Состояние и перспективы развития ипотечного кредитования

дипломная работа

1.2 Внедрение и развитие ипотечного кредитования в Республике Казахстан

В Казахстане с самого начала экономических преобразований, несмотря на свою важность, жилищная реформа проводилась очень медленными темпами. В условиях низкой платежеспособности большей части населения, а также отсутствия долгосрочных кредитов для приобретения готового жилья, созданный в первые годы реформ рынок жилья оказался необеспечен необходимыми кредитно-финансовыми механизмами.

Традиционная схема финансирования строительства жилья в Казахстане как часть бывшей советской системы жилищного финансирования представляла собой централизованное распределение бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатного распределения среди граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Эта схема показала свою несостоятельность в период обретения Казахстаном независимости и перехода к рыночной экономике: бюджетные ассигнования на строительство жилья значительно сократились, объем ввода в действие новых жилых домов начал резко падать.

В последние годы плановой экономики дотирование жилищной сферы составляло в Казахстане около 50 % - 60 % от республиканского бюджета.

В 90-х годах содержание жилья стало достаточно затратным. В этой связи в 1993 году была принята программа новой жилищной политики, конечной целью которой являлась самоокупаемость содержания жилья.

Рынок недвижимости в Казахстане начал формироваться с момента массовой приватизации и вовлечения недвижимости в рыночный оборот. Появление негосударственной собственности на жилье привело к формированию особой сферы предпринимательской деятельности - операциям с недвижимостью. Если до этого момента квартиру можно было лишь обменять или разменять, то теперь приобретенное право собственности позволяло хозяевам продавать свою недвижимость.

В Казахстане жилищный сектор перешел на рыночные отношения и главной целью жилищной политики является создание условий для перехода на приобретение и строительства жилья населению через развитие прогрессивных форм кредитования.

Изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования. Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики.

Уровень сбережений значительной части населения продолжает оставаться низким, хотя и начал расти в 1999-2000 годах. Вместе с тем в последние два-три года увеличился спрос на индивидуальное жилье (комфортабельные дома, перестроенные и укрупненные квартиры в многоквартирных домах). Спрос на жилье более сформирован в городах Астане и Алматы, где по-прежнему сконцентрированы не только бизнес-элита, но и большое количество работников государственных органов, а также в тех городах, где в основном сосредоточены действующие предприятия добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности.

Что касается предложения на рынке жилья, то на территории всей республики наблюдается одинаковая картина: подавляющее количество жилья предлагается на вторичном рынке.

В настоящее время цены на жилье на первичном рынке в 1,5-2,5 раза превышают цены на вторичном рынке. Поэтому на первых этапах развития жилищного рынка и возможного становления механизмов жилищного кредитования в первую очередь будет задействовано существующее жилье на вторичном рынке.

В качестве прогрессивной формы кредитования для приобретения и строительства жилья населением выступает система ипотечного кредитования. Нужно отметить, что роль системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан с каждым годом приобретает все более значительный характер. Это находит свое отражение в том, что развитие ипотечного бизнеса позитивно сказывается на развитии реального сектора экономики, ведет к остановке спада производства в ряде отраслей промышленности. Рост строительства вызывает оживление в производстве стройматериалов, в деревообрабатывающей отрасли и производстве мебели, электрооборудования, металлоизделий и других. Это со своей стороны способствует развитию транспортной инфраструктуры. Ипотечное кредитование дает возможность для модернизации производства и повышения качества конкурентоспособной продукции.

Опыт стран с развитой экономикой показал, что ипотечная система способствует формированию собственной социальной базы и оказывает положительное влияние на преодоление социальной нестабильности, в частности удовлетворение потребностей населения в жилье. Обеспечение хорошими жилищно-бытовыми условиями приводит к улучшению здоровья нации, к увеличению продолжительности жизни, что в свою очередь, повышает трудоспособность населения.

Ипотечное кредитование - один из самых эффективных способов привлечения инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет согласовать интересы населения - в улучшении жилищных условий, банков - в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства и государства, заинтересованного в экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.

