logo
Защита прав кредитных организаций при обращении государственных органов

1. Определение, общие и специальные признаки кредитной организации. Правовой статус кредитной организации

Согласно Федеральному закону от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным законом. Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на отдельные банковские операции.

  • Таким образом, исходя из приведенного определения, кредитная организация - это юридическое лицо.
  • Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. является коммерческой организацией.
  • Особо следует обратить внимание на то, что основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли.
  • Кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Банки независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистрированных в Центральном банке РФ. Уставный капитал кредитной организации складывается из средств ее участников - юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размер уставного фонда вновь регистрируемых банков определяет Центральный банк РФ.
  • Организационное единство кредитных организаций отражено в ее учредительных документах, и прежде всего в уставе (ст. 11 Закона о банках).
  • Но помимо сущности коммерческой организации у кредитной организации есть и содержание, выраженное некоторыми специальными признаками:
  • 1) Наименование кредитной организации. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) (п. 1 ст. 54), в наименовании юридического лица указывается организационно-правовая форма. При этом в наименовании коммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.
  • 2) Место нахождения кредитной организации. По ГК РФ (п. 2 ст. 54) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
  • 3) Специфика устава кредитной организации. Кредитная организация имеет устав, утверждаемый в порядке, предусмотренном законодательством. В соответствии с требованиями статьи 10 Закона о банках, Устав кредитной организации должен содержать:
  • - фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные Законом о банках;
  • - указание на организационно-правовую форму;
  • - сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
  • - перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 Закона о банках;
  • - сведения о размере уставного капитала;
  • - сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях;
  • - иные сведения, предусмотренные Законом о банках для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
  • 4) Повышенные требования к учредителям, участникам кредитной организации и ее руководителям. В Законе о банках, в статье 16 которого помимо прочего предусматриваются и такие основания отказа в государственной регистрации кредитной организации, как несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным Законом о банках и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
  • 5) Уставный капитал кредитной организации имеет свою специфику.
  • 6) К организационной структуре кредитной организации предъявляются специальные требования. В статье 11.1 Закона о банках перечислены органы управления кредитной организацией. Наряду с этим в Законе предусмотрены требования в отношении организации внутреннего контроля. В ч. 4 статьи 24 этого закона сказано, что "кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций". Отчасти этот вопрос регулируется нормативными актами ЦБ (внутренний контроль).
  • 7) Кредитная организация - это элемент банковской системы. В отличие от других хозяйственных обществ, которые не объединены в систему, кредитные организации - это элементы системы со всеми вытекающими из этого для них обязанностями. А именно, они обязаны соблюдать экономические нормативы установленные Законом о банках, числовое значение которых рассчитывается по формулам Банка России. Они обязаны публиковать о себе информацию, направлять в Банк России свою финансовую отчетность и подвергаться с его стороны различным комплексным и тематическим проверкам.
  • 8) К кредитным организациям предъявляются определенные требования по управлению финансовыми рисками и по созданию различного рода резервов. Закон о банках, Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" [25], предусматривают, что кредитная организация в целях стабильности и надежности должна соблюдать резервные требования и финансовые нормативы.
  • 9) К кредитной организации предъявляются повышенные требования в отношении ее прозрачности, а в определенных Законом о банках случаях, - закрытости. Банковская деятельность создает риск не только для клиентов, но и для других кредитных организаций, которые являются частью банковской системы. Поэтому они должны быть более прозрачны, чем все другие хозяйствующие субъекты. Кредитная организация обязана предоставлять свою отчетность в Банк России. Бухгалтерский учет кредитной организации специфичен.
  • 10) Специфика бухгалтерского учета. В статье 40 Закона о банках сказано: "Правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учетом международной банковской практики".
  • 11) Исключением из принципа прозрачности кредитной организации является банковская тайна. Специфика банковской деятельности такова, что она не во всех случаях должна быть прозрачной. Граница прозрачности заканчивается там, где начинаются права клиентов кредитной организации. Да и не только их права, но и права самой кредитной организации на коммерческую тайну.
  • 12) Коммерческая (банковская) тайна. Правовое регулирование коммерческой тайны осуществляется, во-первых, нормами ст. 139 ГК РФ и, во-вторых, специальным федеральным законом. Таковым является Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ "О коммерческой тайне". В нем содержатся нормы, которые регулируют отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции. Кроме того, он также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
  • Правовой статус кредитных организаций регулируется нормами различных отраслей права:
  • - в общих аспектах, как правовой статус субъекта предпринимательской деятельности - нормами конституционного права;
  • - непосредственно, как правовой статус субъекта гражданско-правовых отношений - нормами гражданского права;
  • - как правовой статус субъекта банковских отношений, то есть субъект взаимоотношений с Банком России, по поводу соблюдения и исполнения;
  • - правил проведения банковских операций - нормами банковского права.
  • Правовой статус кредитной организации регулируется конституционным, гражданским и банковским правом. Конституция РФ [1] устанавливает определенные нормы, которые регулируют основы правового положения юридического лица, которые тем самым являются основами правового положения и кредитной организации. Стало быть, следует различать конституционный, гражданско-правовой, а также - банковский статусы кредитной организации.
  • Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения кредитной организации.
  • Во-первых, сюда входит организационно-правовая форма кредитной организации.
  • Во-вторых, это все те сделки, которые может заключать кредитная организация со своими клиентами (договор банковского вклада, договор банковского счета, договор банковского кредита и другие сделки участником которых может выступать кредитная организация). А затем, на основании этих сделок, кредитная организация проводит ту или иную банковскую операцию, предусмотренную банковским правом. Поэтому между гражданско-правовым статусом и банковским статусом кредитной организации есть взаимосвязь.
  • Следует различать общий и специальный правовые статусы кредитных организаций.
  • Общий правовой статус кредитной организации - это статус ее обычных условий деятельности. Однако в условиях, когда кредитная организация находится на грани краха, к ней могут быть применены меры по предупреждению ее несостоятельности. В этих условиях на основании и в порядке, предусмотренными федеральным законом от 25.02.1999 №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", к ней могут быть применены Центральным банком меры, ограничивающие права ее участников и органов управления кредитной организацией. Такой правовой статус кредитной организации можно назвать специальным.
  • Конституция РФ и другие федеральные законы (далее - ФЗ) предусматривают определенные гарантии правового статуса кредитной организации. Например, статьи 8, 34, 35 Конституции РФ предусматривают гарантии против незаконной конкуренции, против монополизации.
  • Следует различать правовой статус и правовое положение кредитной организации.
  • Общий правовой статус у всех российских кредитных организаций одинаков.
  • Правовое положение у всех разное в зависимости от того, в какие гражданско-правовые отношения вступает кредитная организация. Их может быть больше или, наоборот, меньше. Здесь все зависит от предпринимательской деятельности кредитной организации, от того, насколько эффективен ее банковский бизнес.
  • Правоспособность кредитной организации - это частный случай правоспособности юридического лица. В ст. 49 ГК РФ сказано, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
  • Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
  • Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами
  • Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.
  • Закон о банках в ст. 5 "Банковские операции и другие сделки кредитной организации" относит к банковским операциям:
  • - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • - размещение указанных в п. 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • - осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • - купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • - привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • - выдача банковских гарантий;
  • - осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
  • Помимо перечисленных банковских операций кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:
  • - выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • - приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • - доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • - осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • - лизинговые операции;
  • - оказание консультационных и информационных услуг.
  • Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.
  • Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
  • Закон о банках в ст. 6 "Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг" разъясняет, что в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.
  • Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
  • Таким образом, в соответствии с Законом о банках, кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на отдельные банковские операции.
  • Кредитная организация имеет общие признаки юридического лица, а так же специальные признаки, присущие в силу осуществляемой деятельности.
  • Правовой статус кредитной организации - это совокупность установленных и охраняемых государством прав, обязанностей и законных интересов последнего как субъекта права.
  • Из вышеизложенного можно сделать вывод, что защита прав кредитных организаций происходит по общим правилам для предпринимателей - юридических лиц, с учетом специфических особенностей деятельности (например, соблюдение банковской тайны). Специфика банковской тайны будет рассмотрена подробнее в следующей главе работы.
  • 2. Банковская тайна как правовой механизм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
  • Понятие банковской тайны является одним из значимых понятий всего банковского законодательства. Банковская тайна имеет давнюю историю своего существования и на протяжении всего этого времени олицетворяет собой противостояние между публичными интересами государства, в лице его органов, и частными интересами кредитных организаций.
  • Ситуация обостряется также тем, что при использовании законодательства существует ряд проблем, связанных с институтом банковской тайны, которые отмечают как работники кредитных организаций, так и работники структур, претендующих на получение соответствующих сведений; в частности, нет четкого определения банковской тайны, не установлен в одном нормативном правовом акте перечень органов, которые могут претендовать на получение информации, составляющей банковскую тайну, не раскрыта глубина проникновения этих органов в сферу банковской тайны, по-разному определяются сроки предоставления банками данной информации.
  • Указанные обстоятельства ставят банки в крайне невыгодное положение: с одной стороны, они обязаны хранить банковскую тайну, как это вменено им законом; с другой стороны, подчиняясь судебным решениям, вынуждены предоставлять ведомствам необходимую информацию, а также выплачивать большие штрафы за отказ от ее предоставления. В частности, ответственность несут Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники.
  • За разглашение банковской тайны законодательством РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность (см. Приложение А).
  • В настоящее время в России в сфере правового регулирования отношений, связанных с защитой коммерческой тайны, действует более ста законодательных и иных нормативных актов. К ним, в частности, относятся: Конституция РФ (ст. 34), ГК РФ (ст. 139, 727), Таможенный кодекс РФ [27] (ст. 16, 158, 161, 163, 165, 167, 186, 286, 287, 344), АПК РФ (ст. 9), Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" [9] (далее - Закон об информации) (ст. 8, 10, 21), закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [14] (ст. 10, 15), закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 "О государственной тайне" (ст. 10), закон РФ от 11.03.1992 №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" [26] (ст. 3), закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 "О средствах массовой информации" [19] (ст. 4, 20, 40, 41, 58), и др.
