Взаимоотношения коммерческого банка и предприятий (на примере ОАО "Русь-Банк")

дипломная работа

1.3 Характеристика основных банковских продуктов для предприятий как клиентов и особенности их изменения

В соответствии с законом "О банках и банковской деятельности в России" банки могут оказывать клиентам следующие услуги:

а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиком;

б) осуществлять расчеты по поручениям клиентов и банков-корреспондентов, в том числе и их кассовое обслуживание;

в) открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

г) финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банков;

д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы) осуществлять иные операции с ними;

е) выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства на третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;

ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);

з) покупать у российских иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;

и) покупать и продавать в России и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;

к) привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

л) привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции);

м) оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;

н) производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.

Прежде всего, к основным услугам банка относятся специфические услуги: депозитные операции, кредитные операции, расчетные операции.

Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.

Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).

Отношения в сфере кредитования юридических лиц строятся по определенной системе, которая называется системой банковского кредитования. Система кредитования базируется на трех составляющих: субъектах кредита, обеспечении кредита, объектах кредита. Можно сколько угодно маневрировать организационными основами, технологией кредитных операций, однако во всякой системе эти три базовых элемента сохраняют свое основополагающее значение, практически определяют "лицо" кредитной операции, её эффективность. Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга. Успех в деятельности банка по кредитованию приходит только в том случае, если каждый из них дополняет друг друга, усиливает надежность кредитной сделки.

Под системой кредитования понимается совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих организацию кредитного процесса и его регулирование в соответствии с принципами кредитования и теорией кредитного риска. Система банковского кредитования включает в себя совокупность следующих элементов:

- объекты кредитования;

- порядок и степень участия собственных средств заемщиков в кредитной операции;

- способы регулирования ссудной задолженности;

- способы кредитования;

- формы ссудных счетов;

- банковский контроль в процессе кредитования.

Все представленные выше элементы по существу представляют собой технологию кредитного процесса.

Банковское кредитование предприятий и других организационно-правовых структур на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу, главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредита, а также требования объективных экономических законов, в том числе и в области кредитных отношений.

К принципам кредитования относятся:

- срочность кредита;

- возвратность;

- дифференцированность;

- обеспеченность;

- платность;

- целевой характер кредита.

До недавнего времени принцип обеспеченности кредита трактовался нашими экономистами очень узко: признавалась лишь материальная обеспеченность кредита. Это означало, что ссуды должны были выдаваться под конкретные материальные ценности, находящиеся на различных стадиях воспроизводственного процесса, наличие которых на протяжении всего срока пользования ссудой свидетельствовало об обеспеченности кредита и, следовательно, о реальности его возврата.

Между тем в мировой банковской практике видами кредитного обеспечения кроме материальных ценностей, оформленных залоговым обязательством, выступают гарантии и поручительства платежеспособных юридических и физических лиц соответственно, а также страховые полисы, оформленные заемщиками в страховой компании, от риска непогашения банковского кредита. Причем не только одна, но и все перечисленные формы юридических обязательств одновременно могут служить обеспечением выдаваемого хозяйственному органу банком кредита. Лишь с принятием Закона "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки Российской Федерации получили возможность выдавать своим клиентам кредиты под различные формы обеспечения кредита.

Таким образом, в современных условиях, говоря об обеспеченности ссуд, следует учитывать наличие у заемщиков юридически оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредита: залогового обязательства, договора - гарантии, договора - поручительства, договора страхования ответственности непогашения кредита. Обеспечение обязательств по банковским ссудам в одной или одновременно нескольких формах предусматривается обеими сторонами кредитной сделки в заключаемом между собой кредитном договоре.

Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать. Возвратность является неотъемлемой чертой кредита, его атрибутом.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть, не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, те есть в нем находит конкретное выражение фактор времени. И, следовательно, срочность есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств в хозяйстве заемщика и выступает той мерой, за пределами которой количественные изменения во времени переходят в качественные: если нарушается срок пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет свое подлинное назначение, что отрицательно сказывается на состоянии денежного обращения в стране. Подтверждением этому является современное положение с денежным обращением в стране, на которое наряду с другими факторами определенное воздействие оказала и практика длительного нарушения принципа срочности в кредитовании отдельных отраслей и затрат при планово-централизованной системе управления.