Таким образом, роль системы ипотечного кредитования заключается в том, что ее можно использовать как мощный стимулятор стабилизации и роста современной Казахстанской экономики.

Первым этапом ипотечного кредитования можно считать период с 1995 по 2001 годы, то есть период с момента вступления в силу Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «Об ипотеке недвижимого имущества». Казахстаном была выбрана Малайзийская модель системы ипотечного кредитования. В ее основе лежит западное ноу-хау -- двухуровневая структура рынка, благодаря которой банки аккумулируют на рынке ценных бумаг «долгие» целевые деньги, предназначенные для ипотеки, и имеют возможность давать столь же «долгие» и «мягкие» (под невысокий процент) жилищные кредиты. Первичный уровень здесь -- сами кредиты, а вторичный -- специальные ипотечные ценные бумаги (облигации, закладные), с помощью которых происходит подпитка банков-кредиторов.

С 1998 года банками второго уровня осуществляется предоставление гражданам ипотечных кредитов на приобретение жилья (на короткие сроки) в долларах и под высокие проценты. Первоначально ставки вознаграждения по ипотечным кредитам составляли порядка 20 % годовых, размер первоначального взноса составлял около 40 %-50 %, кредит предоставлялся на срок не более 5-10 лет. Таким образом, на получение ипотечного кредита не могло рассчитывать большинство казахстанцев.

С развитием ипотечного кредитования в стране подверглись изменению в сторону уменьшения основные критерии ипотечного кредитования. Так начиная с 2003 года, ставки вознаграждения в банках второго уровня составляют приблизительно 12 %-15 % годовых, размер первоначального взноса снизился до 15 %-20 % годовых, срок кредитования в среднем составил 10-15 лет, значительно сократился список необходимых документов. Динамика улучшений условий кредитования на казахстанском ипотечном рынке представлена на рисунке 2.

Рисунок 2- Динамика улучшения условий кредитования на казахстанском ипотечном рынке

Ставки по ипотечным кредитам были дорогими потому, что банки-кредиторы хотели максимально застраховаться от риска непогашения кредита, инфляции, изъятия кредитных средств из оборота на много лет и тому подобное.

Если же у них кто-то будет гарантированно выкупать кредит сразу же после выдачи гражданину, все эти риски исчезают. Поэтому высокие ставки банкам оправдывать будет нечем.

Именно благодаря подобным схемам в США и других западных странах ипотечные кредиты выдаются под 4 %-6 % годовых, а не 12 %-15 %.

Дороговизна ипотеки считалась одним из факторов, сдерживающих развитие этого полезного дела, и в августе 2000 года постановлением Правительства Республики Казахстан № 1290 была одобрена Концепция долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования.

Концепцией предусматривалась возможность привлечения денежных средств в жилищную сферу путем выпуска и размещения ипотечных ценных бумаг при условии их обеспечения, то есть предполагалось создание двухуровневой системы ипотечного кредитования, позволяющей обеспечить кредиторов финансовыми ресурсами за счет средств, привлекаемых через специализированных операторов.

В этой связи была образована ЗАО «Казахстанская ипотечная компания» (далее - КИК). Уставный капитал КИК в 2005 году составлял 2,5 млрд. тенге.

Целью деятельности КИК является рефинансирование банков второго уровня путем приобретения прав требований по ипотечным кредитам для увеличения объема предоставления банками второго уровня ипотечных кредитов. Таким образом, достигается удешевление кредитных ресурсов для конечных потребителей, что должно быть приоритетным при принятии решений в рамках данного рынка.

КИК выкупает права требования по котировочной ставке, которая зависит от уровня инфляции, маржи инвесторов, маржи КИК, страховых резервов и расходов на эмиссию. В июле 2001 году КИК совместно с ОАО “Астана-финанс” приступило к реализации пилотного проекта по ипотечному кредитованию приобретения жилья населением на вторичном рынке. Главной задачей участников проекта являлось создание благоприятных условий для удовлетворения спроса различных слоев населения на рынке жилья. Данный проект реализовался в Астане и Алматы. В рамках проекта предполагалось предоставление населению этих городов долгосрочных ипотечных кредитов сроком от трех до десяти лет в тенге. Минимальный размер кредита составлял от трех тысяч долларов максимальный 30 тысяч долларов в тенговом эквиваленте. Проект осуществлялся в течение восьми месяцев (с июля 2001 года по апрель 2002 года). Программа была успешно апробирована в городах Астана и Алматы. За время реализации проекта КИК выкупила свыше 230 прав требования по ипотечным жилищным кредитам на сумму около 300 млн. тенге. Средний размер кредита составлял один млн. тенге (около семи тысяч долларов США в эквиваленте). Доля семей со средним доходом 200-300 долларов составила около 85 % от общего количества заемщиков.

КИК провела большую работу по поиску схем, которые могли бы обезопасить заемщиков. В частности, адаптировала имеющийся международный опыт применения ограничителей ставок вознаграждения - «cap» (кэп). Общая модель применения этих ограничителей такова. Предположим, в результате роста инфляции или увеличения темпов девальвации тенге плавающая ставка вознаграждения по тенговому ипотечному кредиту превысила заранее установленное максимальное значение-ограничитель. В этом случае начисление будет производиться по ставке ограничителя, несмотря на превышение фактической ставки. Данный проект был одобрен Национальным банком.

Первоначально компания устанавливала по рефинансируемым ипотечным жилищным кредитам окончательные ставки вознаграждения, включающие в себя маржу банка-кредитора за кредитный риск и операционное обслуживание. Однако анализ проведенной работы заставил пересмотреть политику рефинансирования банков. Теперь компания ежемесячно объявляет свою котировочную ставку вознаграждения, в соответствии с которой проводится рефинансирование банков-кредиторов. За весь период деятельности КИК котировочная ставка была подвержена изменениям только в сторону снижения. Так если в 2002 году котировочная ставка составляла 14 %, то в 2005 году она составляла 9,6 %.

В свою очередь и банки могут самостоятельно устанавливать собственную маржу, в пределах определенной величины. Таким образом, конечная ставка вознаграждения для заемщиков-физических лиц у разных банков различна. Это стимулирует конкуренцию между ними и способствует снижению ставок до уровня, соответствующего требованиям рынка.

В связи с тем, что ставки вознаграждения по ипотечным жилищным кредитам плавающие, особую актуальность приобрело определение базового индекса для их пересмотра. Им стал индекс инфляции в годовом выражении (за последние 12 месяцев), по мнению инвесторов, - наиболее обоснованный индикатор состояния экономики.

Несмотря на то, что к началу деятельности КИК законодательная база была в основном сформирована, в ходе апробации Программы проявились и нерешенные проблемы:

- несовершенство установленного законом порядка государственной регистрации сделок с недвижимостью (например, необоснованно высокая оплата регистрации) приводит к удорожанию кредитов для населения;

- отсутствие налоговых льготы для граждан, приобретающих жилье в кредит;

- включение залогового имущества в конкурсную массу при банкротстве юридического лица.

В связи с этим Национальным Банком Казахстана была создана рабочая группа, в рамках которой был подготовлен проект Закона Республики Казахстан, предусматривающий внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты.

Но главной проблемой оставалось привлечение средств в сферу ипотечного кредитования.

Предполагалось, что необходимые для этого средства будут привлекаться на внутреннем рынке путем выпуска ипотечных облигаций, обеспеченных принадлежащими КИК правами требования по ипотечным жилищным кредитам. Основные отечественные институциональные инвесторы - накопительные пенсионные фонды и страховые компании.

Однако в условиях, когда ситуация на отечественном фондовом рынке характеризуется высокой доходностью по корпоративным облигациям и преобладанием бумаг, номинированных в иностранной валюте, выпуск ипотечных облигаций на общих условиях по ожидаемой инвесторами доходности может повлечь за собой резкий рост ставок по ипотечным жилищным кредитам. Если же по облигациям будет установлена доходность ниже рыночной (в рамках проводимой КИК политики низких процентных ставок, приемлемой для целей ипотечного кредитования), возрастает риск недоразмещения ипотечных бумаг.

