logo
Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы

3. Перспектива развития ФСС в РФ

Один из наиболее крупных итогов реформирования социальной сферы страны состоит в формировании рыночных механизмов социального страхования.

Это положительный и закономерный процесс. Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции становления системы социального страхования в России за последние 15 лет, необходимо признать и многочисленные «откаты» назад. Так, например, введение единого социального налога, который оказался «чужеродным телом» для социального страхования, привело к сокращению ресурсной базы. Как недостаточно обдуманные решения можно охарактеризовать и ликвидацию Государственного фонда занятости, сокращение программ оздоровления работников и членов их семей, различия в уровне страхового возмещения на случай временной нетрудоспособности в зависимости от применяемых налоговых режимов.

Вопрос финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов и их финансовой устойчивости со всей очевидностью становится наиболее актуальной проблемой в повестке дня социальной политики страны. Для специалистов и политиков это не новость. Хорошо известно, что снижение максимальной ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 году к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти в 317 млрд. рублей.

Часть выпадающих доходов будет возмещена за счет федерального бюджета по статье «Стабилизационный фонд», но эта компенсирующая мера касается только Пенсионного фонда России и то только в 2005 году. Практически не решен вопрос финансовой устойчивости и выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

Неблагоприятные социальные последствия складывающейся ситуации очевидны - это существенное снижение уровня социальной защиты застрахованных. Крайне тревожным фактом является снижение покупательной способности пенсий и пособий по временной утрате трудоспособности, сокращение возможности исполнения мероприятий Базовой программы медицинского страхования и программ оздоровления работников и членов их семей.

Другими словами: сокращение ЕСН на деле представляет сокращение программ развития социального страхования, что нелогично для Российской Федерации - страны, в которой провозглашено в качестве государственной задачи становление рыночной экономики и социально ориентированного государства.

Таким образом, снижение размера ЕСН и введение системы дотаций с целью возмещения выпадающих доходов Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования в средне- и долгосрочной перспективе может иметь ряд серьезных неблагоприятных социально-экономических последствий.

Во-первых, за счет федерального и регионального бюджетов потребуется изыскать достаточно существенные дополнительные ресурсы для поддержания сложившегося уровня пенсионного страхования, осуществления программ оздоровления работников и членов их семей, реализации мероприятий Базовой программы медицинской помощи.

Во-вторых, снижение размера ЕСН приведет к ослаблению связи между размерами страхового возмещения и платежей, будет действовать отрицательно на мотивацию страхователей и застрахованных осуществлять платежи со всего объема заработной платы. В этой связи снижение ставки ЕСН представляется малоэффективной мерой налоговой политики, что приведет уже к необходимости корректировать этот контрпродуктивный шаг.

Вопросы законодательного обеспечения социальной защиты являются предметом пристального внимания Совета Федерации и профильного Комитета Совета Федерации по социальной политике. В центре внимания Комитета находятся вопросы формирования сбалансированных бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов. С этой целью, начиная с 1999 года, ежегодно Комитет принимает непосредственное участие в работе над проектами бюджетов данных фондов, направляет свои замечания и поправки в профильные комитеты Государственной Думы, активно участвует в работе трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений.

Особенно много внимания уделяет Комитет Совета Федерации по социальной политике выработке приоритетов и стратегических ориентиров развития социального страхования как целостной системы, которая призвана стать базовой в системе социальной защиты и социальной политики. Эту позицию Комитет Совета Федерации по социальной политике отстаивал в ходе работы над проектом федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» (данный Федеральный закон был подписан Президентом Российской Федерации 16 июля 1999 года).

Уже стали традиционными проводимые Комитетом Совета Федерации по социальной политике «круглые столы», посвященные проблемам формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Оценки и рекомендации, выработанные на этих "круглых столах", требуют принятия со стороны Правительства Российской Федерации оперативных и безотлагательных мер по исправлению кризисной ситуации в системе социального страхования страны. Так, для предотвращения разрастания неблагоприятных явлений в среднесрочной перспективе потребуется изыскать дополнительные источники страхового возмещения по обязательному социальному страхованию и сформировать соответствующую законодательную базу. Она должна содержать механизмы финансового обеспечения социального страхования, которые бы позволяли выплачивать пенсии и пособия, достаточные для достойной жизни пенсионеров и инвалидов, оказывать качественную медицинскую помощь застрахованным, а также обеспечивать проведение активной политики по трудоустройству безработных на рынке труда.

В этой связи требуется уже в ближайшее время разработать концепцию совершенствования системы социального страхования в России, законодательно определить всю гамму правоотношений в этой сфере для обеспечения качественной жизни застрахованных, принять эффективные законы, направленные на совершенствование финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов.