logo
Центральный Банк РФ

2. Роль Центрального Банка РФ в экономике России

2.1 Центральный Банк РФ в российской экономике 2014 г.

С начала 2014 года в мировой экономике произошло много серьезных изменений, большинство из которых носит негативный характер. Совокупность проблем таких, как замедление темпов роста экономики Китая и риск дефляции в Европе, пагубно влияют на общемировую конъюнктуру. В таких условиях центральные банки по всему миру как гаранты обеспечения финансовой стабильности и развития экономики, вынуждены применять все более нетрадиционные шаги для стимулирования роста ВВП. Для России этот год стал одним из самых сложных за последнее десятилетие в связи с развитием конфликта со странами ЕС и США из-за ситуации в Украине. Во многом жесткая позиция РФ привела к введению санкций, которые затронули оборонный, нефтегазовый и финансовый сектор страны. В результате к декабрю 2014 года инфляция в России ускорилась до 9,1% г/г, а рубль продолжает свое падение до исторических минимумов по отношению к доллару и евро. Негативные настроения компаний и простых граждан растут, а роль ЦБ в вопросе спасения российской экономики от "краха" выходит на первый план.

С начала 2012 года одним из главных инструментов ЦБ для сдерживания курса национальной валюты оставались регулярно проводимые интервенции. Целью регулятора являлось сдерживание инфляции путем стабилизации курса рубля в рамках перехода к новой политике таргетирования инфляции. Для поддержания макроэкономической стабильности Банк России продолжит применять и развивать элементы режима инфляционного таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.

Одним из ключевых условий успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность центрального банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов. Поэтому Банк России видит своей задачей увеличение открытости и прозрачности своих действий и повышение степени доверия общества к проводимой политике. Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена на разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России» политики.

В 2014 году развитие конфликта между РФ и США, а также странами ЕС привело к росту рискованности вложений в российские активы, что повлекло за собой их продажу и падение курса рубля. Дополнительное давление на инфляцию оказало введение запрета на импорт продовольственных товаров из стран ЕС. В результате, к декабрю этого года цены в России выросли на 9,1% г/г при ориентире ЦБ на весь год в 5%, указано в рис.1

Рис. 1 интервенции ЦБ РФ и курс доллара США в 2012-2014 гг.

При принятии решений в области денежно-кредитной политики Банк России будет опираться на широкий спектр макроэкономических и финансовых показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления.

Эффективность реализации денежно-кредитной политики определяется возможностями Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора, которые, в свою очередь, тесно связаны с состоянием внутреннего финансового рынка и платежной системы. Действия Банка России будут направлены на повышение доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций, снижение транзакционных издержек и развитие рыночной инфраструктуры, построение системы валовых расчетов в режиме реального времени.

С начала 2014 года ЦБ РФ предпринял несколько попыток стабилизации российской экономики, каждая из которых была вынужденной и преследовала цель снижения волатильности российских активов на фоне обострения конфликта вокруг ситуации в Украине. Меры, которые вполне могли сработать, будь стороны конфликта более дипломатичны в своих решениях, ознаменовали лишь моменты передышки.

Действия ЦБ призваны сдержать инфляцию и по сути являются самым оптимальным решением в сложившейся ситуации, так как дальнейший рост цен вызвал бы снижение покупательской способности граждан, что негативно повлияло бы на показатели производителей в стране.

Тем самым РФ попала бы в двойную ловушку стагнации экономики наряду с высокой инфляцией. Пока что меры, принимаемые ЦБ, не способны бороться с последствиями внешнеэкономической напряженности, однако дальнейшее усовершенствование инструментов РЕПО и валютный своп, при котором данные сделки будут востребованы, могут изменить ситуацию

2.2 Роль Центрального Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисные меры

Банк России опубликовал перечень мер по поддержке устойчивости финансового сектора после рекордного ослабления рубля к мировым валютам.

После публикации, состоявшейся около 17:15 мск, доллар США подешевел с 64,8 рубля до 63 рублей в 17:41 мск. Евро за то же время упал с 81 рубля до 78,3 рубля. Индекс РТС поднялся на 15% к прошлому закрытию.

Согласно документу, банкам разрешат предоставлять потребительские кредиты без ограничений по их стоимости. Мораторий на соответствующую норму введен до 1 июля 2015 года. Ранее предполагалось, потолок кредитных ставок будет действовать с 1 января следующего года, однако банки попросили ЦБ перенести срок из-за проблем в экономике, писали 17 декабря «Известия».

Кредитным организациям разрешат устанавливать более высокие ставки по вкладам. Они смогут отклоняться от расчетной средней рыночной максимальной процентной ставки на 3,5 процентных пункта против 2 пунктов по ранее действовавшим нормам. Мера повысит доходность вкладов россиян, заявила в комментарии «Интерфаксу» зампред ЦБ Ксения Юдаева.

Ряд перечисленных мер направлены на смягчение требований к резервам банков под кредиты на инвестиционные проекты, а также компаниям, попавших под зарубежные санкции.

Также ЦБ временно запретит признание отрицательной переоценки портфелей ценных бумаг финансовых компаний, что понизит чувствительность к риску участников рынка, сообщается в пресс-релизе. При проверке выполнения пруденциальных нормативов банками регулятор позволит им использовать валютный курс прошлого квартала для операций в валюте. Кроме того, правительство и Центробанк подготовят меры по докапитализации банков в 2015 году, говорится в сообщении.

