logo
Страхование автовладельца

1.1 Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

Обязанность по страхованию возлагается на владельца транспортного средства только при условии, что последний будет его использовать. В связи с этим будет неверно предположение, высказываемое относительно необходимости исполнять соответствующую обязанность коллекционерами раритетных автомобилей (мотоциклов). Обязанность по обязательному страхованию возлагается в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств.

Вторым обязательным условием реализации соответствующей обязанности является факт владения транспортным средством на законных основаниях.

Исходя из буквального понимания названной и толкуемой нормы, можно отметить, что обязанность страховать свою гражданскую ответственность возлагается на владельцев транспортных средств, последний же не обязательно будет его собственником.

Говоря о категории обязанных субъектов, невольно возникает вопрос, каким образом должно поступить лицо, автомобиль у которого находится не во владении (и не в собственности), а на иных законных основаниях (например, право пользования)?

Гражданское право определяет категорию "владение" как основанную на законе возможность иметь вещь в своем обладании в хозяйстве, в доме и т.д., хранить ее, страховать, если нужно, вести учет. Вместе с тем отечественное законодательство допускает и иные возможности обращения объектов в гражданском обороте, в качестве примера можно привести институт безвозмездного пользования.

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с Федеральным Законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

Вместе с тем из приведенного правила имеются и исключения. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве при условии, что гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.

Законодатель устанавливает предельно сжатые сроки исполнения обязанности по страхованию автовладельцем своей гражданской ответственности.

Исчисление сроков, законодатель связывает с моментом, когда у лица возникло соответствующее право владения транспортным средством. Следует отметить, что речь идет не о фактической передачи транспортного средства во владение, а о моменте возникновения такого права. Право владения возникает с момента вступления в силу правопредоставляющего документа (договор, доверенность и т.п.), который может быть определен как законом, так и лицом, его выдавшим (если речь идет о договоре, то момент его вступления в силу может быть определен соглашением сторон).

Временные пределы в рамках, в которых должна быть исполнена соответствующая обязанность владельца транспортного средства, определены законодателем следующим образом: "до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 5 дней после возникновения права владения им".

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрационные знаки "Транзит" выдаются на срок от 5 до 20 суток.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что добровольное исполнение своих обязанностей может быть осуществлено в течение 5 календарных дней. В случае пропуска указанного срока к владельцу транспортного средства могут быть применены штрафные санкции, речь о которых велась выше.

Законодатель освобождает от обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию РФ на срок не более 6 месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (ст.196 ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Не подлежит обязательному страхованию гражданская ответственность владельцев транспортных средств Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.

В числе дополнительных оснований освобождения от обязанности по страхованию гражданской ответственности можно назвать факт эксплуатации транспортного средства. Именно в связи с названным критерием освобождаются от данной обязанности юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке.

В завершении перечня лиц, освобожденных от обязанности по страхованию, Закон называет владельцев транспортных средств, риск ответственности которых застрахован в соответствии с Федеральным Законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" иным лицом (страхователем).

В данном случае мы сталкиваемся с типичной ситуацией заключения договора в пользу третьего лица. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (п.1 ст.430 ГК РФ).

По договору обязательного страхования является застрахованным риск гражданской ответственности самого страхователя, иного названного в договоре обязательного страхования владельца транспортного средства, а также других использующих транспортное средство на законном основании владельцев.

При заключении договора обязательного страхования, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями (ограниченное использование), страхователь предоставляет страховщику сведения о страховании в отношении каждого указанного им водителя.

Законодатель не запрещает владельцам транспортных средств, застраховавшим свою гражданскую ответственность в соответствии с ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", заключать договоры страхования ответственности на добровольной основе. Основным условием реализации предусмотренной возможности называется возможность недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в случае наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

Условия, основания и процедура заключения договора добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются нормами гражданского законодательства и Правилами добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Министерством финансов СССР от 14 января 1991 г. № 5.

Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с нормами ст.1079 ГК РФ.

Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной Законом обязанности по страхованию гражданской ответственности возложен на органы внутренних дел (милицию). Он будет осуществляться при регистрации, техническом осмотре транспортных средств и осуществлении иных полномочий милиции в области контроля за соблюдением правил дорожного движения и нормативных актов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Водитель транспортного средства обязан иметь при себе и предъявлять уполномоченным сотрудникам милиции для проверки страховой полис обязательного страхования. В связи с этим Закон "О милиции" дополнен пунктом, где указывается на необходимости контролировать исполнение владельцами транспортных средств обязанности по страхованию гражданской ответственности.