажи, поддоны (для хранения товарно-штучных товаров), бункерные устройства, закрома (для хранения насыпных товаров), резервуары, бочки, специализированные контейнеры (для хранения наливных товаров).

В настоящее время ни одна биржа не обходится без средств автоматизации (персональные компьютеры, объединенные в сеть, электронные табло, средства связи и т. п.), с помощью которых обеспечиваются: •обработка, анализ, хранение и передача биржевой информации;

•подготовка и распространение текстовой информации;

•проведение аукциона в течение одновременных торгов;

• связь биржи со своими филиалами и с другими биржами, брокерскими фирмами, складами и т.д.; • внутрибиржевая деятельность, включающая автоматизированные рабочие места руководства, брокеров, маклерской службы и т.д.;

•уменьшение документооборота на бирже;

• возможность модульного наращивания мощности автоматизированной системы. Основные технические требования к средствам автоматизации — надежность и эффективность. Кроме того, ставится задача обеспечения скорости передачи информации, фактически не уступающей по своей эффективности человеческому общению, что вполне возможно на современном уровне развития компьютерной техники и средств связи. Функциональные возможности по обработке, анализу, хранению и передаче биржевой информации обеспечиваются прикладными программами, которые наряду с методическими, языковыми, информационными и техническими средствами составляют автоматизированное рабочее место биржевика (АРМБ). Выделяют три класса: АРМ руководства биржи, АРМ специалистов биржи и АРМ технического и вспомогательного персонала. Потребность в основных фондах определяется дифференцированно по их видам: здания, сооружения — пассивная часть основных фондов; оборудование, транспортные средства, средства автоматизации и др. — активная часть основных фондов. Исходными данными для расчета потребности в основных фондах биржи на будущий период являются: •планируемый объем биржевого товарооборота;

•фондоемкость основных фондов;

•рыночная стоимость отдельных видов основных фондов;

•стоимость установки оборудования и других механизмов.

Общая потребность в основных фондах биржи на планируемый период рассчитывается по формуле П оф = Т*Фе,

где Поф — общая потребность в основных фондах в стоимостном измерении;

Т—планируемый объем биржевого товарооборота:

Фе—фондоемкость основных фондов в планируемом периоде.

Для оценки эффективности использования основных фондов используют показатели фондоотдачи, рентабельности, фондоемкости, фондооснащенности и фондовооруженности. Фондоотдача определяется отношением объема биржевого товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов

Ф=Т/ Фсг,

Где Фотд — фондоотдача;

Т— биржевой товарооборот:

Фсг— среднегодовая стоимость основных фондов.

Рентабельность основных фондов определяется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов:

Р = П / Фсг

где Р — рентабельность;

П — прибыль.

Фондоемкость рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к объему биржевого товарооборота:

Фе = Фсг/Т.

Фовдооснащенность определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к численности работников биржи:

Фосн = Фсг / Ч

где Ф — фондооснащенность;

Ч — численность работников биржи.

Фондовооруженность равна отношению активной части основных фондов к численности работников:

Фв = Ф, сг / Ч,

где Фв – фондовооруженность;

Ф, сг - среднегодовая стоимость активов основных фондов биржи.

Кроме общих показателей, которые характеризуют эффективность использования всей совокупности основных фондов биржи, применяются частные показатели использования отдельных видов фондов. Например, показателями использования средств автоматизации являются коэффициент использования персональных Компьютеров и другие коэффициенты.

12.2. Уровень развитости компьютерно-коммуникационной системы товарной биржи, её функции. Средства телекоммуникации.

Широкое распространение средств автоматизации позво­ляет сформировать прочную технологическую базу для организационного управления биржевой деятельностью. В частности, это решает проблему, связанную с неудержимым увеличением объемов биржевой информации, которую необходимо хранить, анализировать, обрабатывать, передавать на большие расстояния и т.п.

В целом круг проблем, связанных с компьютеризацией биржевой дея­тельности, чрезвычайно широк. К ним относятся как общетехнологические вопросы организации обработки информации (формирование оптимального диалога, определение коллективных форм переработки информации, выра­ботка процедур общения с базами данных и др.), так и вопросы выбора эф­фективных технологических и технических средств, необходимых для про­ведения подобной работы. Немаловажным фактором является степень го­товности биржи к компьютеризации, т.е.:

Специалисты, занятые на бирже, с помощью ПЭВМ получают возмож­ность облегчить и в то же время в значительной степени упорядочить и ин­тенсифицировать свою деятельность.

На первом этапе обычно автоматизируется рутинная работа, например регистрация брокеров и брокерских контор, подготовка биржевой ведомости (price-list), подготовка документов для регистрации сделок и т.п.

Второй, более сложный, этап - разработка специальных пользователь­ских языков, с помощью которых специалист может самостоятельно выпол­нять на ПЭВМ определенные действия, например проводить анализ эконо­мических показателей предприятий - участников биржевых торгов, оцени­вать результаты работы той или иной брокерской фирмы и т.д.

Наконец, на третьем этапе - это наиболее сложный процесс - может быть частично автоматизирована и творческая деятельность специалиста биржи. ПЭВМ в этом случае выступает уже в роли квалифицированного хра­нителя ряда фактов (знаний) из области биржевой деятельности. При реше­нии какой-либо проблемы, например исследование биржевого рынка, ПЭВМ проводит анализ этого рынка и выдает определенные рекомендации по рабо­те на рынке, подсказывает альтернативные подходы или предлагает уже из­вестные решения в аналогичных ситуациях и т.д.

