logo
Банковская система Российской Федерации на современном этапе

1.3 Основы нормативно-правового регулирования банковской системы и информационной базы

Банки представляют собой специфические экономические субъекты. Их специфика проявляется в следующих основных аспектах [18]:

q на всех этапах движения ресурсов основным их видом для банка являются финансовые ресурсы (денежные средства);

q подавляющую часть (более 90 %) общей суммы ресурсов представляют заемные и привлеченные, а не собственные средства;

q действующее законодательство запрещает банкам заниматься производством и торговлей материальными ресурсами.

Что касается управленческих, организационных, социальных, юридических, информационно-технологических и других аспектов деятельности банка, то они могут быть объектом специальных отдельных исследований. В настоящей же работе эти аспекты затрагиваются только в той части, в которой они связаны с финансово-экономической деятельностью (например, допустимые диапазоны значений финансовых показателей, предусматриваемые законодательными и нормативными актами, к которым, прежде всего, относится минимальная величина уставного капитала, обязательных резервов в Центральном банке, размер налога на прибыль и т.п.).

Анализ банковской деятельности как специальной области научных знаний постоянно развивается. Так, переход к использованию в учете международных стандартов ввел деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Отметим, что анализ финансово-экономической банковской деятельности производился на разных уровнях управления и выступал как внешний, так и внутренний. Поэтому имеет смысл рассматривать информационную базу как совокупность внутренней и внешней информации.

Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитической информацией.

Внутренний анализ имеет цель изучить более подробно и глубоко причины достигнутого уровня эффективности деятельности.

Информационное обеспечение экономико-статистического анализа результатов деятельности коммерческого банка можно представить как систему внешней и внутренней информации (рис. 1.5.).

Система внешней информации предназначена для снабжения руководства банка необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой он действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (конкурентах, клиентах и т.д.).

Внутренняя информация характеризует текущую оперативную и отчетную деятельность банка. Она возникает в процессе автоматизированного сбора и обработки данных, использования новейших банковских информационных технологий.

Рис. 1.5. Классификация информации для изучения банковской системы

Система внешней информации предназначена для снабжения руководства банка необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой он действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (конкурентах, клиентах и т.д.).

Внутренняя информация характеризует текущую оперативную и отчетную деятельность банка. Она возникает в процессе автоматизированного сбора и обработки данных, использования новейших банковских информационных технологий [18].

Внутренняя информация включает бухгалтерскую отчетность, статистическую отчетность, отчеты управляющих, акты ревизий и проверок и др.

Источники внешней информации, используемой в экономико-статистической анализе коммерческих банков следующие [12]:

q высшие органы государственной власти и управления (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство Российской Федерации);

q Центральный банк России;

q банки, банковские союзы и ассоциации;

q другие финансовые институты;

q внешнеэкономический комплекс России;

q международные финансовые институты (МВФ, МБРР и др.);

q зарубежные инвесторы и кредиторы;

q финансовые отчеты заемщиков, другие сведения об их деятельности;

q научные публикации и статистические материалы об экономическом состоянии страны и других государств; о положении дел на фондовых и валютных рынках в мировой банковской системе, рейтинги.

Информация политического характера в управлении отечественными коммерческими банками часто бывает не менее важной, чем экономическая. При этом, основными источниками, получаемыми от высших органов государственной власти и управления, являются: законы, указы, постановления, распоряжения, решения, другие нормативные и законодательные акты, которые касаются прежде всего вопросов: развития отношений собственности; разработки основных направлений финансово-экономической политики; расширения зоны рублевого пространства; определения таможенных барьеров и льгот; валютного регулирования.

Другая группа информационных источников, используемых при проведении экономико-статистического анализа, генерируется Центральным банком: составление отчетности банками, включение сведений о состоянии финансовых рынков (особенно кредитов и депозитов), ведение информации, касающейся денежного обращения, частных вкладов и эмиссионных процессов.