Перечисленные шаги являются незначительными сами по себе, отмечают аналитики британской консалтинговой фирмы Capital Economics. Релиз ЦБ, скорее, показывает серьезность намерений властей по борьбе с последствиями рублевого кризиса. Дальнейшая реакция валютного рынка будет зависеть от деталей принятых решений, которые появятся в будущем, а также от динамики цены на нефть.

В течение декабря 2014г. доллар на биржевых торгах достиг пика выше 80 рублей, а европейская валюта преодолела планку в 100 рублей. Это произошло после неожиданного повышения ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17%.

В актуальные задачи стратегии завершения антикризисных мер, связанных с деятельностью Банка России, входят:

· снижение риска инфляционного давления в конце 2014 - начале 2015 года;

· предотвращение неадекватного ценообразования на финансовые активы вследствие избыточной ликвидности в банковском секторе;

· избежание гиперреакции валютного курса рубля;

· и, наконец, устранение риска безответственного поведения участников рынка.

Всякий регулятор призван стабилизировать рыночную среду. Если он тратит усилия на разъяснение своей политики, на снижение неопределенности будущего -- рынок воздает ему сторицей: и стабилизация оказывается успешной, и участники рынка испытывают доверие к регулятору. Однако похоже, что Банк России является исключением. В то время как ФРС США публично расписала, что и как она будет делать, сворачивая антикризисные меры, Банк России предпочитает хранить молчание. Конечно, регулятор не может быть уверен в своих дальнейших действиях, когда его политика во многом зависит от внешних рынков. Тем не менее центральными банками наработан арсенал формирования рыночных ожиданий в условиях неопределенности собственных действий: "веерные" диаграммы, сценарные расчеты, публикация консенсус-прогнозов и пр. Банк России остается в стороне от новейших средств взаимодействия с целевой аудиторией, по-прежнему полагая, что лучшей политикой является политика молчания. В результате экспертному и банковскому сообществу самому приходится делать за денежные власти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания антикризисных мер. По крайней мере, тогда появляется повод для диалога, а за ним и возможность избежать нелепых действий, вредящих рынку.

2.3 Меры Банка России по поддержанию устойчивости российского финансового сектора

Банк России введет временный мораторий на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, что позволит снизить чувствительность участников рынка к рыночному риску.

Для ограничения влияния переоценки номинированных в иностранных валютах активов и обязательств на пруденциальные нормативы кредитных организаций Банк России планирует предоставить кредитным организациям временное право использовать при расчете пруденциальных требований по операциям в иностранной валюте курс, рассчитанный за предыдущий квартал.

Банк России усовершенствует механизм предоставления кредитным организациям средств в иностранной валюте. В рамках механизма валютного РЕПО планируется проведение дополнительных аукционов на разные сроки в случае необходимости. В рамках механизма предоставления кредитным организациям кредитов, обеспеченных нерыночными активами (согласно Положению № 312-П), планируется начать предоставление банкам кредитов в иностранной валюте, обеспеченных кредитными требованиями в иностранной валюте к нефинансовым организациям.

Банк России рассматривает центрального контрагента на Московской Бирже как важный институт централизованного распределения ликвидности среди всех участников финансового рынка -- как кредитных, так и некредитных финансовых организаций. Для обеспечения устойчивого функционирования биржевого рынка Банк России при необходимости обеспечит поддержку центральному контрагенту на Московской Бирже, чтобы участники рынка были уверены в надежности централизованного клиринга и непрерывности выполнения его функций.

В целях расширения возможностей управления процентными рисками Банк России планирует:

-- временно (до 01.07.2015) не применять ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) при заключении кредитными и микрофинансовыми организациями, кредитными кооперативами и ломбардами договоров потребительского кредита (займа);

-- увеличить диапазон стандартного рыночного отклонения процентных ставок по вкладам населения в банках от расчетной средней рыночной максимальной процентной ставки до 3,5 процентного пункта (вместо 2 процентных пунктов в настоящее время).

Для расширения возможностей управления кредитными рисками Банк России намерен:

-- предоставить кредитным организациям возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика по ссудам, реструктурированным, например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда, вне зависимости от изменения срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки;

-- предоставить кредитным организациям возможность принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика для целей формирования резервов под потери, если изменения финансового положения обусловлены действием введенных отдельными зарубежными государствами ограничительных экономических и (или) политических мер (дополнение к письму Банка России от 21.10.2014 № 184-Т);

-- увеличить срок, в течение которого кредитная организация вправе не увеличивать размер фактически сформированного резерва по ссудам заемщикам, финансовое положение, и (или) качество обслуживания долга, и (или) качество обеспечения по ссудам которых ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, с 1 года до 2 лет.

-- увеличить срок, в течение которого кредитная организация может не формировать резерв на возможные потери по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, сохранив при этом иные существующие минимальные требования к размеру резерва, установленные в зависимости от количества лет, отсутствия платежей по инвестиционным кредитам либо поступающих в незначительных размерах;

-- отменить повышенный коэффициент риска в отношении ссуд, предоставленных лизинговым и факторинговым компаниям -- участникам банковской группы, в состав которой входит банк-кредитор;

-- ввести пониженный коэффициент взвешивания по риску для номинированных в рублях кредитов российским экспортерам при наличии договора страхования ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России).