На всех трех этапах сотрудники биржи активно используют ПЭВМ в сво­ей деятельности.

Для эффективной работы пользователя с ПЭВМ разрабатываются так называемые автоматизированные рабочие места (АРМ), использующие но­вые информационные технологии и для которых главным фактором их ус­пешного функционирования является наличие специальных диалоговых язы­ков высокого уровня, облегчающих для человека контакт с ПЭВМ (так на­зываемый «дружественный интерфейс»).

Новая информационная технология - это методы обработки информа­ции, организационно-управленческие концепции ее формирования и потреб­ления, а также совокупность всех видов информационной техники. Другими словами, новая информационная технология может быть определена как со­четание процедур, реализующих функции хранения, обработки и передачи информации в организационной структуре управления биржей с использова­нием выбранного комплекса технических средств.

ПЭВМ, являющиеся основой новой информационной технологии, позво­ляют максимально интегрировать информационные технологии на бирже путем перевода их на единый процесс обработки. При этом за счет универ­сальности используемых технических средств обеспечивается не только технологическая и методическая интеграция, но и организационная интегра­ция информационных систем и процессов в виде широкой сети автоматизи­рованных рабочих мест брокеров, маклеров, служб биржи.

Для новой информационной технологии характерны:

• работа пользователя в режиме манипулирования (а не программирова­ния) данными. Пользователь должен «видеть», используя средства вывода (дисплей, принтер), и «действовать», используя средства ввода (клавиатура, мышь, сканер), а не «знать» и «помнить»;

• сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения ин­формации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отобра­жения, восстановления и защиты данных;

• безбумажный процесс обработки документов, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант того или иного документа, а про­межуточные версии и необходимые данные записаны на машинные носите­ли и доводятся до пользователя через экран дисплея ПЭВМ:

• интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими воз­можностями для пользователя;

• возможности коллективного использования документов на основе не­скольких ПЭВМ, объединенных в вычислительную сеть;

• возможности адаптивной перестройки формы и способа представле­ния информации в процессе решения конкретной задачи.

Человеко-машинные системы на базе ПЭВМ позволяют значительно сократить избыточность информационных потоков по всем ступеням управ­ления биржей (за счет определенного агрегирования данных на рабочих ме­стах сотрудников биржи) и существенно повысить эффективность прежде всего оперативного управления.

Новая информационная технология на базе ПЭВМ является основой децентрализованной системы организационного управления биржей. При этом обеспечивается:

• ускорение обработки информации за счет максимального приближе­ния средств обработки данных к объектам управления (операционный зал, служба регистрации сделок и т.п.) и обеспечения принятия оперативных решений;

• снижение расходов на содержание всей системы организационного уп­равления биржей;

• рост гибкости организационной структуры биржи;

• повышение ответственности сотрудников биржи;

• возможность поэтапного (модульного) наращивания мощности систе­мы автоматизированного управления биржей;

• уменьшение объемов документооборота на бирже;

• возрастание информационной рациональности системы за счет увели­чения количества необходимых для управления данных и повышение их дос­товерности и своевременности.

Децентрализованная система управления биржей предполагает приме­нение децентрализованных баз данных, не требующих затрат на сбор инфор­мации в единый центр, создание громоздких и дорогостоящих систем для хранения больших объемов данных, и вероятность ошибок в которых незна­чительна.

Уровень децентрализации может быть различным. Возможно распреде­ление данных по отдельным базам при сохранении централизованного указа­теля их размещения. В другом случае при образовании локальных баз дан­ных сохраняется общая база данных в центре. Уровень децентрализации баз данных должен быть определен исходя из конкретных функциональных и эко­номических требований к реальной локальной или региональной организаци­онной структуре биржи.

При децентрализации достигается и большая «живучесть» автоматизи­рованной системы управления биржей, так как выход из строя одной ПЭВМ не приводит к отказу всей системы управления. Принципиальным достоин­ством децентрализованной системы является минимизация риска внедре­ния техники. В централизованной системе внедрение начинается с закупки и установки большой ЭВМ (чаще всего с избыточным ресурсом) и организации каналов связи. В этом случае вкладываются значительные материальные средства и задействуются значительные людские ресурсы. В децентрализованной системе степень риска от внедрения минималь­на, так как система наращивается поэтапно с незначительными сбалансиро­ванными материальными затратами на каждом этапе.

12.3. Оборотные фонды товарных бирж – их сущность.

Оборотные средства представляют собой авансированную в денежной форме стоимость для формирования и использования оборотных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах обеспечивающих нормальный торгово-технологический процесс на бирже. Оборотные фонды это часть материально-технической базы, целиком потребляемая в биржевых технологических процессах и полностью переносящая свою стоимость на стоимость биржевых услуг. оборотные фонды биржи используются как в процессе эксплуатации основных фондов биржи, так и для подготовки биржевых товаров к продаже. К оборотным фондам биржи относят так называемые прочие активы: запасы материалов для хозяйственных нужд, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы со сроком службы менее одного года независимо от их стоимости. В отличие от оборотных средств оборотные фонды полностью потребляются в биржевых процессах. Стоимость оборотных фондов на год может превышать сумму оборотных средств в несколько раз. Фонды обращения — это совокупность материальных ресурсов и денежных средств: запасы товаров на биржевых складах, отгруженные товары, денежные средства, находящиеся в кассах,

