logo
Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ

2.3 Анализ доходов и расходов фонда социального страхования Российской Федерации

страхование внебюджетный фонд пенсионный

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:

Налоговые доходы:

- единый социальный налог - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ;

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%;

Неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;

- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;

- прочие поступления.

Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Таблица 2.3 - Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012-2014 гг.

Характеристика

2011 год,

тыс. руб.

2012 год,

тыс. руб.

2013 год,

тыс. руб.

общий объем доходов бюджета

458819504,7

500984772,1

552573636,4

за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

64 512 740,7

87 250 650,3

94 973 882,5

из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

18 000 000,0

19 000 000,0

23 000 000,0

общий объем расходов бюджета Фонда

456874617,7

496832419,1

545056169,4

предельный объем профицита бюджета Фонда

1 944 887,0

4 152 353,0

7 517 467,0

общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию

311087306,8

342058284,2

378578632,3

общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

65 219 457,2

71 675 837,6

79 021 121,6

Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам (таблица 1): в 2012 году в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,8% к уровню 2011 года; в 2013 году - 500 984 772,1 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2012 года; в 2014 году -552 573 636,4 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2013 года.

Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются:

- доходы по обязательному социальному страхованию - в 2012 году - 311 087 306,8 тыс. рублей, или 108,2% к уровню 2011 года, в 2013 году - 342 058 284,2 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2012 года, в 2014 году - 378 578 632,3 тыс. рублей, или 110,7% к уровню 2013 года;

- доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2012 году -65 219 457,2 тыс. рублей или 114,8 % к уровню 2011 года, в 2013 году -71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2012 года, в 2014 году -79 021 121,6 тыс. рублей или 110,2% к уровню 2013 года;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2012 году -64 512 740,7 тыс. рублей или 104,7% к уровню 2011 года, в 2013 году - 87 250 650,3 тыс. рублей или 135,2% к уровню 2012 года, в 2014 году - 94 973 882,5 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2013 года.

Расходы Фонда предусмотрены (таблица 2.1) - в 2012 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2011 года, в 2013 году -496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2012 года, в 2014 году в сумме - 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2013 года, включая расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2012 году в сумме 65 219 457,2 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2011 года, в 2013 году -

71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2012 года, в 2014 году - 664 386,6. рублей, или 110,2% к уровню 2013 года.

Представленный проект бюджета Фонда на 2011 год определяет прогнозируемый профицит бюджета в сумме 1 944 887,0 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 4 152 353,0 тыс. рублей, а на 2013 7 517 467,0 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.

Без дефицитность бюджета ФСС в рассматриваемый период 2012-2014 гг., была обеспечена за счет следующих мер:

Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса - до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд. руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития - не менее 7 млрд. руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.

Во-вторых, начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом, как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.

Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа при определении размера пособия. Основа для этой новации изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т. д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить "стажевые пороги" следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее 8 лет (сейчас - 5 лет), 80 % - при стаже от 8 до 15 лет, 100 % -- при стаже от 15 лет (сейчас - 8 лет). Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд. руб.

И, наконец, четвертая новация в социальном страховании - оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов.