2.3 Организация процедуры кредитования юридических лиц
Процесс кредитования юридических лиц в Мурманском филиале представляет собой строгую последовательность определенных действий банка по отношению к заемщику. Основные этапы процесса кредитования юридических лиц представлены на рис 2.1.
Рассмотрим более подробно процесс кредитования юридических лиц в Мурманском филиале КБ «Юниаструм Банк» на примере ООО «Вега».
ООО «Вега» требуется кредит в размере 500000 руб. на приобретение основных средств, т.е организация предполагает кредитоваться по Тарифу 1 «Программы кредитования малого и среднего бизнеса» под 17% годовых.
На первом этапе юридическое лицо подает заявление (в произвольной форме) о выделении кредита. Банк в ответ на это заявление предоставляет юридическому лицу следующий перечень документов, необходимых для оформления кредита:
- заявление - анкета на предоставление кредита (;
- анкеты поручителей;
- копии паспортов руководителей компании, учредителей;
Финансовые документы:
1.Финансовая отчетность (баланс, форма №2) на две последних отчетных даты, с отметкой ИМНС/Налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на временный доход) за два последних отчетных периода.
2.Свернутая оборотно-сальдовая ведомость (по всем счетам) за 6 последних месяца (помесячно).
3.Управленческие данные балансовых статей (по формам приложений 1-3), включая:
- перечень основных средств (оборудования/автотранспортных средств/личного имущества участвующего в бизнесе, вне зависимости от постановки на баланс)- наименование, модель, год выпуска, стоимость приобретения, рыночная стоимость.
- укрупненный перечень ТМЗ (товары, готовая продукция, сырье, п/ф в ценах приобретения).
- расшифровки дебиторов и кредиторов, с указанием наименования контрагента, суммы, даты возникновения и даты погашения, (в том числе с отражением задолженности по з/п, по аренде и коммунальным услугам, прочей задолженности).
- справку в произвольной форме об остатках денежных средств на р/счетах и в кассе( в т.ч. фин.вложения в векселя, ценные бумаги) на дату составления.
- справку о погашенных (за последние 2 года) и действующих кредитах и займах предпринимателя/организации, владельцев/ поручителей с указанием кредиторов, сумм кредитов, остатков задолженности на текущую дату, дат / графиков погашения, оформленного обеспечения по этим долгам с приложением копий кредитных и обеспечительных договоров.
4. Выручка по отгрузке (по направлениям деятельности) и данные о накладных (постоянных) расходах предприятия за последние 6 месяцев (за 12 месяцев - в случае сезонности бизнеса) по начислению, помесячно: заработная плата, аренда, коммунальные услуги, налоги (по начислению), транспортные расходы, связь, реклама, представительские (командировочные и т. п.).
5. Отчет о движении денежных средств за последние 6 месяцев, помесячно.
6. Копии договоров с основными покупателями и поставщиками (3-4 договора).
7. Копии иных договоров, существенно затрагивающих финансовое состояние заемщика (долевое участие в строительстве, подряда, простого товарищества и т.д.)
8. Договоры аренды или правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые предпринимателем / организацией или принадлежащие ему/организации (в случае, если отношения оформлены договором)- недвижимость, транспорт, оборудование.
9. Копии лицензий на право занятия определенными видами деятельности, патентов и разрешений.
10. Справки из ИМНС:
- об имеющихся расчетных/текущих счетах.
- об отсутствии/наличии задолженности перед бюджетом;
- выписка из ЕГР (не более чем месячной давности).
11. Справки из обслуживающих банков:
- об отсутствии /наличии ссудной задолженности;
- отсутствии /наличии картотеки №2;
- о движении средств по расчетным счетам за последние 12 месяцев (помесячно).
Документы по залогу:
Предоставляется перечень залогового имущества составленный по форме банка с приложением:
- копий документов на предлагаемое в залог оборудование (договоры, накладные, акты приема- передачи, акты ввода в эксплуатацию, платежные документы);
- копий документов на предлагаемый в залог автотранспорт (копии ПТС, свидетельства о регистрации, паспорт собственника);
- копий документов на предполагаемые в залог объекты недвижимости( свидетельство о гос.регистрации прав собственности, документы - основания, указанные в свидетельстве о гос.регистрации прав собственности, технический паспорт объекта, справка из БТИ о техническом состоянии объекта ,выписка из рег.палаты о зарегистрированных правах собственности/аренды/безвозмездного пользования земельным участком, кадастровый план земельного участка и иные документы по дополнительному требованию согласно юридического заключения);
- копий документов на предлагаемые в залог товарно-материальные запасы (складская справка, накладные, платежные документы).
