logo
12-24 сокращенные

22. Расходы коммерческого банка

Расходы коммерческого банка можно классифицировать по харак­теру, форме, способу учета, периоду, к которому они относятся, по вли­янию на налогооблагаемую базу, способу ограничения.

По характеру расходы банка делятся на шесть групп: операцион­ные, расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка, по оплате труда персонала банка, по уплате налогов, отчисления в специ­альные резервы и пр.

К операционным расходам относится: уплата процен­тов за привлеченные банком ресурсы, комиссия, уплачен­ная банком по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, по кассовым и расчетным операциям, за инкассацию, про­чие операционные расходы (дисконтный расход по векселям, отрица­тельный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностран­ной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, по операциям с драгметаллами и т.д.).

Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка вклю­чают амортизацию основных средств и нематериальных активов, рас­ходы по аренде, ремонту оборудования, канцелярские, по содержанию автотранспорта, приобретению спецодежды, эксплуатационные расхо­ды по содержанию зданий и т.д. Расходы по оплате труда персонала банка складываются из зарплаты, премий, начислений на зарплату.

Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, зе­мельным, с владельца автотранспортных средств, на пользователя ав­тодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банков­ских операций (т.е. налоги, отражаемые на расходных счетах банка).

Особой группой расходов являются затраты по формированию ре­зервов на покрытие возможных потерь по ссудам, под обесценение цен­ных бумаг и на покрытие возможных убытков по прочим активным операциям, по дебиторской задолженности.

Прочие расходы банка разнообразны по своему составу. Это расхо­ды на рекламу, командировочные и представительские, на подготовку кадров, по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использо­ванием их личного транспорта для служебных целей, маркетинговые расходы, расходы по аудиторским проверкам, судебные, по публика­ции отчетности и т.д.

По форме различаются процентные, комиссионные и прочие непроцентные расходы.

Процентные расходы включают проценты, уплаченные банком за Полученные кредиты, и т.д.

Банки несут затраты в связи с уплатой комиссий за операции с цен­ными бумагами и иностранной валютой, за услуги кассовые, расчет­ные, по инкассации, за полученные гарантии и т.д. Прочие непроцентные расходы имеют форму дисконтного расхода, расходов спекулятивного характера на рынке, переоценки активов, штрафов, пеней и неустоек, расходов на содержание аппарата управле­ния (оплата труда, подготовка кадров и др.), хозяйственных расходов.

По периоду, к которому относятся расходы, выделяются расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредит­ным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, от­рицательными разницами переоценки активов.

По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, ко­мандировочные, на подготовку кадров, представительские, по компен­сации расходов, связанных с использованием личного транспорта ра­ботников банка.

23. Процентная маржа представляет собой разницу между процентным доходом от активов, приносящих доход, и процентным расходом по обязательствам банка. Процентную маржу определяют так же, как чис­тый доход по процентам, выраженный в отношении к объему активов, приносящих доход в виде процентов.

Чаще всего для расчета процентной маржи используют следующую формулу:

МФАКТ = (ДП – РП)*100% / АД

где МФАКТ – размер фактической процентной маржи;

Дп – процентный доход;

Рп – расходы по выплате процентов;

Ад – активы, приносящие доход в виде процентов.

Анализ процентной маржи проводится по следующим направлениям:

наблюдение за соответствием процентной маржи сложившемуся стандарту или данным соответствующих банков;

Основными факторами, влияющими на размер процентной маржи, являются объем и состав кредитных вложений и их источников, сроки платежей, характер применяемых процентных ставок и их движение.

Для того чтобы свободно проводить процентную политику, кредит­ному учреждению необходимо знать, в каких пределах складывается коэффициент внутренней стоимости банковских услуг. Этот показатель характеризует сложившуюся величину затрат, не покрытых получен­ными комиссиями и прочими доходами на каждый рубль продуктивно размещенных средств. Соответственно, данный показатель может быть определен как минимальная доходная (процентная) маржа (Ммин), т.е. минимальный разрыв в ставках по активным и пассивным операциям банка, который позволяет последнему покрывать расходы, но не при­носит прибыль. Для расчета показателя служит формула

Ммин = [(Роб – Дп) / Ар] * [4 / N] * 100%

где Ар – работающие активы банка, рассчитываемые по средней арифметической (хроно­логической) за последний отчетный период на основе балансовых данных банка;

Р- расходы по обеспечению деятельности банка за последний отчетный период, определяемые расчетным путем на основании данных Отчета о прибылях и убытках.