на банковских счетах, в расчетах за проданные и купленные биржевые товары и т.д. На каждой бирже размер оборотных средств зависит от ее местоположения, ассортимента биржевых товаров, котировок, близости биржевых складов и других условий. Оборотные средства бирж делятся на собственные и заемные, причем наибольшую долю в оборотных средствах составляют заемные средства кредиты банков. Собственные средства складываются из паев учредителей, членских взносов, сборов за заключенные биржевые сделки и других средств, создаваемых за счет доходов от хозяйственной деятельности. В зависимости от управления оборотные средства классифицируются на нормируемые (запасы биржевых товаров и др.) и ненормируемые (денежные средства на расчетном и текущем счетах биржи в банке и др.). Потребность в оборотных средствах биржи определяется на основе данных информации по каждому элементу (товарные запасы, денежные средства и прочие товарно-материальные цен- ности). Потребность в запасах товаров на биржевых складах на планируемый период рассчитывается на основе объема биржевого товарооборота и расчетных норм оборачиваемости (в днях) по формуле

Пт.з = Родн * Нт.з.

где П — потребность в товарных запасах на конец планируемого периода: Родн — однодневный объем заключенных сделок на продажу товаров;

Нт.з.— норма товарных запасов на складе, дней.

Потребность в денежных средствах определяется исходя из предстоящих расходов биржи (потоки денежных платежей, оплата труда служащих биржи, уплата налогов, коммунальные платежи, плата за аренду помещения и оборудования, расходы на рекламу и др.).Потребность в прочих товарно-материальных ценностях определяется на основе предполагаемых их разновидностей и рыночной цены методом прямого расчета по каждому виду. Уровень эффективности использования оборотных средств биржи в целом и отдельных их видов характеризуется системой показателей, включающих коэффициенты фондоотдачи, рентабельности и оборачиваемости оборотных средств.

Коэффициент фондоотдачи показывает величину биржевого товарооборота на 1 руб. оборотных средств и рассчитывается как отношение товарооборота к среднему запасу оборотных средств. Обратный ему показатель – коэффициент фондоемкости (загрузки) средств в обороте – определяется делением средних запасов оборотных средств на товарооборот. Он показывает величину оборотных средств в 1 руб. оборота продаж. Чем меньше показатель загрузки оборотных средств, тем эффективнее они используются.

Важным показателем эффективности использования оборотных средств является скорость оборота, т.е. время торгового обращения. Размер необходимых бирже оборотных средств тесно связан с объемом биржевого товарооборота и скорости их оборачиваемости. Чем больше товарооборот, тем больше требуется оборотных средств. И наоборот, чем быстрее оборачиваемость средств, тем меньше их нужно для осуществления того же объема товарооборота.

Время обращения оборотных средств измеряется длительностью одного оборота и коэффициентом оборачиваемости.

Длительность одного оборота в днях определяется по формуле

Одн=(ОА*Д)/Т,

Где Одн – длительность одного оборота, дней;

ОА – средний запас оборотных средств;

Д – продолжительность рассматриваемого периода;

Т – биржевой товарооборот.

Коэффициент оборачиваемости средств (Коб) – число оборотов, совершенных за конкретный период, определяется по формуле

Коб=Д/Одн

Ускорение оборачиваемости оборотных средств биржи позволяет ей существенно снизить потребность в них, так как между скоростью оборота и размером этих средств существует обратно пропорциональная зависимость. Ускорение оборота оборотных средств в биржевой торговле только на один день позволяет высвободить более 1 млрд руб. денежных средств.

12.4.Планирование материально-технического оснащения биржевой торговли

Концептуальное отличие АРМ участника биржевой дея­тельности на базе ПЭВМ от просто ПЭВМ на рабочем столе, например, брокера, маклера, руководителя биржи состоит в том, что в АРМ открытая архитектура ПЭВМ функционально, физически и эргономически настраива­ется на конкретного пользователя (персональное АРМ) или группу пользова­телей (сеть АРМ). Этот процесс неоднозначен (особенно при автоматизации работы специалистов), и нередко возникают довольно серьезные трудности в обосновании и определении общих требований к АРМ, ориентированных на решение различных задач. Действительно, с одной стороны, специалистам биржи (брокерам, дилерам, маклерам) важно предоставить возможность решать задачи, относящиеся к разным стадиям их работы и различным про­фессиональным ориентациям (исследование рынка, поиск контрагентов для купли /продажи, анализ индекса биржевых цен и т.п.), а с другой - руководи­тели бирж (брокерских контор) должны иметь возможность управлять этим процессом и интегрировать результаты работы специалистов в более круп­ные информационные массивы для принятия решений.

Автоматизированное рабочее место биржевика (АРМБ) пред­ставляет собой совокупность методических, языковых, информаци­онных, программных и технических средств, обеспечивающих ра­боту на ПЭВМ в области биржевой деятельности (рис. 12.1).

Главная составляющая АРМБ - это специальный язык диалога пользо­вателя и ПЭВМ, а также программная система, реализующая этот язык и обеспечивающая ведение необходимой базы данных по бирже. Язык пользо­вателя проектируется, как правило, непроцедурным и профессионально-ори­ентированным. Его основу составляют термины, необходимые для работы в области биржевой торговли. Обеспечивающая часть АРМ-биржевика обра­зует информационно-материальную основу и включает информационное, про­граммное и техническое обеспечение, используемое участниками биржевой деятельности для решения своих управленческих и организационных задач.