  • Само понятие коммерческой тайны раскрывается в ч. 1 ст. 139 ГК РФ, согласно которой информация составляет коммерческую тайну в случае, когда эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
  • Применительно к деятельности банков и других кредитных организаций следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческих организаций и банковскую тайну. Под банковской тайной понимаются профессиональное обязательство банка держать в строжайшей тайне всю информацию, относящуюся к финансовым и личным аспектам деятельности клиентов и некоторых третьих лиц при условии, что такая информация получена в результате нормального банковского обслуживания этих клиентов. В отличие от коммерческой тайны, когда круг относящихся к ней сведений устанавливается самой организацией, круг сведений, являющихся банковской тайной, определен законом и одинаков для всех банков, их клиентов и корреспондентов. Законом определяется также круг лиц, которые в соответствующих случаях имеют право получать сведения, составляющие банковскую тайну. Сама кредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить ни перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения. На мой взгляд, прав О.М. Олейник, полагающий, что банковская тайна - это компромисс частных интересов и потребностей банка и клиента с публичной необходимостью обеспечения прозрачности или открытости банковской или иной предпринимательской деятельности [73].
  • Основные принципиальные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Закона о банках. Так, ст. 857 ГК РФ устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
  • Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном законом.
  • Это положение конкретизируется в ст. 26 Закона о банках, согласно которой кредитные организации и Центральный банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций. Аудиторские организации также не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок.
  • С. Карчевский, юрисконсульт расчетной палаты ММВБ, считает, что при несоответствии указанных норм надо руководствоваться ГК РФ [70].
  • Статья 857 ГК РФ не отсылает к другим законам, нормы которых могут определить иной, отличный от установленного Кодексом объем сведений, составляющих банковскую тайну. Поэтому на основании п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ, ст. 26 Закона о банках в части определения содержания банковской тайны на практике не должна применяться.
  • Это утверждение основывается на анализе соотношения норм ГК РФ и Закона о банках, а также следует из природы правоотношений, которые образуют институт банковской тайны. Такие правоотношения представляют собой компромисс интересов: частноправовых, обусловленных отношениями клиента и банка по поводу заключения и исполнения договора банковского счета (договора банковского вклада), и публично-правовых, обусловленных отношениями банка и государственных органов, регламентированными законодательными актами.
  • Таким образом, банковскую тайну составляют сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов банка и его корреспондентов, а также сведения о самих клиентах.
  • В то же время в интересах борьбы с преступностью, осуществления правосудия, соблюдения налогового, антимонопольного и таможенного законодательства рядом нормативных актов определен круг организаций и лиц, которые в соответствующих случаях имеют право на получение информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну.
  • Применительно к банковской тайне в общем плане это положение сформулировано в ч. 2 ст. 857 ГК РФ: "Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены в исключительных случаях и в порядке, предусмотренном законом". Законом о банках (ст. 26) конкретно предусмотрено: "Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органами предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
  • Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
  • Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада кредитной организации в завещательном распоряжении, нотариальным конторам, по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям".
  • О праве судебных органов запрашивать и получать у банков всю необходимую информацию, имеющую значение для рассмотрения дела, говориться в Гражданском процессуальном кодексе РФ, АПК РФ и Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее - УПК РФ).
  • Наиболее распространенное для банков действие - предоставлять сведения налоговым органам.
  • С одной стороны, банковская тайна защищает интересы клиента и запрещает, по общему правилу, доступ третьих лиц (в том числе государства в лице государственных органов) к конфиденциальной информации клиента банка. С другой стороны, нормы, регулирующие правоотношения, связанные с банковской тайной, закрепляют на законодательном уровне исключительные случаи и порядок такого доступа в интересах государства. Законодательное регулирование доступа государства в лице государственных органов, осуществляющих публичные функции, к конфиденциальной информации частных лиц нуждается в совершенствовании.
  • Исходя из положений ГК РФ о том, что обязанность по сохранению банковской тайны лежит на кредитной организации (п. 1 ст. 857) и что установлена ответственность кредитной организации за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну (п. 3 ст. 857), логичным является отсутствие у кредитной организации интереса в расширении объема этих сведений.
  • Подводя итоги главы можно констатировать, что банковская тайна - защищаемая и гарантируемая установленными субъектами информация, полученная кредитными организациями ходе осуществления банковской деятельности, неизвестная третьим лицам силу ее повышенной значимости и имеющая ограниченный доступ на законном основании.
  • В настоящее время современное российское законодательство не выработало единого правового подхода к институту банковской тайны и предоставлению информации о ней.
  • Учитывая специфику банковской тайны, право и предоставление информации о ней выступает ограничением права на доступ к информации в соответствии с конституционным основанием в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
  • Представляется оправданным и необходимым скорейшее принятие ФЗ "О банковской тайне", который будет призван регламентировать понятие "банковской тайны", субъектов права на банковскую тайну, их права и обязанности, порядок предоставления информации, составляющей банковскую тайну, а также ответственность за нарушения.
  • кредитный правовой власть банковский