Объективный и глубокий анализ деятельности любого коммерческого банка в настоящее время нельзя осуществить, не располагая аналогичной информацией о других банках, а также о банковской системе в целом (общем количестве коммерческих банков и их филиальных сетях; финансовых компаниях; представительствах иностранных банков на территории России, их отделениях и филиалах; банковских союзах, ассоциациях и консорциумах, составе их участников; филиалах и представительствах российских банков за рубежом; совместных коммерческих банках с участием международного капитала на территории России). Здесь наиболее важна информация о количестве открытых счетов, объемах обслуживания частных лиц, выплачиваемых процентах по рублевым и валютным вкладам, инвестиционной деятельности коммерческих банков, а также о финансовом положении банков-клиентов и банков-корреспондентов.

Другие финансовые институты оказывают непосредственное влияние на условия функционирования коммерческих банков, поскольку операции с основными инструментами рынка капитала и валютного рынка являются не только одним их важнейших источников доходов банков, но и блоками их финансового конструирования, осуществляемого в целях защиты от процентных рисков, средством поддержания необходимого уровня ликвидности.

В этой связи важна информация о котировках акций российских и иностранных предприятий и банков в России и за рубежом, о текущих показателях рынка государственных ценных бумаг, объемах и условиях проданной предприятиями и банками в обязательном порядке валютной выручки, масштабах бегства капитала из России.

Обоюдно и весьма значительно влияние друг на друга внешнеэкономического комплекса и коммерческих банков России. При этом, банкам необходимо владеть информацией о внешнеэкономической политике правительства; развитии системы государственного регулирования и поддержки внешней торговли, методах ее регулирования (лицензирование, налоги, пошлины), порядке формирования и использования централизованных валютных фондов, объеме операций по централизованному экспорту и импорту, величине внутреннего валютного долга, состоянию алмазно-золотого запаса в стране и многим другим вопросам.

С выходом российских банков на международные финансовые рынки, особенно перед кризисом, финансовое положение наиболее крупных стало в значительной степени зависеть от величины внешней задолженности России, объемов и условий предоставления ей финансовой помощи со стороны западных стран [18].

Ведущую роль в решении этих вопросов играют международные финансовые институты - МВФ, МБРР, Лондонский и Парижский клубы международных кредиторов, крупные зарубежные инвесторы и страны-кредиторы (Германия, США, Япония, Франция). Информация о принимаемых ими решениях, касающихся российской экономики в целом и ее отдельных крупнейших банков, не может игнорироваться финансовыми менеджерами этих банков при поиске путей улучшения их финансового состояния [15].

Финансово-экономическое состояние кредитного учреждения прямо и непосредственно зависит от финансового состояния его клиентов и особенно заемщиков. Поэтому, финансовые отчеты и другие сведения, касающиеся кредитоспособности клиентов банков, относятся к числу важнейших источников информации, используемых при проведении финансового анализ.

Значительный объем информационно-аналитических материалов содержится в настоящее время в различных сборниках, публикуемых Центральным банком России. Основное назначение этих изданий - оказание помощи коммерческим банкам в оперативном информировании их о ситуации на рынке финансовых услуг и в оценке ими собственного финансового положения.

В числе информационных сборников, выпускаемых Центральным банком России, в первую очередь необходимо назвать «Бюллетень банковской статистики», «Вестник Банка России», аналитический сборник «Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере» [28].

«Бюллетень банковской статистики» публикует информацию по основным аспектам денежно-кредитной политики России, а также важнейшие показатели деятельности коммерческих банков.

Необходимыми для анализа являются сведения, предоставляемые статистико-аналитическим сборником «Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере» по динамике процентных ставок, рыночной ставке, справочной ставке, межбанковским кредитам, состоянию рынка ценных бумаг, положению дел на валютном рынке и другим аспектам денежно-кредитной сферы.

«Вестник Банка России», публикуя официальные материалы и документы, дает обширную информацию по проблемам рынка кредитных ресурсов, состоянию валютного и фондового рынков. Здесь же следует упомянуть и материалы различных сборников, публикуемых Ассоциацией российских банков.

Уже многие годы широко распространена система рейтингов коммерческих банков, публикуемых различными периодическими изданиями. Хотя используемая для их составления информация не всегда является достаточно точной и проверенной, в целом группировка и ранжирование банков по определенным критериям, безусловно, позволяют судить об общем состоянии дела в банковской системе.