Информационное обеспечение - это совокупность реализованных реше­ний по объему, размещению и формам организации информации, необходи­мой для функционирования АРМ-биржевика. Оно включает нормативно-спра­вочную информацию по биржевой деятельности, унифицированные и специ­альные классификаторы технико-экономической информации и системы до­кументации (например, классификатор кодов товарных групп, систему доку­ментации по брокерской деятельности и т.п.).

Формой представления и организации данных в АРМ служат документы, массивы и базы данных.

При проектировании АРМ-биржевика информационное обеспечение на­ходит свое выражение в создании так называемой информационной базы биржи (ИББ) как совокупности упорядоченной и формализованной со­ответствующим образом информации.

Рис. 12.1. Структурная схема АРМБ

Различают внемашинную и внутримашинную информационные базы.

Внемашинная ИББ - это часть ИБ, представляющая собой совокуп­ность сообщений и документов, используемых при функционировании раз­личных АРМ на бирже в форме, воспринимаемой пользователем этих АРМ без применения средств вычислительной техники. Внутримашинная ИББ - часть ИБ, представляющая собой совокупность создаваемых и используемых данных на машинных носителях в виде информационных фай­лов и баз данных.

Постепенно при использовании все более мощных ПЭВМ практически стирается грань между внемашинной и внутримашинной базами, так как информация организуется и ведется непосредственно в ПЭВМ, их сетях и (или) вычислительных комплексах более высокого уровня.

Основой формирования информационной базы биржи служит концеп­ция баз данных. Системы обработки, построенные на этой концепции, обладают следующими достоинствами:

• базы данных создаются, описываются, существуют и актуализируют­ся независимо от прикладных программ;

• обеспечивается интеграция информации, в связи с чем эта информа­ция становится объектом обработки многих пользователей АРМ;

• система обработки является более стройной и надежной, а затраты на ее ведение и обслуживание уменьшаются.

Для дальнейшей автоматизации деятельности конкретной биржи необхо­димо создание информационной базы самими пользователями-специалиста­ми биржи на основе развитого программного обеспечения высокого уровня, различных инструментальных средств проектирования, созданных для ПЭВМ, и диалогового режима работы.

Виды диалога между ПЭВМ и пользователем. При создании АРМ со­трудника биржи важнейшей задачей является рациональная организация ди­алога между пользователем и ПЭВМ. Сотрудники биржи по степени подго­товленности к работе на ЭВМ могут быть условно подразделены на четы­ре категории:

1 - владеющие программированием на базовом языке данной ПЭВМ;

2 - имеющие подготовку в используемом в данном АРМ программном обеспечении и достаточно хорошо освоившие работу на ПЭВМ;

3 - имеющие слабую подготовку для работы на данной ПЭВМ;

4 - не имеющие навыков в программировании и работе на ЭВМ.

Большинство сотрудников среднего звена управления биржей (отдел ре­гистрации брокерских контор и брокеров, отдел организации торгов, бухгал­терия, планово-экономический отдел и др.), занятых вопросами организаци­онного управления и решающих типовые экономические задачи, должны при­надлежать ко второй и третьей категориям.

К четвертой категории можно отнести сотрудников высшего звена уп­равления биржей (руководители биржи), решающих нетиповые задачи орга­низационного управления. Ряд задач, например задачи неформализованной обработки данных, требует достаточно сложного диалога с ЭВМ, к выпол­нению которого могут оказаться готовыми только пользователи первой или второй категорий. Поэтому одновременно с основными языковыми и про­граммными средствами АРМ пользователю должны быть в ряде случаев предоставлены дополнительные средства, позволяющие получить необходи­мые навыки работы на ПЭВМ в нужном режиме.

Так, в системах автоматизации задач организационного управления ис­пользуются различные типы диалога:

диалог, инициируемый ЭВМ, освобождает пользователя АРМ от изу­чения мнемоники или программных операторов. Характерным примером такого диалога является метод «меню», при котором пользователь выбира­ет один или несколько из предложенных ЭВМ вариантов;

диалог заполнения форм также инициируется ЭВМ. Пользователь заполняет специально подобранные формы на экране дисплея, а затеям ана­лизирует и обрабатывает эти формы с помощью программного обеспечения АРМ. Такой диалог достаточно легок в освоении, но не очень гибок;

диалог необученного пользователя имеет характерную особенность, а именно полную ясность ответов ЭВМ, которые не должны оставлять у пользователя сомнений относительно его последующих действий;

диалог с помощью фиксированных кадров информации предпола­гает, что ЭВМ выбирает готовый ответ из списка имеющихся. Преимуще­ство такого диалога в том, что. основную информацию выдает ЭВМ в виде подробных сообщений, а пользователь вводит только короткие ответы (типа

Yes/No).

В настоящее время более 40 информационных агентств действуют на рынке биржевой информации. Среди них хорошо известны фирмы «Рейтер», «Прайм», «ИТАР ТАСС», «АК&М», «РосБизнесКонсалтинг», осуществля­ющие мониторинг более 100 ежедневных и еженедельных изданий, а также

радио и телевидения.