С переходом на рыночные условия хозяйствования этому принципу кредитования придается, как никогда, особое значение. Во-первых, от его соблюдения зависит нормальное обеспечение общественного воспроизводства денежными средствами, а соответственно его объемы, темпы роста. Во-вторых, соблюдение этого принципа необходимо для обеспечения ликвидности самих коммерческих банков. Принципы организации их работы не позволяют вкладывать им привлеченные кредитные ресурсы в безвозвратные вложения. В-третьих, для каждого отдельного заемщика соблюдение принципа срочности возврата кредита открывается возможность получения в банке новых кредитов, а также позволяет соблюсти свои хозрасчетные интересы, не уплачивая повышенных процентов за просроченные ссуды. Сроки кредитования устанавливаются банком исходя из сроков оборачиваемости кредитуемых материальных ценностей и окупаемости затрат, но не выше нормативных.

С принципом срочности возврата кредита очень тесно связаны два других принципа кредитования, такие как дифференцированность и обеспеченность. Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Кредит должен предоставляться только тем хозяйственным органам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными источниками, уровень его рентабельности на текущий момент и в перспективе.

Оценка кредитоспособности хозяйственных органов, испрашивающих кредит, проводимая банком до заключения кредитных договоров, дает им возможность в определенной степени подстраховать себя от риска несвоевременного возврата кредита (и связанных с этим для банков убытков) и, следовательно, предвосхитить соблюдение хозяйственными органами принципа срочности кредитования. Дифференцированность кредитования, исходя из кредитоспособности хозяйственных органов, препятствует покрытию их потерь и убытков за счет кредита и служит необходимым условием его нормального функционирования на основах возвратности и платности. Своевременность возврата кредита находится в тесной зависимости не только от кредитоспособности заемщиков, но и от обеспеченности кредита.

Принцип платности кредита означает, что каждое предприятие-заемщик должно внести в банк определенную плату за временное заимствование у него для своих нужд денежных средств. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента - это своего рода "цена" кредита. Платность призвана оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их на увеличение собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования на собственные и другие нужды.

Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товарно-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.

Расчетно-кассовое обслуживание является традиционной функцией в деятельности любого коммерческого банка на сегодняшний день. С ростом количества предприятий различных форм собственности растет предложение новых банковских услуг и продуктов, в том числе в области расчетно-кассового обслуживания.

Расчетно-кассовые операции заключаются в обеспечении движения денежных средств на счетах клиентов банков согласно их поручениям. Эти операции занимают особое место в банковской деятельности и играют важную роль в обеспечении успешного хода экономических процессов на микро- и макроуровнях.

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов является одной из трех базовых операций банков, которые конституируют их как особые финансовые учреждения, которые называются банками. Поэтому эти операции тесно связаны со всеми другими банковскими операциями. Любая операция банков - и пассивная и активная, и предоставление услуг - неизбежно сопровождается осуществлением платежа, следовательно - расчетным или кассовым обслуживанием соответствующего клиента. Причем для выполнения таких операций банкам не нужны дополнительные резервы, поскольку необходимые средства должны быть у тех клиентов, по поручению которых банки осуществляют платежи или кассовые операции.

По своему характеру эти операции, собственно, являются услугами, и за них банки взимают плату с клиентов в виде комиссионного вознаграждения, а не процента. Получение таких доходов обходится банкам относительно дешево и без значительных рисков для их финансового состояния. Поэтому рост объемов расчетно-кассовых операций является надежным и выгодным способом увеличения доходов и повышения рентабельности банковской деятельности.

Клиентам банков расчетно-кассовые операции обеспечивают получение денежного эквивалента за реализованную продукцию или услуги, оплату необходимых для производства материальных ресурсов, выплату заработной платы работникам, оплату обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, накопления и использования сбережений и т.д. Поэтому чем быстрее и надежнее банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов, тем лучшие условия создаются в последних для воспроизводственного процесса, укрепление платежной дисциплины, оздоровления финансового состояния, а в конечном итоге - для повышения жизненного уровня населения.