Наконец, неисчерпаемым и довольно доступным источником получения информации для проведения экономико-статистического анализа в банках, являются многочисленные публикации материалов проводимых научных исследований; докладов на международных конференциях, симпозиумах; рекомендации экспертов по вопросам экономического развития стран и регионов, валютно-финансового положения России, собственно банковской деятельности.

Таким образом, обязательная внешняя банковская отчетность регламентируется инструкциями, приказами, письмами и разъяснениями Центрального банка, указаниями Налоговой инспекции, инструкциями региональных органов власти. Она должна соответствовать установленным требованиям, представляется в установленные сроки в орган контроля Центрального банка, налоговую инспекцию, головную контору. Публикация в открытой печати годовых отчетов коммерческих банков является значительным шагом в обеспечении открытости и гласности информации.

Источники внутренней информации являются главной составляющей информационной базы экономико-статистического анализа. В рамках данной работы ограничимся классификацией источников внутренней информации, касающейся вопросов эмиссии ценных бумаг, официальной отчетности банка, и информации, накапливаемой на счетах бухгалтерского учета.

Источники внутренней информации в коммерческих банках следующие [23]: учредительные документы; внутренние нормативные документы, регламентирующие правила и процедуры принятия управленческих решений, совершения сделок и операций; бизнес-планы; эмиссионные проекты и отчеты об эмиссии ценных бумаг; отчетность о деятельности банка; данные бухгалтерского учета; информация, имеющаяся в электронных базах данных; материалы системы внутреннего контроля и аудита; материалы проверок, осуществляемых внешними аудиторами; материалы проверок, проводимых Центральным банком России, налоговыми и другими органами; кредитные и другие договоры, документы по реализации сделок и операций.

Из материалов эмиссионных проектов коммерческих банков можно получить сведения о численности их акционеров, количественном и персональном составе наблюдательного совета и исполнительного органа управления банка, численности филиалов, отделений и представительств банка, данные о финансовом положении банка: бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках за предыдущие годы, баланс по состоянию на конец последнего квартала перед подачей эмиссионных документов на регистрацию, отчеты об использовании прибыли банка с момента его образования, отчеты о формировании и использовании средств резервного фонда, сведения о размере просроченной задолженности банка, кредитах, платежах в бюджет на момент принятия решения им о выпуске ценных бумаг, сведения о санкциях, наложенных на банк органами государственного управления, судом, арбитражным судом в течение последних трех-пяти лет, расчет экономических нормативов, характеризующих деятельность банка, отчет об уставном фонде банка, отчетность по выпущенным банком ценным бумагам, а также сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг.

Внутренняя информация является главной для проведения анализа в коммерческих банках. Это - данные аналитического учета, балансовой и финансовой отчетности. Состав этой отчетности, ее структура, периодичность составления и нормативные документы, регламентирующие порядок ее формирования по состоянию на 1 января 2009 года приведены в приложении 4.

В состав годового отчета входит бухгалтерский баланс в форме оборотной ведомости; отчет о прибылях и убытках; данные об использовании прибыли и фондов, создаваемых из прибыли; расчет резерва на возможные потери по ссудам; отчет о составлении внутреннего контроля в банке; пояснительная записка.

Главная информация для проведения финансового анализа накапливается на счетах бухгалтерского учета. С 1 января 2006 г. вступили в действие новые Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в кредитных организациях на территории Российской Федерации № 61, утвержденные приказом Центрального банка России от 18 июня 2007 г. № 02-263 и новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, введенный приказом Центрального банка России от 31 октября 2006 г. № 02-399, вступивший в действие с 1 января 2008 г.. Перечисленные нормативные документы являются не только правовой, но и методологической основой организации бухгалтерского учета и проведения анализа финансово-экономической деятельности коммерческих банков [7].

Бухгалтерский баланс коммерческого банка - основной документ, используемый для оценки финансового состояния. Одним из принципов построения балансов западными банками является группировка активных статей по степени убывания их ликвидности, а пассивных - по мере снижения их востребования. В отечественной практике статьи баланса традиционно группировались по их экономическому содержанию. В используемой ныне форме бухгалтерского баланса предпринята попытка совместить оба указанных принципа.