После тщательного анализа ситуации и международного опыта был сделан вывод: на первом этапе ипотечным облигациям должны быть предоставлены определенные преференции. В дальнейшем, когда емкость рынка таких финансовых инструментов станет достаточно большой, можно будет постепенно аннулировать преференции без заметного ущерба для функционирования системы.

В системе ипотечного кредитования с участием КИК работают восемь банков и две организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Партнерами КИК являются такие банки второго уровня и финансовые организации, как банк «Каспийский», «Астана-Финанс», банк «ЦентрКредит», «АТФ Банк», «БТА Ипотека», «Нурбанк», «Наурыз Банк Казахстан», «Теха-КаБанк», «Альянс Банк», «Цеснабанк», которые осуществляют свою деятельность по предоставлению ипотечных кредитов по программе КИК. Кроме того, ряд банков второго уровня самостоятельно осуществляет ипотечное кредитование жилищного строительства. По состоянию на первое марта 2004 года КИК у банков второго уровня приобретены права требования по ипотечным кредитам на сумму более десяти млрд. тенге.

Но действительно ли много людей было готово обратиться к новой для нашего общества форме покупки жилья? По данным опроса, проведенного компанией “КОМКОН-2 Евразия” в городе Алматы в августе 2002 года, несмотря на рекламу ипотечного кредитования, о том, что это такое ипотека знали всего 43 процента, то есть меньше половины опрошенных. Дальнейшие вопросы задавались только тем, кто имел представление об ипотеке. Таким образом, после первого вопроса интервью продолжилось только для 300 респондентов из 696. Из опрошенных 5 % заявили, что пользовались кредитами ипотеки. Следует отметить, что никто из них не жалеет об этом. Остальным 95 % были заданы вопросы, которые могли бы продемонстрировать отношение респондентов к ипотеке.

Как следует из результатов, около 40 % были недовольны своим жильем (особенно много “недовольных” среди респондентов в возрасте 30-39 лет), однако не все собирались улучшать жилищные условия. Отношение к ипотеке со стороны респондентов, не собирающихся улучшать жизненные условия, было неоднозначно, хотя был небольшой перевес респондентов, относящихся к ипотеке положительно. Вместе с тем, только 32 % респондентов, желающих жить более комфортно, собирались обратиться к услугам ипотеки. Основными причины, заставляющими отказаться от взятия кредита являлись отсутствие стабильного денежного дохода, а также небольшой размер заработной платы и отсутствие уверенности в том, что всегда будет работа.

Таким образом, можно сделать вывод, что ипотечное кредитование на момент опроса не имело популярности среди горожан отчасти в силу сравнительно малой осведомленности, отчасти - в силу отсутствия стабильной работы и денежного дохода. В 2003 году начинают проявляться положительные тенденции в развитии ипотечного кредитования. Если в 2002 году по оценкам КИК, в городе Алматы в среднем за месяц выдавалось около 250-300 ипотечных кредитов, то есть около 10 %-13 % от общего количества сделок по купле-продаже жилья, то в 2003 году количество сделок при участии ипотеки резко увеличилось.

Важно отметить, что до 2003 года банки неактивно продвигались в регионах. Развитие ипотеки наблюдалось в основном в Алматы, Астане и Атырау - в городах, где сложились наиболее благоприятные и легко прогнозируемые уровни цен на недвижимость. Но в 2003 году ситуация меняется и довольно сильно. Активно выдаются ипотечные кредиты в таких городах, как Актау, Шымкент, Актобе, Уральск, Усть-Каменогорск, Караганда, Павлодар. Банки стали охотнее работать по регионам. Прежде всего, это свидетельствует о росте развития наиболее крупных городов Казахстана. Кроме того, успешное развитие ипотечного кредитование в Казахстане стало примером для других стран СНГ, в частности, для Украины. В конце августа 2003 года представительная украинская делегация посетила Республику Казахстан с целью изучить опыт становления и функционирования системы ипотечного кредитования.