Важную роль в становлении информационной составляющей инфраструк­туры фондового рынка играет Межбанковский финансовый дом (МФД), ко­торый, интегрируя информацию первоисточников (банков, бирж, брокерских контор и т.п.), создает профессиональную среду для работы на рынке, предо­ставляя своим клиентам программные средства персонального доступа к информации в режиме реального времени.

Значительным шагом в развитии информационного обеспечения фондо­вого рынка стала деятельность Российской торговой системы (РТС). Воз­можность использовать западный опыт во многом отразилась на этой систе­ме. РТС во многих отношениях сходна с американской автоматизированной системой котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров NASDAQ. Профессиональное сообщество совместными усилиями развивает сетевые возможности системы, в частности недавно была представлена новая вер­сия для проведения дистанционных торгов на фондовом рынке в рамках РТС. Ее информационный сервис позволяет собрать в одном наборе интересую­щие брокера акции с наглядным представлением котировок по предложению и продаже, вывести все котировки акций одной компании у разных брокеров, представить наиболее ценную информацию по каждой ценной бумаге, по пред­ложениям различных брокерских фирм.

Программное обеспечение. Одним из компонентов программного обес­печения АРМ-биржевика является операционная систем (ОС), выполняю­щая следующие основные функции: обеспечивает независимость приклад­ных программ от применяемых технических средств, облегчает перенос программ на другие вычислительные системы, обладает расширенными воз­можностями разработки и усовершенствования прикладных программ. ОС включает также средства поддержки машинной графики, управления база­ми данных, коммуникационными функциями (применительно к локальным и глобальным сетям) и взаимодействия пользователя с системой.

До последнего времени наибольшее распространение имела операцион­ная система MS-DOS с ее различными версиями. На смену ей приходят более современные - Windows 95.

В основе автоматизации управления биржевой деятельностью могут быть

выделены следующие технологии:

• обработка текстов и деловая графика;

• обработка форматных данных (таблиц);

• работа с персональными базами данных;

• передача данных и документов через сети связи;

• совместный доступ к централизованным данным.

Применяемые текстовые редакторы (например, Microsoft Word) позво­ляют существенно облегчить задачу создания различных документов, отче­тов, писем и пр.

Большое применение в настоящее время для экономических расчетов по­лучили табличные процессоры (например, Microsoft Excel). Эти программные средства предназначены прежде всего для индивидуального использования специалистами-экономистами и позволяют не только легко производить тру­доемкие экономические расчеты, но и осуществлять анализ влияния различ­ных взаимозависимых между собой экономических показателей. Более того, эти влияния достаточно просто иллюстрируются наглядными графиками.

Для работы с персональными базами данных служат программные про­дукты, относящиеся к классу систем управления базами данных (СУБД).

СУБД представляет собой программную систему, позволяющую пользо­вателю создавать собственные файлы требуемой структуры, устанавливать взаимосвязи между данными, осуществлять ввод, корректировку и удаление информации из файлов, просматривать нужные данные, реорганизовывать базу данных, формировать отчеты той или иной степени сложности.

Языковые средства СУБД являются важнейшей компонентой банков данных, так как в конечном счете они обеспечивают интерфейс пользовате­лей разных категорий с банком данных. При их проектировании используют­ся следующие принципы:

1. Принцип минимума работы: язык должен обеспечить минимум уси­лий, чтобы «заставить» машину работать.

2. Принцип минимума мастерства: работа должна быть так проста, как только это возможно; она не должна быть уделом избранных и быть понят­ной только посвященным.

3. Принцип естественности языка, упразднения «инородного» синтаксиса и мнемоники. Язык не должен требовать от пользователей значительных усилий в изучении синтаксиса или содержать много мнемонических или иных обозначений, которые быстро забываются.

4. Принцип минимума времени. Язык должен позволять без существен­ной задержки реализовывать возникающие потребности в доступе к инфор­мации и ее обработке.

5. Принцип минимума ошибок. Технология должна быть спроектирована таким образом, чтобы минимизировать ошибки человека, а уж если они воз­никли, то, по возможности, «выловить» их автоматически.

6. Принцип минимума поддержки. Механизм языков должен позволить легко вносить изменения в имеющиеся приложения.

7. Принцип максимума результата. Языки предоставляют пользовате­лям мощный инструмент для решения разнообразных задач.

Спектр языковых возможностей, используемых в СУБД, довольно ши­рок. В развитии языковых средств можно выделить две концепции: разде­ления и интеграции.

При использовании концепции разделения различают следующие языки: описания данных, манипулирования данными, запросов и др. В зависимости от особенностей СУБД в состав языков описания данных входят все или некоторые языки описания: схем, подсхем, хранимых данных, внешних дан­ных (входных, выходных).

Языки манипулирования данными разделяются на две большие группы: процедурные и непроцедурные. При пользовании процедурными языками надо указать, какие действия и над какими объектами необходимо выполнить, чтобы получить результат. В непроцедурных языках указывается, что надо получить в ответе, а не как этого достичь.

Процедурные языки могут различаться по основным информационным единицам, которыми они манипулируют. Это могут быть языки, ориентиро­ванные на «позаписную» обработку данных и на операции над множеством записей.

Языковые средства предназначаются для пользователей разных катего­рий: конечных пользователей, системных аналитиков, профессиональных про­граммистов. Повышение уровня языковых средств, их дружелюбности при­водит к тому, что все большее число функций выполняется пользователями-непрограммистами самостоятельно, без посредников.

Проблема снижения сроков и затрат на разработку конкретного АРМ-сотрудника биржи может быть эффективно разрешена путем создания унифицированного ряда АРМ, в каждом из которых выделено постоянное ядро - типовое АРМ с соответствующим базовым программным обеспече­нием. Тогда при формировании нового АРМ (например, АРМ-брокера, АРМ-маклера, АРМ-бухгалтерии биржи, АРМ-сотрудника клирингового отдела биржи и т.д.) целесообразно заново создавать лишь отдельные компоненты системы, характерные только для данной конкретной области применения.

Техническое обеспечение. К техническому обеспечению обычно отно­сят собственно персональные ЭВМ и средства коммуникаций между ними.

Под персональной ЭВМ понимается электронная вычислительная ма­шина, общедоступная для массового пользователя и универсальная в решениях разнообразных задач.

Требование общедоступности для массового пользователя вклю­чает следующие показатели:

Показатель стоимости ПЭВМ при ее приобретении не имеет решающе­го значения. Гораздо важнее уровень последующего сопровождения, каче­ство программного обеспечения и надежность. Начальные затраты при закупке и расходы на эксплуатацию в течение жизненного цикла ПЭВМ могут различаться в несколько раз за счет дополнения новых аппаратных и особен­но программных средств.

Универсальность ПЭВМ в решениях разнообразных за­дач включает:

• гибкость архитектуры, обеспечивающая ее адаптивность к разнооб­разным применениям в сфере управления;

• открытость архитектуры, позволяющая производить ее постоянную модернизацию путем введения новых аппаратно-программных средств;

• совместимость ПЭВМ различных производителей на уровне внешне­го интерфейса и информационных носителей, обеспечивающая широкий об­мен программными продуктами;

• возможность коллективного использования дорогостоящего периферий­ного оборудования, доступа к банкам данных и взаимного обмена информа­цией за счет подключения к вычислительным сетям.

Программное обеспечение ПЭВМ, применяемое в системе управления биржей, должно предоставлять сотруднику биржи возможность обработки текстов, проведения табличных вычислений, преобразования информации из одного вида в другой (например, из табличной в графическую), а также орга­низацию баз данных. При этом технология работы на экране должна быть максимально приближена к привычной деятельности пользователя (имита­ция стола с разложенными документами, работа со стандартными формами документов и т.п.).

Сотрудники биржи, как правило, не обладают профессиональными знани­ями в области программирования и обслуживания электронной техники, в этих целях используется оперативная система гарантийного и иного обслу­живания ПЭВМ.

Широкое использование ПЭВМ для функционирования биржи, по суще­ству, требует создавать определенный ряд автоматизированных рабочих мест, в которых ПЭВМ и участник биржевой деятельности связаны в комплекс­ный автоматизированный модуль. В этом случае термин «автоматизирован­ный» в известной степени метафора, так как многие управленческие реше­ния трудно поддаются автоматизации, носят творческий характер и зависят от совокупности объективных и субъективных факторов.

В настоящее время можно говорить об автоматизации в полном объеме только некоторых процедур, базирующихся на программной поддержке обес­печения информационной технологии (текстовые и табличные процессоры, экранные формы, базы данных и т.п.). Даже для технических работников автоматизации поддается только часть их информационных потребностей.

Привычные речевые коммуникации, личные контакты и т.п. по многим, в том числе психологическим, причинам желательно лишь максимально упро­стить («механизировать»). Поэтому ПЭВМ на рабочем столе участника биржевой торговли должна выполнять скорее функции «высокопроизводитель­ного интеллектуального ассистента» (организация хранения информации -файловой структуры, поиск, сортировка, составление отчетов, воспроизве­дение данных на экране), нежели автомата организационного управления. Только с учетом такого подхода представляется корректным распростра­нить на конкретную биржевую деятельность понятие автоматизированного рабочего места, так как речь в данном случае идет о персональной поддер­жке управления.

Защита данных. Одной из важнейших проблем при построении на­дежной информационной структуры на базе ПЭВМ является обеспечение защиты биржевой информации. Она охватывает как физическую защиту дан­ных и системных программ, так и защиту от несанкционированного доступа к данным, передаваемым по каналам связи. Таким образом, понятие «защи­та данных» включает вопросы целостности данных и управления доступа к данным (санкционированность) на бирже.

Для наиболее эффективного использования отработанных на практике средств защиты данных, их включение необходимо предусматривать уже на ранних стадиях проектирования системы управления биржевой деятель­ностью. Организация локальных сетей на биржах имеет и отрицательный момент: все общепринятые процедуры физического ограничения доступа к ПЭВМ становятся неэффективными и центр проблем перемещается в орга­низацию контроля за коллективным использованием данных. При этом для коллективного использования сохраняется и проблема защиты личной ин­формации каждого пользователя сети.

Сохранение целостности данных имеет организационный и технологичес­кий аспекты. Организационный аспект включает следующие правила:

• носители информации следует хранить в местах, недоступных для по­сторонних лиц;

• важная информация должна иметь несколько копий на разных носите­лях;

• защита данных на жестком магнитном диске должна поддерживаться периодическим копированием на гибкие магнитные носители. Частота копи­рования выбирается из соображений минимизации среднего времени на ко­пирование и на восстановление информации после последнего копирования в случае возникновения дефектов в модифицированной версии;

• данные, относящиеся к различным задачам, целесообразно хранить отдельно;

• необходимо строго руководствоваться правилами обращения с маг­нитными носителями.