Построенный на основе нового плана счетов, бухгалтерский баланс банка включает в свой состав пять разделов: А. Балансовые счета; Б. Счет доверительного управления; В. Внебалансовые счета; Г. Срочные операции; Д. Счета депо. Счета в разрезе разделов группируются по видам привлекаемых и размещенных банком средств, а также по срочности осуществляемых операций.

Существенным недостатком используемой ныне формы бухгалтерского баланса является отсутствие его отличительного признака - выделения в обособленные группы статей активов и пассивов (что делает его по форме просто двухсторонней таблицей).

Как положительный момент, действующей сегодня системы бухгалтерского учета в банках, является возможность совмещения синтетического и аналитического учета по ряду позиций, а именно по учету предоставленных кредитов, привлечение вкладов; депозитов; объектов кредитования; срокам пользования кредитов; размерам процентных ставок. В связи с этим банки для нумерации лицевых счетов применяют 20-значную систему, а если их недостаточно, то в программном обеспечении можно предусматривать до 25 знаков. Практика показывает, что при хорошем качестве программного обеспечения трудоемкость учетной работы не увеличивается, но при этом значительно возрастают аналитические функции учетной информации. По существу в банках полностью автоматизирован операционный день банка, включающий совершение операций, составление отчетности и справочной информации. Это позволяет осуществлять в аналитическом режиме ежедневный анализ доходов, расходов, финансовых результатов и осуществлять внутренний контроль за банковскими операциями.

Особое значение в анализе результатов деятельности банка имеет использование общей финансовой отчетности коммерческого банка, которая составляются на основе Инструкции Центрального банка России № 17 «О составлении финансовой отчетности» и дополнениями к ней. Согласно данной инструкции общая финансовая отчетность - это отчетность банка, используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным банком, руководителями коммерческим банком и другими заинтересованными лицами, а также для открытой информации. Эта отчетность включает в себя агрегированный балансовый отчет (форма № 113) и агрегированный отчет о прибылях и убытках (форма № 114), отчетность, составленная в соответствии с Инструкцией № 7 включает группировку в балансе статей по экономическому содержанию.

Новые формы финансовой отчетности обеспечивают постепенный переход к единым принципам составления и публикации финансовых отчетов коммерческих банков, а также основным стандартам международного учета в коммерческих банках. Особое значение при этом приобретает изучение таблиц соответствия статей окончательного балансового отчета плану счетов бухгалтерского учета в коммерческом банке, статей окончательного отчета формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка».

В форме № 2 финансовый результат представлен чистой прибылью, а в общей финансовой отчетности -- балансовой. Для приведения балансовой прибыли и чистой прибыли в сопоставимость производится корректировка балансовой прибыли. Для этого балансовую прибыль увеличивают на размер накопленных к концу года процентов к получению по ссудам клиентов и по депозитам в банках; накопленных и уплаченных процентов по вкладам, депозитам клиентов, по кредитам и депозитам банков. Балансовую прибыль также уменьшают на величину недосозданного резерва по ссудам, на потери по расчетам с дебиторами, риски и обязательства; на размер списываемой безнадежной задолженности (кроме ссудной), на сумму налогов, произведенных за счет прибыли, величину отсроченного налога на прибыль, величину расходов за счет фондов специального назначение, материального поощрения, резервного фонда.

Балансовую прибыль для получения чистой прибыли необходимо еще скорректировать на величину доходов и расходов будущих периодов, которые могут быть получены и произведены в результате переоценки средств в иностранной валюте, ценных бумаг и драгоценных металлов.

Однако, методология формирования финансовых результатов определяется не только требованиями Центрального банка России, но и налоговых органов и, прежде всего, «Положением № 490 от 16 мая 2005 г. «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями». В соответствии с этим Положением, одна часть доходов банка принимается в расчет при начислении налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль, затем уменьшается на сумму расходов, включаемых в себестоимость оказываемых услуг, и после этого полученная разница уточняется на сумму доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты деятельности банков.