logo
Центральный Банк Российской Федерации, его функции

· цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;

· денежно-кредитную политику Центрального банка;

· пути совершенствования законодательства о Банке России;

· государственное регулирование банковской деятельности;

· антикризисные меры.

По результатам исследования данной темы был вскрыт ряд проблем и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила мой выбор темы «Центральный Банк РФ и его функции», круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме «Центральный Банк РФ и его функции» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике данной темы, справочная литература,Интернет ресурсы и прочие актуальные источники информации.

1 Необходимость, функции и сущность Центральных банков

1.1 Сущность Центрального банка

Центральный банк является неотъемлемым элементом банковской системы, поэтому её реформирование невозможно без пересмотра целей, функций и задач, статуса центрального банка в экономической и банковской системах. Но невозможно в должной мерерассматривать правовой статус какого-либо институционального элемента экономической системы без глубокого понимания его экономической сущности, понимания тех изменений, которые обусловлены современными трансформационными преобразованиями в экономике и происходят в деятельности центральных банков. В конечном счёте проблемы правового статуса, его закрепления в законодательстве должны опираться на понимание роли и значения центральных банков в экономике, вытекать из их экономической сущности.Поэтому представляется современным и актуальным обращение к этой проблеме. Определение правового и юридического статуса центрального банка должно следовать из его экономической сущности, а не наоборот.

Из истории происхождения центральных банков можно выяснить, что сначала один банк становится центральным эмиссионным банком, затем за ним законодательно закрепляется роль единого эмиссионного центра страны. Именно этот аспект определял его экономическую сущность в данном историческом периоде. Необходимость сосредоточить эмиссию в руках единого эмиссионного центра была связана с возникновением и развитием кредитных денег, эмиссия которых требовала в условиях установившегося в большинстве стран в XIX в. золотого стандарта обеспечить достаточный золотой запас для свободного размена банкнот на золото и централизовать управления этим запасом, обеспечить контроль государства за этими процессами. Поэтому в конце XIX - начале XX в. экономическая сущность центрального банка выражается в том, чтобы быть единым эмиссионным центром страны. По мере усложнения и развития экономических отношений возникают и новые потребности использования возможностей центрального банка, что дополняет и развивает его экономическую сущность.

С появлением центральных банков начинается формирование двух уровневых банковских систем, необходимость формирования которых обуславливается противоречивым характером рыночных отношений, требующим и свободы предпринимательства, распоряжения частными финансовыми средствами, и определенных элементов их регулирования. Кроме того, ослабление, а затем отмена жёсткой зависимости эмиссии банкнот от золотого запаса, их обеспечивающего (переход к фидуциарной эмиссии), приводит к необходимости контролирования выпускаемой денежной массы, к регулированию денежного обращения. В дальнейшем изменения, происходящие в денежном обращении, вызывают потребность видоизменения роли и значения центрального банка, изменения используемых им инструментов регулирования. Все эти изменения функциональной роли центрального банка, вызванные преобразованием экономических отношений в сфере денежного обращения, влияет также и на возможности определения сущности центрального банка. У него появляются новые функции, причём эмиссионная функция (в основном это - монопольная эмиссия) становится не самой важной. На первый план выходит регулирующая функция.

Прежде чем сформулировать экономическую сущность центрального банка на современном этапе, следует учесть следующие обстоятельства:

1) изменение функциональной роли центральных банков в связи с изменением экономических отношений, появлением новых факторов и параметров;

2) необходимость обеспечения социально-экономических интересов гражданского общества;

3) обеспечение развития реального сектора экономики, на что, в конечном итоге, и нацелена проводимая денежно-кредитная политика, обеспечивающая тем самым инвестиции в экономику;

4) необходимость защиты интересов разных групп потребителей банковских услуг, что достигается через надзор и контроль за коммерческими банками, выполнение расчётной и иных функций.

Следовательно, экономическая сущность центрального банка в современной экономике заключается в том, что центральный банк представляется как совокупность функциональных и институциональных элементов, отражающее экономические отношения в обществе, связанные с обеспечением регулирующей роли центрального банка в денежно-кредитной и банковской системах, направленной на защиту социально-экономических интересов гражданского общества, экономических интересов различных экономических субъектов, связанных с получением и потреблением банковских услуг, развитием экономической системы и обеспечением устойчивого экономического роста.

Институциональные элементы заключаются во внутренней структуре самого центрального банка, наличии и взаимодействии его различных подразделений. Функциональные элементы отражены различными инструментами и методами, различными операциями, которые центральный банк может использовать и осуществлять для решения поставленных перед ним целей и задач.