• Технологический аспект связан с различными видами ограни­чений, которые поддерживаются структурой системы управления базами дан­ных (СУБД) и должны быть доступны пользователю. Существуют ограни­чения:

• обновления определенных атрибутов с целью сохранения необходимых пропорций между их старыми и новыми значениями;

• требующие сохранения значений поля показателя в некотором диапа­зоне;

• связанные с заданными функциями зависимостями. Обеспечение санкционированности использования данных неоднозначно

и охватывает в основном вопросы защиты данных от нежелательной моди­фикации или уничтожения, а также от несанкционированного их чтения. Можно выделить три обобщенных механизма управления доступом к данным: иден­тификация пользователя, посредственная (физическая) защита данных и под­держка прав доступа пользователя к данным с возможностью их передачи.

Наиболее эффективными средствами информационных коммуникаций в техническом обеспечении АРМ-биржевика (АРМБ) в настоящее время яв­ляются международные системы Internet, Reuters, Tenfore, а также Россий­ские системы - ИнформТелеКурс и др.

Классификация АРМБ. Можно выделить три класса автоматизирован­ных рабочих мест на бирже:

• АРМ руководства биржи;

• АРМ специалистов биржи;

• АРМ технического и вспомогательного персонала.

• Независимо от выделенных классов автоматизированные рабочие места могут существенно отличаться друг от друга по степени «интеллектуаль­ности» - от простейших пакетов прикладных программ (ППП) до самонастраи­вающихся систем под конкретную область деятельности сотрудников биржи.

Задачи решаемые при этом, можно подразделить на:

• информационно-справочные, сопутствующие, как правило, какому-либо технологическому процессу (например, процесс торгов);

• организационно-экономические, решаемые достаточно независимо друг от друга и не требующие специально поддерживающей базы данных;

• типовые организационно-экономические, информационно связанные между собой, требующие специальных средств организации БД и имеющие определенные алгоритмы поиска в базе данных и обработки этих данных (организация совместных торгов нескольких бирж, организация одновремен­ных торгов нескольких секций и т.п.);

• нетиповые организационно-экономические, ориентированные на соот­ветствующую БД и осуществляющие произвольный поиск данных и их обра­ботку по указаниям пользователя.

Для инструментальной поддержки деятельности любого работника бир­жи при создании АРМ могут быть использованы различные стандартные и прикладные программные средства. Их состав зависит от функциональных задач и видов работ: административно-организационной, профессионально-творческой и технической (рутинной).

Административно-организационная работа характеризуется боль­шим количеством интуитивных волевых решений на различных уровнях уп­равления. К ней можно отнести: контроль исполнения решений биржевого совета, проведение совещаний и организационных мероприятий на бирже, работу с подчиненными, анализ текущего состояния дел и планирование ра­боты и др.

Профессионально-творческая работа не регламентирована и вклю­чает разработку документов, принятие управленческих решений, анализ ин­формации и исследование проблем на математических моделях.

Техническая (рутинная) работа характеризуется высокой степенью регламентации процедур и значительными затратами времени на их испол­нение. К такой работе можно отнести: получение, передачу, хранение и пе­чать документальной информации, контроль за движением документов и ве­дение делопроизводства.

Для автоматизации каждой категории работ персональные ЭВМ осна­щены различного рода программными пакетами, обеспечивающими необхо­димый технологический уровень работы АРМ. Обязательным условием оп имального использования АРМ в любой из указанных выше работ является наличие в нем сервисной системы поддержки работы пользователя, включа­ющие, например, программы самообучения работе на клавиатуре, правила защиты информации и обращения с накопителями на магнитных дисках, тех­нологическое руководство по проведению конкретных видов работ. Система должна отвечать на вопросы пользователя, куда обратиться по обслужива­нию, как расширить возможности по АРМ и т.д.

АРМ руководства биржи. Наиболее сложным является вопрос о выбо­ре структуры АРМ руководителя биржи. Рассмотрим два типа структур та­ких АРМ: распределенная и локализованная.

В случае распределенной структуры АРМ руководства биржи непосредственно у руководителя находится только дисплей, а ос­новная функциональная часть АРМ с дополнительным дисплеем располага­ется у помощника или секретаря. Руководитель осуществляет тактильное или речевое управление экранной информацией.

Для локализованной структуры АРМ руководства бир­жи характерна функциональная замкнутость, обеспечивающая автономную работу. При переходе на новую информационную технологию для большин­ства руководителей бирж, пожалуй, целесообразно выбрать распределенную структуру АРМ.

Из всего многообразия функций руководителя биржи можно выделить две базовые: оперативное управление и принятие решений. Они и определя­ют некоторые общие требования к АРМ руководства биржи:

1. Наличие достаточно развитой базы данных, постоянно пополняемой оперативной и достоверной информацией. К части этой базы должно иметь доступ ограниченное число лиц, а к отдельным ее фрагментам - непосред­ственно только руководитель соответствующего уровня.

2. Обеспечение руководителю или его непосредственным помощникам оперативного поиска информации в базе данных.

3. Наглядность представления информации в форме, адаптивной к психо­логическим характеристикам руководителя (графической или цифровой, аг­регированной или персонифицированной) при высоком уровне ее интеграции на экране, в том числе данных от различных источников.

4. Наличие диалоговых программных средств обеспечения принятия ре­шений с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям.