Расчетно-кассовые операции банков обеспечивают большую часть потоков совокупного денежного оборота. Любые перебои в расчетно-кассовых операциях неизбежно приводят к торможению денежных потоков и разбалансировки денежного оборота, что отрицательно влияет на состояние экономики в целом, на развитие производства товаров и услуг.

Важная роль своевременного осуществления денежных платежей в обеспечении функционирования экономики каждой страны обусловливает необходимость создания специальных платежных систем, способных предоставить всем экономическим агентам (физическим и юридическим лицам) возможность выполнить свои платежные обязательства.

Платежная система в широком смысле - это совокупность определенных законом платежных инструментов, норм, правил, а также механизмов и процедур их применения всеми субъектами денежного оборота. Участниками платежной системы являются все виды предприятий, государственные структуры, общественные организации, население, коммерческие и центральный банки. Установление в рамках платежной системы для всех ее участников определенных законом норм и правил поведения ставит их в равные условия, защищает интересы каждого из них. Поэтому создание высокоэффективной, действенной и надежной платежной системы является одним из ключевых экономических задач государства.

В организации расчетно-кассовых операций можно выделить три этапа:

1) подготовка организационных, технических и технологических предпосылок для осуществления платежа;

2) формирования и передачи информации относительно платежа;

3) перевод или передача денег, то есть сам платеж.

На первом этапе осуществляются такие действия, как открытие в банках счетов для участников платежной системы, создание компьютерных систем связи, приема, обработки, учета и передачи информации, эмиссия платежных карточек и т.п. На втором этапе выполняются такие операции, как подготовка, обеспечение защиты, передачи банка и проверка на подлинность информации, необходимой для осуществления платежа, на определенных инструментах (носителях). На третьем этапе осуществляются приема-выдачи наличных денег по счетам клиентов, перевод денег со счета плательщика на счет получателя или зачет взаимной задолженности.

Важное место в расчетно-кассовых операциях занимают платежные инструменты, под которыми понимают определенных носителей информации, которые служат банкам правовым основанием для осуществления денежных переводов на счета или выполнение кассовых операций (чек, вексель, платежное поручение, различные виды платежных карточек и т.п.). Такие инструменты, изготовленные из бумаги по строго стандартизированной форме, принято называть расчетными документами. Средства, применяемые для осуществления платежей на электронной основе, принято называть платежными картами.

Расчетно-кассовые операции банки осуществляют с учетом общих принципов, на которых базируется организация платежных систем. Особое значение для организации банками расчетно-кассового обслуживания клиентов имеют такие принципы:

1. Экономические агенты (юридические лица) - владельцы денежных средств имеют право выбора формы оплаты (наличными или безналичными) и право выбора банка, в котором они собираются хранить средства и через который будут осуществлять свои расчеты в безналичной форме.

2. Хранение средств в банках и перевод их осуществляется на банковские счета, которые открываются клиентам по их просьбе при согласии банков. Каждый клиент имеет право открыть несколько счетов в разных банках и право на сохранение в тайне состояния его счетов.

3. Перевод средств или выдача наличных со счета осуществляются банком по распоряжению владельца в порядке определенной им очередности и в пределах остатка средств на счете.

4. Форма перевода банком средств по счету клиента определяется самим клиентом согласно форме безналичных расчетов, предусмотренной в его хозяйственном договоре (контракте) с контрагентом, при невмешательстве банка в договорные отношения между ними. Экономические агенты, как правило, выбирают те формы расчетов, которые лучше защищают их интересы в каждой конкретной хозяйственной операции.

5. Срок перевода банком средств со счета определяется клиентом в соответствии с порядком его расчетов с контрагентом, предусмотренного в их хозяйственном договоре. Безналичные платежи между хозяйственными агентами строятся на принципе срочности и могут быть в зависимости от определенного в договоре срока досрочными, срочными и просроченными. Относительно хозяйственной операции, которая оплачивается, платеж может быть: предварительным (авансовым); компенсационным, то есть сделанным немедленно после совершения хозяйственной операции; отсроченным, т.е. осуществленным через определенный срок после такой операции.

6. Отношения между банком и клиентом в процессе расчетно-кассового обслуживания строятся на принципах партнерства и взаимной выгоды и осуществляются на основании договора о расчетно-кассовом обслуживании. В договоре предусматриваются права и обязанности сторон, а также их ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств с фиксацией размеров штрафов за каждое из таких нарушений.