Сущность центрального банка двойственна с точки зрения тех интересов, которые он обеспечивает и защищает. С одной стороны, центральный банк осуществляет и валютное, и пруденциальное регулирование в денежно-кредитной системе. В этом качестве он выступает представителем всей банковской системы. С другой стороны, он является представителем государства во многих банковских отношениях. Его статус позволяет влиять на организацию и функционирование кредитных организаций, а в конечном счёте - на состояние всей экономики страны. у него всегда есть возможность произвести эмиссию денег и тем самым увеличить денежную массу в обращении или, скажем, повысить резервные требования к банкам и таким образом повлиять на процентные ставки и на объём выдаваемых банками кредитов. В последнем случае происходит сокращение безналичного обращения и соответственно уменьшается рост денежной массы. центральный банк использует различные финансовые инструменты с целью повлиять на рост денежной массы в обращении, а значит, и на масштаб цен, который объективно складывается на рынке товаров и услуг. Это влияние, так или иначе, распространяется на все объекты собственности, - начиная от заработной платы и кончая недвижимостью. В тех случаях, когда благодаря усилиям центрального банка происходит сокращение денежной массы, покупательная способность денег повышается. И наоборот, расширение денежной массы в обращении приводит к инфляции и снижению покупательной способности денег. При этом такое влияние центрального банка, по сути, остаётся незаметным. В этой способности центрального банка и заключается самое главное, что так ценно для государства.

Свойства центрального банка находятся в определённом сочетании. Законодательство может прибавить ему рыночных свойств и убавить свойства государственной структуры либо сделать всё наоборот. После этого остаётся ожидать, к чему приведёт такой эксперимент на практике.

Государство наделят центральный банк независимостью, если оно является правовым, а общество - гражданским, т.е. в случаях, когда государство не прибегает к методам внеэкономического принуждения. И этот баланс социальных интересов, как правило, закрепляется в законах. Законодатель должен выбирать тот или иной вариант закрепления правового статуса, структуры и функций центрального банка. В этом случае общество всегда платит за то, каких законодателей оно себе избирает. Причём платит в прямом смысле этого слова. Такая плата не всегда поддаётся конкретному исчислению. Но объективно всегда существует цена того или иного правительства или парламента. В смысле финансового вреда, которое оно причинило, или финансовой пользы, которую принесло финансам избравших его людей.

Само по себе свойство центрального банка осуществлять перераспределение денег из денежно-кредитнойв государственную финансовую систему - это инструментальное свойство. Всё зависит от использования этого свойства. Оно может использоваться и во благо, и во вред обществу. Во вред - когда государство действует в разрез с интересами общества, а центральный банк этому соответствует, и во благо обществу - когда центральный банк регулирует денежные потолки в интересах населения страны, расширения финансовых возможностей её развития с учётом всех принципов гражданского общества.[1].

1.2 Функции, цели и задачи Центральных банков

Функциями всякого национального Центрального банка можно назвать:

- обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, её покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста;

- обеспечение эффективного развития банковской системы страны, включая организацию функционирования расчётно-платёжного механизма в народном хозяйстве (прежде всего концептуальный и методический аспекты).

Это по сути как раз то, что в ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ» обозначено как основные цели деятельности Банка России. Кстати, в Конституции РФ (ч. 2 ст. 75) защита и обеспечение устойчивости рубля названы основной и исключительной функциейЦентробанка.

Первейшая обязанность центрального банка в рыночной экономике- защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков, а тем самым опосредованно - нормальному экономическому росту. Следовательно, центральный банк должен знать все рынки и действующие на них организации, но главное - господствующее и ещё только складывающиеся на данных рынках тенденции, чтобы предлагать их участникам обоснованные денежную и кредитную политику, отвечающие коренным интересам экономики и населения.

По закону (ст. 4) Банк России выполняет следующие функции:

· Во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

· Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

· Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их рефинансирование;

· Устанавливает правила осуществления расчётов (платежей) в стране;

· Устанавливает правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учёта отчётности для банковской системы;

· Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация и исполнение бюджетов;

· Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Центрального банка РФ;

· Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществления банковских операций, приостанавливает их действия и отзывает их;

· Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

· Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с ФЗ;

· Осуществляет самостоятельно или по поручению правительства РФ проводит все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

· Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

· Определяет порядок осуществления расчётов (платежей) с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;

· Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию и проведение операций по покупке и продаже иностранной валюты;

· Принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса РФ и организует составление такого баланса;

· Проводит анализ и прогнозирование состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

· Выполняет иные задачи в соответствии с федеральными законами.

Примерно аналогичный перечень задач стоит перед каждым центральным банком.

Известным обобщением содержания всех этих функций, попыткой выделить «самые главные» из них можно считать давно устоявшиеся в литературе несколько публицистичные характеристики центрального банка такие, как:

- единый эмиссионный центр страны;

- банк правительства;

- банк банков и т. п.

