logo
Участие коммерческих банков в реализации приоритетных национальных проектов

2.1 Динамика развития приоритетных национальных проектов

Для контроля за реализацией приоритетных национальных проектов был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В его задачи входит:

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики;

- рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов и демографической политики, определение способов, форм и этапов их реализации;

- проведение анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики, а так же подготовка предложений по ее совершенствованию.

Рассмотрим направления и основные параметры программ реализации приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на 2009-2012 годы. Проанализируем динамику развития, а так же объемы финансирования. На таблице 2.1 показаны направления реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы [12].

Приоритетный национальный проект "Образование" реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006-2008 годах из федерального бюджета выделено более 123,5 млрд. рублей (в том числе в 2006 году - 29,28 млрд. рублей, в 2007 году - 48,88 млрд. рублей в 2008 году - 45,36 млрд. рублей).

За время реализации проекта оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. школ, 246 учреждениям НПО и СПО, внедряющим инновационные образовательные программы. Созданы два федеральных университета и две бизнес-школы, свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет и оснащены лицензионным программным обеспечением.

Таблица 2.1 - Направления реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы.

Направления

Задачи, показатели

2009

год

2010

год

2011

год

2012

год

2009-2012

годы

Объем финансирования (млрд. рублей) и значение показателя

Модернизация институтов образования как инструментов социального развития

Стимулирование реализации во всех субъектах Российской Федерации программ:

по обеспечению повышения доли школьников,

по совершенствованию системы школьного питания;

по предоставлению во всех общеобразовательных учреждениях доступа к образовательным ресурсам через Интернет.

13,8

18,3

18,3

17,7

68,1

Развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний

Стимулирование

субъектов РФ, комплексно применяющих новые организационно-экономические механизмы в общем образовании;

учреждений НПО и СПО, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;

Развитие сети федеральных университетов.

14,75

18,95

20,45

20,65

74,80

Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров

Развитие бизнес-образования и инновационных программ непрерывного образования

3,0

4,0

4,0

1,5

12,5

Расходы федерального бюджета всего по Проекту

31,75

41,5

43,0

40,1

156,35

В 31 регионе реализуются комплексные проекты модернизации образования, за время реализации которых в общеобразовательных учреждениях введено нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новые системы оплаты труда, финансово-хозяйственную самостоятельность, созданы механизмы государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

Таблица 2.2 - Направления реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на 2009-2012 годы.

Направления

Задачи

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2009-2012 годы

Объем финансирования (млрд. рублей) и значение показателя

Формирование здорового образа жизни

Снижение уровня злоупотребления алкоголем.

Снижение распространенности табакокурения среди населения

0,8

1,0

1,0

1,0

3,8

Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний

Активное выявление на ранних стадиях и эффективное лечение заболеваний, формирующих основные причины смертности и инвалидности населения.

41,4

41,8

41,6

41,7

166,5

Улучшение вакцинопрофилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний.

Обеспечение населения групп риска необходимыми иммунобиологическими препаратами.

19,0

25,7

33,9

32,9

111,5

Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

3,1

3,1

3,4

5,9

15,6

Совершенствование организации онкологической помощи населению

6,8

7,5

8,1

7,1

29,4

Повышение доступности и качества оказываемой населению высокотехнологичной медицинской помощи

43,0

42,7

48,9

62,7

197,3

Совершенствование медицинской помощи матерям и детям

Повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям

27,9

28,8

30,0

34,3

121,0

Расходы федерального бюджета всего по Проекту

149,1

(149,1)

158,4

(136,6)

174,4

(135,1)

194,8

676,8 (420,9)

Приоритетный национальный проект "Здоровье" реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006-2007 годах направлено более 182,2 млрд. рублей (в том числе в 2006 году - 79,0 млрд. рублей, в 2007 году - 103,2 млрд. рублей), в 2008 году расходы составили 132,0 млрд. рублей.

За время реализации проекта государственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь. Были направлены средства федерального бюджета на увеличение объемов оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи. В результате, средняя заработная плата в отрасли возросла до 10385 рублей, дополнительно к текущей образовательной деятельности в сфере здравоохранения повысили свою профессиональную квалификацию более 26 тысяч врачей первичного звена. В результате принятых мер коэффициент естественной убыли населения снизился с 5,9 в 2005 году до 2,7 за 10 месяцев 2008 года, а ожидаемая продолжительность жизни в 2007 году достигла 67,5 лет, что на 2,2 года больше, чем в 2005 году [12].

Эти достижения создали базу для дальнейшего развития проекта в 2009-2012 годах, целью которого является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье" реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006 году израсходовано 35,4 млрд. рублей и предоставлены государственные гарантии в объеме 26,5 млрд. рублей, в 2007 году - 62,5 млрд. рублей и 33,5 млрд. рублей соответственно. В 2008 году направлены средства федерального бюджета в объеме 93,8 млрд. рублей и предоставлены государственные гарантии Российской Федерации в объеме 28,0 млрд. рублей. За время реализации проекта повысилась доступность приобретения стандартного жилья за счет собственных и заемных средств граждан. Доля семей, имеющих эту возможность, возросла до 18%. В 10 раз увеличились объемы ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов гражданам, которые составили около 550 млрд. рублей, а 445 тыс. семей оформили ипотечные кредиты. В период с 2006 по 2008 год средневзвешенная процентная ставка по кредитам устойчиво снижалась и достигла 12,5% и 10,8% в рублях и иностранной валюте соответственно. Это создало базу для дальнейшей реализации проекта в 2009-2012 годах, стратегической целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России. Данные статистики по реализации этого проекта показаны в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Направления реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на 2009-2012 годы.

Направления

Задачи

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2009-2012 годы

Объемы финансирования (млрд. рублей) и значение показателя

Развитие массового жилищного строительства

Создание условий для увеличения объемов строительства жилья и необходимой коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры

21,5

19,0

0

0

40,5

увеличение уставного капитала АИЖК

200,0

0

0

0

200,0

предоставление государственных гарантий по облигациям АИЖК

36,0

44,0

0

0

80,0

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством

68,9

87,5

60,7

61,4

278,5

Количество семей категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. семей

41,7

48,9

35,3

34

159,9

Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ

34,2

38,4

38,4

0

111,0

Расходы федерального бюджета всего по Проекту

322,8

116,6

60,7

61,4

561,5

Предоставление государственных гарантий

36,0

44,0

0

0

80,0

Таким образом, делаем вывод, что приоритетные национальные проекты развиваются очень динамично. Правительством РФ выделяются большие бюджетные средства, что способствует стратегическому развитию общества в целом.