logo
Страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта

1.1 Правовое регулирование страховых выплат по договорам страхования гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта

Правовое регулирование в страховании гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта - это общие правила и нормативные документы об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

В воздушных перевозках страхование ответственности авиакомпаний перед третьими лицами для внутренних авиарейсов стало обязательным в России с 1995 г. До этого в обязательном порядке страховались только международные авиарейсы.

При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью возместить все суммы, которые страхователь в силу закона или по решению суда должен выплатить в порядке возмещения вреда в связи с причинением телесных повреждений третьим лицам или ущерба их имуществу, возникающим в результате страхового события, вызванного воздушным судном или любым лицом или объектом, падающим с него.

Страховая выплата по договору страхования гражданской ответственности авиаперевозчика - это денежное возмещение, выплачиваемое при наступлении страхового случая, указанного в договоре страхования. Сроки осуществления страховой выплаты оговариваются договором страхования, а также Воздушным кодексом РФ и другими нормативными документами. Окончательное решение принимается страховой компанией, на основании документального заключения о страховом случае.

Страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта в Воздушном кодексе Российской Федерации является процесс составления и исполнения договоров, в которых страховщик за определенную страховым договором премию, обязуется выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая страхователю или выгодоприобретателю, в чью пользу заключен договор страхования.

Страховщик имеет полное право на отказ в страховом возмещении, в том случае, если страхователь необоснованно содействовал в получении страховой выплаты.

При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика (владельца воздушного судна) выделяют следующие виды ущерба, который покрывается данным видом страхования:

· повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза;

· смерть или повреждение здоровья пассажиров;

· смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб, причиненные корпусом воздушного судна или выпавшими из него предметами третьим лицам на поверхности земли и вне воздушного судна.

· Терроризм, на основании происшествия 31 октября 2015 года, крушения Авиалайнера А 321, были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, о выплате страхового возмещения.

Ответственность в международных перевозках регулируется конвенциями и протоколами. Согласно Варшавской конвенции, принятой 12 октября 1929 года, участницей которой в настоящее время является Россия, авиаперевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью пассажиров, багажу или грузу, а также за опоздания в перевозке. В Варшавскую конвенцию были внесены поправки, связанные с изменениями пределов ответственности перевозчика по выплатам.

Регулирование международных воздушных перевозок в России осуществляется в соответствии с Воздушным кодексом РФ, который построен с учетом международной практики воздухоплавания и международных конвенций и была введен с 1 апреля 1997 года. В кодексе устанавливается ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза. При перевозках груза ответственность перевозчика ограничивается пределом, установленным международными договорами РФ об ответственности при воздушных перевозках.

Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем. На основании Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан страховать ответственность перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение груза на страховую сумму, размер который не должен быть менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент выдачи грузовой накладной, за каждый килограмм груза. Кроме того, Воздушным кодексом РФ предусмотрено обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью, либо имуществу при эксплуатации воздушного судна. Также, воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна. Перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за причинение при воздушной перевозке пассажира вреда его жизни или здоровью, а также его багажу и находящимся при этом пассажире вещам в соответствии с федеральным законом. Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее 1000 МРОТ на день продажи билета. Минимальное значение страховых сумм на случай потери или повреждения имущества привязаны к максимальной ответственности перевозчика.(ст. 131, ст. 134)

Согласно Воздушного кодекса РФ ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира, определятся в соответствии с правилами Гражданского кодекса РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрен более высокий размер ответственности. (глава 59 Гражданского кодекса РФ)