Дополнительно могут быть запрошены документы:
- для производства - калькуляция себестоимости производимой продукции (несколько основных позиций);
- в случае финансирования проекта - данные по проекту (краткая техническая и финансовая информация по проекту, данные по анализу рынка по новому направлению деятельности);
- в случае целевого финансирования - документы, подтверждающие расходование кредитных средств (проект, договоры, смета и т.п.);
- любые другие документы, которые могут способствовать принятию решения о предоставлении кредита (счета- фактуры, контракты, таможенные декларации, договоры поручительства и т.п.)
Учредительные, правоустанавливающие документы:
- Для заемщика - юридического лица (документы для осуществления проверки полномочий):
1. Устав (действующая редакция и редакция на момент избрания руководителя);
2. Изменения в Устав;
3. Учредительный договор (для ООО);
4. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и ЮЛ, созданного до 01.07.2002;
5. Свидетельство о государственной регистрации;
6. Свидетельство о государственной регистрации изменений в учредительные документы;
7. Протокол/решение об избрании/назначении руководителя;
8. Положение о Правлении, о Совете директоров, о Генеральном директоре/ Директоре (в случае если в Уставе имеются ссылки на то, что полномочия указанных органов определены соответствующими положениями);
9. Решение (протокол) соответствующего органа управления ЮЛ на совершение сделки (если в соответствии с законодательством/учредительными документами ЮЛ принятие решения по сделке относится к компетенции данного органа);
10. Контракт/трудовой договор с руководителем (в случае наличия в Уставе ссылки на то, что полномочия руководителя определены в контракте/трудовом договоре);
11. Письмо об отсутствии изменений в учредительных документах и о размере сделки на первое число текущего месяца.
- Для поручителя - физического лица:
1. Заявление - анкета поручителя - физического лица;
2. Копия паспорта и ИНН.
- Для поручителя - юридического лица:
1. Заявление - анкета поручителя - юридического лица;
2. Копии паспортов руководителя;
3. Финансовая отчетность (баланс, форма №2) на две последних отчетных даты, с приложениями (расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности) с отметкой ИМНС/Налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на вмененный доход) за 2 последних отчетных периода;
4. Копии лицензий на право занятия определенными видами деятельности, патентов и разрешений;
5. Документы для осуществления проверки полномочий.
В интересах заемщика ускорить сбор затребованных документов. Организация предоставляет в банк пакет документов, на основе которых проводится анализ финансового состояния и соответствия основных показателей требованиям банка, а также соответствие требований к обеспечению предполагаемого кредита. Максимальный срок рассмотрения заявки клиента (с момента предоставления полного пакета документов) банком по Тарифу 1 составляет не более 5 дней.
Рассмотрение заявки включает следующее. Во-первых, осуществляется проверка учредительных документов ООО «Вега». Во-вторых, проверяется, удовлетворяет ли ООО «Вега» нефинансовым и финансовым параметрам отсечения. Будем считать, что нефинансовые параметры отвечают требованиям. На финансовых параметрах отсечения остановимся подробнее:
1. Доля собственных средств в пассивах предприятия должна составлять не менее 30%. Из бухгалтерского баланса ООО «Вега» видно, что доля собственных средств в пассивах составляет 71%.
2. Коэффициент общей (текущей) ликвидности (отношение текущих активов к текущим пассивам) должен составлять не менее 1. Коэффициент общей (текущей) ликвидности в ООО «Вега» составляет 2,8.
3. «Потенциал» (отношение выручки по официальной отчетности предприятия к фактической выручке за тот же период) должен быть не менее 30%.По кредитам на срок до 36 месяцев расчет производится за последние 6 месяцев.
Таблица - 2.1 Расчетные данные показателей выручки и чистой прибыли в ООО «Вега» (в руб.)
Данные за 1 полугодие 2008 г. |
Данные за 2008 г. |
Данные за 2 полугодие 2008 г. (=ст.3-ст.2) |
||
Официальная выручка |
321023 |
1930278 |
1609255 |
|
Фактическая выручка |
321000 |
2095000 |
1774000 |
|
Чистая прибыль |
-14000 |
407000 |
421000 |
Из табл. 2.1 видно, что размер выручки по официальной отчетности за последние 6 месяцев составил 1609255 руб., а фактическая выручка - 1774000 руб. Следовательно, «потенциал» составляет 90%.