Таким образом, современные центральные банки, по мнению большинства экономистов, выполняют следующие функции в экономике, вытекающие из их экономической сущности;

- эмиссионную;

- функцию банкира правительства (проявляется в том, что центральный банк становится кассиром, кредитором и финансовым агентом правительства);

- функцию банка банков (занимается обслуживанием коммерческих банков, а не коммерческой клиентуры, создаёт систему рефинансирования коммерческих банков);

- надзорную или контрольную функцию (иногда эту функцию исполняют специально созданные органы банковского надзора, независимые от центрального банка);

- регулирующую функцию (выражается в разработке и проведении денежно-кредитной и валютной политики, благодаря которым центральный банк большей частью и достигает поставленных перед ним целей и задач);

- расчётную функцию или функцию организатора расчётов.

Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства.

2 Банковская система РФ, место и роль Центрального банка

2.1 Принципы организации и деятельности системы Банка РФ

Эффективное функционирование любой системы, государственного органа, юридического лица возможно при их надлежащей организации в соответствии с основополагающими принципами, закреплёнными в действующем законодательстве, которые обусловлены стоящими перед ними целями и задачами.

Система Банка России организуется и функционирует в соответствии с наиболее общими правовыми положениями, присущими всем элементам данной системы и объединяющими их в единое целое.

Принципы системы Банка России можно определить как закреплённые в законе, безусловно обязательные к исполнению всеми и повсеместно, присущие всем элементам системы Банка России основополагающие идеи и положения, наиболее полно и всесторонне выражающие особенности построения (создании и организации) и функционирования (деятельности) Банка России и возникающих в этой сфере правоотношений. Совокупность таких правовых положений и образует единую систему принципов. В литературе выделяют:

1.Конституционный принцип законности. Согласно этому принципу, Банк России и все входящие в его систему элементы создаются и действуют на основании правовых норм, закреплённых в Конституции и Федеральном законодательстве. Непротиворечивость законодательства должна быть. Единая банковская система и ее составные части, порядок их создания, полномочия и взаимоотношения с государством, в том числе с Банком России, определяются федеральными органами законодательной власти. Имеется достаточное количество правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти применительно к организации и деятельности Банка России принимаются исключительно на основании и в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Подзаконные акты по вопросам регулирования банковской деятельности, проведения банковских операций вправе издавать только ЦБР, но в соответствии с федеральным законодательством они официально публикуются в Вестнике Банка России, регистрируются в Минюсте в том случае, если затрагивают права и свободы граждан. Современное банковское законодательство зачастую противоречиво и непоследовательно, но регулирует все необходимые моменты, поэтому принцип законности не всегда реализуется в полной мере. На практике этот принцип иногда нарушался. Например, при принятии подзаконных актов (распоряжения, письма и другие межведомственные решения), противоречивших Конституции, кодексам и федеральным законам.

2. Принцип независимости Банка России - определён ФЗ. Согласно этому принципу, Банк России в пределах предоставленных ему полномочий независим в своей деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации закреплённых законом функций и предоставленных полномочий (ст. 1 ФЗ). Банк России вправе обращаться в суды (ст. 6 ФЗ) за защитой своих интересов, в том числе в международные суды, суды иностранных государств, третейские суды, например, по фактам вмешательства органов власти в работу ЦБР или принятии ими актов, не соответствующих действующему законодательству или нарушающих независимость Банка России.

3. Основные организационные принципы Банка России:

· Принцип организации Банка России на основе федеральной (государственной) собственности (ст. 2 ФЗ): Уставный капитал (3 млрд. руб.) и иное имущества Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этой собственностью, в том числе золотовалютными резервами. Государство и Банк России не отвечают по обязательствам друг друга. Свои расходы Банк России осуществляет за счёт собственных доходов.

· Принцип централизации системы Банка России означает, что система Банка России действует таким образом, чтобы обеспечить реализацию государственной политики в кредитно-денежной и банковской сферах во всех регионах РФ под общим централизованным руководством ЦБР. Банк России наделён всей полнотой полномочий в этой сфере (регулирование, надзор, контроль). Деятельность всех главных территориальных управлений, входящих в систему Банка России, контролируется и направляется из единого центра, возглавляемого Председателем Банка России. Принцип централизации не исключает для денежно-кредитной политики возможность взаимодействия в части реализации со всеми остальными участниками этого процесса, от которых она зависит.

· Принцип единства системы Банка России предполагает, что всем элементам системы Банка России присущи общность целей и задач, единство организационного построения и осуществляемых функций, а также методов их осуществления и форм реагирования на нарушения действующего законодательства. Единство системы означает также, что все её элементы руководствуются едиными правовыми нормами, закреплёнными в Федеральном законодательстве и т.д. Полномочия по сферам компетенции различны, но единство целей т.п. каждый элемент системы при необходимости может по распоряжению Банка России заменить другой, обеспечивая тем самым единство денежно-кредитной политики и банковской системы.