Указанные принципы организации денежных расчетов обусловлены закономерностями функционирования рынка и наиболее полно проявляются в странах с высокоразвитыми рыночными экономиками. В странах с переходными экономиками, в том числе и в России, эти принципы постепенно утверждаются, и на определенных этапах наблюдаются существенные отклонения от их требований в практике организации платежных отношений и расчетно-кассовых операций банков.

Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выполняют и современные большие и малые банки.

Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные операции приобретают и в том смысле, что создают условия сохранения статуса банка. Банками являются не вообще те или иные предприятия или организации, которые принимают вклады, выдают кредиты, или совершают расчеты между различными юридическими и физическими лицами. На практике довольно часто можно встретить фонды, которые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, например, что кредиты могут предоставляться также торговыми организациями, вообще всеми субъектами, у которых есть свободные денежные средства, но от этого они также не превращаются в банки, а сохраняют свой основной статус. Почта проводит платежи по поручению клиента, но не смотря на расчетные операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк.

Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.

В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические услуги, услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т.п.), предоставление гарантий и поручительств, доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента), бухгалтерская помощь предприятиям, представление клиентских интересов в судебных органах, услуги по предоставлению сейфов, туристские услуги и др.

Финансовый кризис вносит свои коррективы во все сферы экономической жизни. Банки в наибольшей мере ощутили на себе его негативные последствия: требования Банка России ужесточились, банкиры вынуждены повышать стоимость кредитов и депозитов, привлечение клиентов и их средств - становиться первостепенной, и, в то же время, очень нелегкой задачей.

Банки начинают активно использовать самые разнообразные методы привлечения клиентов. Часть банков просто повысили ставки по срочным вкладам. Сейчас можно наблюдать рекордные процентные ставки - до 20% годовых в национальной валюте. Другие банки, создают инновационные продукты, которые, например, позволяют свободно управлять валютой своего вклада или активно продвигают депозиты с гибкими условиями. Как дополнительный стимул для открытия срочного депозита, банки предлагают автоматическое участие в розыгрышах денежных сумм, золотых слитков или туристических путевок.

Наряду с подобными стимулирующими мерами, банки предпринимают активные шаги в сфере пиара и маркетинга для увеличения уровня доверия и количества клиентов. Цель данной активности очевидна - привлечь и удержать клиента, а соответственно и его средства на максимальный период.

В условиях нестабильной финансовой ситуации, профессионализм в оказании банковских услуг начинает играть все большую роль, так как клиент осознает, что ему придется не только контактировать с сотрудниками банка на протяжении длительного срока, но и быть уверенным в том, что в любой момент его смогут качественно обслужить и проконсультировать. Чем больше перспектива сотрудничества клиента с банком, тем более значимую роль для него начинает играть качество предоставляемых услуг, а не высокая прибыльность активов. Кроме того, по своей сути банковские услуги - нематериальны и неосязаемы, поэтому оценить их качество возможно лишь в процессе или после получения консультации, совершения платежей. Соответственно, и критериями качественной банковской услуги выступают именно профессионализм и качество обслуживания клиента сотрудником банка.

Необходимо понимать, что если финансовое учреждение не будет стремиться к привлечению клиентов, качественной работе с ними и повышению их лояльности, в долгосрочной перспективе оно не может быть прибыльным.

В погоне за привлечением денежных средств и повышением рентабельности рынок банковских депозитов насыщается разнообразными депозитными программами, акциями, бонусами и программами повышения лояльности, но уровень доверия банкам оставляет желать лучшего, также как и качество обслуживания.

Таким образом, финансовый кризис приводит к тому, что банки стремительно работают над ценовой политикой в области привлечения клиентов, не уделяя должного внимания эффективным способам повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе: мониторингу и повышению уровня квалификации сотрудников. Финансовый кризис не должен влиять на качество обслуживания, напротив, взвешенная клиентоориентированная политика банка как цель, выгодные условия и тарифы как средство, могут послужить конструктивной основой для результативного привлечения клиентов в долгосрочной перспективе.

Делись добром ;)