4. Максимальный размер среднемесячной выручки (фактической) должен быть не более 15000000 руб. Для кредитов на срок до 36 месяцев расчет - за 6 последних месяцев. Из табл. 2.1 видно, что среднемесячная выручка составляет 268209 руб. - это удовлетворяет требованиям «Программы кредитования малого и среднего бизнеса».
Также банк учитывает параметры, ограничивающие максимальную сумму кредита. Так в Программе говорится, что сумма на приобретение основных средств не должна превышать 4 среднемесячных выручки в последние 6 месяцев. 4 среднемесячных фактических выручки в ООО «Вега» составляют 591333 руб. (табл. 2.1). Сумма кредита - 500000 руб., этот показатель находится в установленных рамках.
Во-вторых, сумма кредита не должна превышать 100% собственного капитала предприятия на момент составления управленческого баланса. Данные управленческого баланса показывают, что собственный капитал ООО «Вега» составляет 1262000 руб., а сумма кредита - 500000 руб.
Третий параметр, ограничивающий максимальную сумму кредита, состоит в следующем. Ежемесячный платеж в погашение кредита с учетом процентов не должен превышать 85% от суммы среднемесячной чистой прибыли. Сумма кредита для ООО «Вега» составляет 500000 руб. Следовательно, с учетом 17% годовых, выплачиваемая сумма составит 585000 руб. Организация предполагает взять кредит на 12 месяцев, т.е в месяц обязана будет выплачивать 48750 руб. 85% от этой суммы составляет 41437,5 руб., т.е среднемесячная чистая прибыль не должна быть меньше этой суммы. Из табл. 2.1 видно, что за последние 6 месяцев чистая прибыль составила 421000 руб., а среднемесячная чистая прибыль - 70166 руб. Этот показатель также удовлетворяет требованиям «Программы кредитования малого и среднего бизнеса».
Важным моментом рассмотрения заявки является анализ предлагаемого ООО «Вега» вида обеспечения кредита. ООО «Вега» в качестве обеспечения кредита предлагает поручительство. Поручителем выступает физическое лицо, которое представляет залог банку в виде сельскохозяйственной техники, находящейся в его собственности (тракторы МТЗ 82.1 и К-701). Рыночная стоимость техники составляет 845823 руб. Мурманский филиал определил залоговый дисконт для транспортных средств при кредитовании от 9 до 18 месяцев в размере 0,7. Исходя из этого, оценочная стоимость предмета залога определяется как рыночная стоимость с учетом дисконта, т.е. рыночная стоимость предмета залога поручителя ООО «Вега» составит 592076 руб. Эта сумма обеспечивает покрытие залогом по кредиту в 500000 руб., т.е 100% покрытия.
Рассмотрение пакета документов показало, что показатели деятельности ООО «Вега», а также требования к обеспечению кредита удовлетворяют ФКБ «Юниаструм» в рамках «Программы кредитования малого и среднего бизнеса».
Банк в письменной форме извещает ООО «Вега» о положительном решении вопроса о выдаче кредита в размере 500000 руб. Далее с юридическим лицом заключается кредитный договор, в котором указываются размер, сроки, порядок уплаты кредита и процентов, комиссионных вознаграждений, а также отражены права и обязанности сторон. Так в нашем случае комиссия за ведение ссудного счета составляет 1,5% от суммы кредита, т. е 7500 руб. Взимается комиссия в рублях по курсу Банка России на дату заключения договора. Сумма выплат по процентам, если формой погашения кредита являются ежемесячные аннуитетные платежи, будет составлять 7083 руб. в месяц, а погашение суммы кредита - 41667 руб. в месяц.
Следующий этап - перечисление суммы кредита на счет клиента. Затем клиент оплачивает комиссию за ведение счета. Уплата процентов должна производиться ежемесячно, а уплата основного дола может быть отсрочена, но не более чем на три месяца.
заемщик банк кредитование юридический
- Введение
- Глава 1. Деятельность КБ «Юниаструм Банк» (ООО)
- 1.1. История развития банка
- 1.2 Направления бизнеса
- 1.3 Финансовые показатели
- Глава 2. Исследование деятельности ФКБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» в Мурманске
- 2.1 Характеристика деятельности Мурманского филиала
- 2.2 Кредитная политика
- 2.3 Организация процедуры кредитования юридических лиц
- Заключение