Следует также отметить, что немаловажную роль играет система гарантирования (страхования) ипотечных кредитов. Система гарантирования ипотечных кредитов направлена на создание благоприятных условий для повышения доступности ипотечных кредитов путем разделения кредитных рисков по кредиту между банками второго уровня и организациями, страхующими ипотечные кредиты. В этой связи в 2003 году был создан Казахстанский фонд гарантирования ипотечных вкладов (далее - КФГИВ). Создание системы гарантирования ипотечных вкладов позволит оптимизировать и расширить рынок ипотечных кредитов. Система гарантирования ипотечных кредитов предполагает покрытие КФГИВ 50 % кредитных рисков в течение срока всего кредитования. В 2005 году уставный капитал фонда составлял 500 млн. тенге.

Если еще четыре-пять лет назад в Казахстане наблюдался катастрофический обвал цен на жилье, то сегодня рынок недвижимости переживает обратную ситуацию. При этом цены на квартиры на вторичном рынке практически приблизились к ценам на жилье на первичном рынке. Потенциальных покупателей зачастую смущает сомнительное качество строительства и неразумно большая квадратура квартиры, которая предполагает высокую цену коммунальных услуг, технического и сервисного обслуживания.

На сегодняшний день, по оценкам экспертов, от 7 % до 50 % граждан Казахстана могут позволить себе ипотечное кредитование. Причем семь процентов - это население, имеющее открытый доход. Однако если учесть реальные доходы, то 30 %-50 % казахстанских семей сегодня прошли бы нормальное ипотечное кредитование.

В качестве примера развития ипотечного кредитования можно привести США, Германию, Канаду.

В этих странах наиболее бедные слои населения (порядка пяти процентов) получают жилье безвозмездно от государства, еще пять процентов составляют люди, которые в состоянии выкупить жилье сразу, все остальные покупают в кредит с 30-ти летней рассрочкой.

Необходимость развития механизмов ипотечного кредитования в Республике Казахстан на сегодняшний день обуславливается следующими причинами:

- во-первых, объективной потребностью в развитии жилищного строительства - это социальная функция ипо-течного финансирования;

-во-вторых, состояние рецессии в экономике, несмотря на некоторые положительные конъюнктурные изменения требует принятия комплексных мер по ее стимулированию - это стимулирующая функция;

-в-третьих, высокие риски, присущие экономике, в некоторой степени компенсируются самим характером ипотечного кредитования при условии создания четко функционирующей системы вспомогательных институтов и позволяют направить имеющиеся финансовые ресурсы на создание реальной стоимости.

Необходимо подчеркнуть, что в мировой практике ипотечное кредитование на сегодняшнем уровне развития является довольно сложным институтом - системой.

Общеизвестно, что в стране для улучшения благосостояния народа принята Государственная программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, которая начала действовать с первого января 2005 года. Программа направлена на обеспечение устойчивого темпа роста жилищного строительства, доступного для широких слоев населения через удешевление его стоимости, увеличение сроков жилищного кредитования, снижение первоначального взноса и ставки кредитования.

Для реализации государственной программы основными направлениями определены:

- стимулирование предложения строительства жилья;

- совершенствование системы ипотечного кредитования;

- развитие системы строительных сбережений;

- кредитование местных исполнительных органов;

- развитие индивидуального жилищного строительства;

- строительство жилья за счет привлечения инвестиций частного капитала (с использованием механизма ипотечного кредитования и системы жилищно-строительных сбережений);

- снижение стоимости одного квадратного метра жилья;

- дальнейшее развитие производства эффективных, экологически чистых строительных материалов и внедрение новых технологий.

В апреле 2003 года Правительством Республики Казахстан создано АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана» со стопроцентным участием государства в уставном капитале.

Основные его задачи - прием вкладов в жилищные строительные сбережения и предоставление вкладчикам жилищных займов на улучшение жилищных условий.

Делись добром ;)