5. Наличие диалоговых программных средств, регулирующих организа­торскую и административную деятельность.

6. Обеспечение оперативной связи с другими источниками информации в пределах организационной структуры биржи и особенно с непосредственны­ми помощниками.

7. Простота работы при повышенной (практически 100%) надежности технических и программных средств.

8. Обеспечение возможности накопления в памяти ЭВМ опыта и решений.

Итак, программное обеспечение АРМ руководителя биржи должно со­держать как минимум подсистемы обеспечения деловой деятельности (ОДЦ), обеспечения принятия решений (ОПР), обеспечения рутинных работ (ОРР) и обеспечения коммуникаций (ОК). Основное информационное накопление указанных подсистем в распределенной структуре АРМ руководителя бир жи производит помощник или секретарь. При этом должны широко использо­ваться коммуникативные связи их рабочих мест с централизованными база­ми данных. АРМ руководителя может эффективно функционировать только лишь, если оно опирается по «вертикали» на всю информационную базу руко­водимой им биржи, включая не только централизованные базы данных, но и локальные информационные базы специалистов.

АРМ специалиста биржи. К специалистам биржи можно отнести сотруд­ников большинства подразделений биржи, а также брокеров, аккредитован­ных на данной бирже. Все они являются профессионалами в определенной сфере деятельности, и их автоматизированные рабочие места должны предо­ставить каждому возможность прежде всего проводить аналитическую и те­кущую работу, максимально используя всевозможную информацию. Резуль­татом их деятельности, как правило, является документ, составленный специ­алистом. Подготовка документа включает творческий процесс составления самого документа и технический процесс его оформления. Причем нередко оформление занимает около 40% общего времени разработки документа. Про­фессиональная ориентация специалиста определяет основные требования к программному и техническому обеспечению АРМ биржевика, а именно:

• возможность работы с персональной и биржевой базами данных;

• возможность ведения коммуникационного диалога с дополнительны­ми источниками информации;

• возможность моделирования анализируемых процессов с учетом на­копленного опыта;

• обеспечение высокого уровня многофункциональности и гибкости сис­темы.

Аналогично АРМ руководителя биржи АРМ специалиста биржи должно включать те же подсистемы ОДД, ОРР, ОК и плюс подсистему обеспечения профессиональной деятельности (ОПД). При этом подсистема ОДД содер­жит, как правило, деловой пакет специалиста (ДПС), обеспечивающий его повседневную деятельность.

Основное назначение этого пакета состоит в совершенствовании органи­зации личной работы специалиста (электронная записная книжка, электрон­ный секретарь, телефонный справочник, калькулятор, электронный план-гра­фик и т.п.). ОПД содержит развитую базу данных, а также набор средств для проведения экономических расчетов и моделирования. База данных АРМ специалиста биржи должна обеспечивать близкий к естественному язык общения, обычно специалисты самостоятельно загружают и сопровождают свою базу данных.

Данные, с которыми работает специалист биржи, в основном имеют до­кументальный (табличный) характер и практически всегда ранжируются по составляющим ее категориям, годам, отраслям, видам товаров, индексам цен, конъюнктуре спроса и предложения и т.д. Весьма полезным в данном случае является включение в состав базы данных биржи стандартных спра­вочников, классификаторов, документов, а также программных пакетов, по­зволяющих проводить экспертизы, прогнозы, анализы и т.п.

Подсистема ОРР АРМ специалиста биржи по своему составу и назначе­нию аналогична ОРР АРМ руководителя биржи. Отличие состоит в интен­сивности использования специалистом системы экранной обработки текстов (ЭОТ), дополненной системой ведения архива. Последняя позволяет созда­вать и вести архив стандартных текстов, шаблонов, структур и типов доку­ментов (образцов). Специалист вместо составления черновиков может вос­пользоваться необходимым текстом из архива, по которому с помощью сис­темы ЭОТ может быть подготовлен новый документ. Систему ведения ар­хива дополняет и изменяет сам специалист биржи, так как архив является его личным файлом. Использование БД биржи для поиска информации при составлении документов значительно сокращает время рутинных операций и увеличивает время на творческую работу.

АРМ технического работника биржи. Технические работники, как правило, выполняют рутинную работу, требующую определенных професси­ональных навыков. Их основными функциями являются:

• ввод информации в память ПЭВМ;

• оформление документов (печать, тиражирование, рассылка и т.д.);

• ведение архивов;

• контроль ежедневного рабочего плана руководителей (секретари, по­мощники руководителей);

• обработка входящей и исходящей документации;

• контроль исполнительской деятельности.

Все эти функции с высокой степенью эффективности можно автоматизи­ровать, используя АРМ технического работника на базе ПЭВМ. В этом слу­чае обеспечивается не только снижение монотонности и утомительности труда, но и работа становится более разнообразной и интересной, расширя­ется функциональный диапазон исполнителя.

В общем случае АРМ технического работника является наиболее типо­вым, т.е. менее зависимым от специфики учреждения, организации. Массо­вое производство и распространение таких АРМ может стать одним из ос­новных резервов повышения производительности управленческого труда.

Основное требование к программным и техническим средствам АРМ технического работника состоит в обеспечении максимальной «дружествен­ности» и эргономичности: удобное расположение технических средств, вы­сокое качество визуальной информации, простой диалог с подсказками при неправильных действиях пользователя, наличие технических средств для печати и тиражирования документов, возможность ведения архивов и пр.