· Принцип вертикальной структуры управления системой банка России означает, что назначение должностных лиц и их подчиненность осуществляются только по вертикали. Председатель назначается Государственной думой по представлению Президента РФ. Нижестоящие подчиняются вышестоящим и не имеют горизонтальных связей подчинения местным органам власти.

· Принцип коллегиальности управления всей системой Банка России вытекает из ст.12 - 18. совет директоров банка - коллегиальный орган управления. Национальный банковский совет также является коллегиальным органом.

4. Принципы деятельности Банка России - это основополагающие идеи, правила реализации Банка России своих функций в процессе государственного управления и осуществления банковских операций.

· Принцип осуществления деятельности без цели извлечения прибыли (ст. 3). Получение прибыли не является целью достижения Банка России. Следовательно, банк России не является коммерческой организацией. Однако в процессе деятельности он может и получает доходы. 50% полученной прибыли после уплаты налогов и сборов перечисляется в федеральный бюджет, оставшаяся часть направляется Советом директоров в установленном порядке в соответствующие резервы и фонды различного назначения (ст. 26).

· Принцип соблюдения банковской тайны (ФЗ «о банках и банковской деятельности» и Гражданский кодекс РФ, ст. 857). Означает закрепление в действующем законодательстве перечня сведений, составляющих банковскую тайну; право клиента, кредитных организаций или Банка России на сохранение в тайне сведений от кого бы то ни было и на неразглашение вышеупомянутых сведений; обязанность кредитных организаций и Банка России обеспечить сохранность сведений, составляющих банковскую тайну, а так же ответственность за их разглашение. Сведения, составляющие банковскую тайну: сведения о клиенте и корреспонденте, сведения о заключённых договорах банковского счёта и банковского вклада, сведения об операциях по счёту. Конкретные данные по конкретным операциям также не подлежат разглашению.

· Принцип парламентского контроля за деятельностью Банка России (ст. 1,5 ФЗ). Банк России независим от органов государственной власти при осуществлении возложенных на него функций, но подотчётен Государственной думе Федерального собрания РФ. [1].

2.2 Функции Банка России: их понятие, виды и содержание

Любые государственные органы или организации создаются для выполнения специальных, только им присущих функций. При этом все структурные подразделения органа (организации), осуществляя возложенные на них функции, обеспечивают реализацию общих функциональных задач этого органа (организации).

Функции Банка России определены в действующем законодательстве (ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Таким образом, вышеупомянутый перечень не является исчерпывающим.

Для классификации функций центральных банков используются различные критерии.

Если для классификации функций Банка России использовать признак закрепления их в Федеральном законе, то можно предложить такую систему функций: 1) функция банковского регулирования; 2) функция банковского надзора и контроля; 3) функция осуществления эмиссии наличных денег и организации их обращения; 4) функция взаимодействия с федеральными органами государственной власти и управления; 5) международно-правовая функция; 6) аналитическая, научная и прогностическая функция; 7) функция банковского обслуживания; 8) функции Банка России как самостоятельного юридического лица -- участника гражданских, трудовых, административных и иных правоотношений; 9) иные функции, возложенные на Банк России федеральным законодательством. К иным функциям Банка России могут быть отнесены функция регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами, функция хранения и осуществления операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ и т.п.

В зависимости от того, в чьих интересах Банком России осуществляются конкретные функции, условно можно выделить: а) функции, осуществляемые Банком России от имени и в интересах РФ б) функции, осуществляемые Банком России от своего имени, но в интересах всего общества; в) функции, осуществляемые Банком России от своего имени и в своих интересах как юридическим лицом.

Кроме того, функции Банка России могут быть как внутренними, осуществляемыми с резидентами в пределах РФ, так и внешними, т.е. осуществляемыми при представлении интересов РФ и Банка России во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, международными и иными организациями.

По признаку отношения к банковской деятельности функции Банка России могут быть классифицированы на: а) функции, осуществляемые в интересах экономической политики государства в целом; б) функции в сфере денежно-кредитной политики; в) функции в сфере управления банковской системой; г) функции в сфере непосредственно банковской деятельности (осуществление банковских операций).

Основополагающей для Банка России является закрепленная в Конституции РФ функция Банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля (п.2 ст. 75 Конституции РФ). Защита и обеспечение устойчивости рубля по сути является задачей, на достижение которой направлена вся деятельность Банка России, все возложенные на него функции и предоставленные полномочия.

Банк России может исполнять иные функции, если они предусмотрены действующим законодательством.

Реализация функций Банка России в реальных общественных отношениях и достижение стоящих перед ним задач и целей возможны благодаря соответствующей организации Банка России и предоставленным ему законом полномочиям.[1].