logo
Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент развитие российского рынка товаров и услуг привело к усилению конкуренции и серьезной борьбе за каждого клиента. Продавцам все чаще приходится привлекать покупателей снижением цены на товар, скидками, бесплатной доставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими льготными условиями. В стандартную практику взаимоотношений входит и отсрочка платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Однако этот широко распространённый способ работы с покупателями имеет и свои недостатки. Предложив отсрочку платежа, предприятие фактически оказывается кредитором покупателя, что непременно сказывается на кассовых разрывах и нехватке оборотных средств. А при неоплате товара покупателем в срок, под угрозу становятся дальнейшие отношения с партнёрами, а это может серьёзно отразиться бизнесе в целом. Появление такого рода проблем и послужило причиной возникновения факторинга.

Факторинг - это операция, в соответствии с которой Клиент передает Фактору дебиторскую задолженность (существующую и/или будущую), а Фактор по переданной дебиторской задолженности оказывает Клиенту услуги, такие как управление дебиторской задолженностью с предоставлением информационного обслуживания Клиента, финансирование, защита от риска неплатежа.

В соответствии с ныне действующим законодательством факторинговые услуги в России могут оказывать только банки и факторинговые компании, имеющие соответствующую лицензию. Правда, порядок получения такой лицензии в настоящий момент так и не определен. Суть факторинга заключается в предоставлении банком трех видов сервиса торговым, производственным и сервисным компаниям (далее по тексту - «поставщикам»): финансирование оборотных средств, покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний и административное управление дебиторской задолженностью.

Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор) - комиссионер, агент, посредник. В рамках функции финансирования факторинг гарантирует бесперебойное обеспечение торгующей компании (поставщика) оборотными средствами сразу после поставки (на момент передачи поставщиком финансовому агенту необходимых документов, подтверждающих отгрузку или передачу товара покупателю). В соответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между банком (финансовым агентом) и поставщиком, руководствуясь 24 и 43 главой Гражданского кодекса РФ, поставщик (клиент) уступает банку (финансовому агенту) право денежного требования по своим поставкам в адрес оговоренного ряда покупателей, а банк обязуется финансировать поставщика. [1]

Факторинг имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными видами кредита:

· позволяет оперативно привлекать дополнительные оборотные средства;

· не нуждается в обеспечении (залоге);

· является возобновляемым финансированием;

· требует оплаты только за период фактического финансирования;

· не устанавливает фиксированной даты погашения финансирования;

· предоставление услуги в значительно меньшей степени зависит от финансового состояния Поставщика;

· расходы по факторингу в полной мере относятся на себестоимость.

Сегодня ряд крупных и средних российских банков, уже ведут серьёзную работу в сфере факторингового обслуживания предприятий. Условия, которые предлагают эти банки, имеют некоторые различия но, в целом, вполне приемлемы для поставщиков. Комиссия за факторинговое обслуживание в разных банках составляет от 0,1% до 0,5% в день от суммы финансирования. Практически все банки-факторы взимают сбор за обработку документов (накладные, счета-фактуры и т.д.). Расчеты с покупателями, как правило, предусматривают отсрочку платежа за поставленный товар от 15 до 60 дней. Размер суммы финансирования поставщика колеблется от 50% до 90% от суммы поставки. В некоторых случаях сумма финансирования может увеличиваться/уменьшаться в зависимости от сроков и условий по оплате товара. В рамках факторингового обслуживания, помимо финансирования поставок, банк может оказывать такие услуги, как:

· управление дебиторской задолженностью и контроль платежной дисциплины покупателей;

· предоставление подробных отчетов поставщику;

· информационно-аналитическое обеспечение.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что факторинг, являющийся одним из основных элементов эффективной финансовой политики предприятия, - это универсальный комплекс услуг, который жизненно необходим при поставке товаров с отсрочкой платежа. На сегодняшний день российский рынок требует широкой продажи товаров и услуг в кредит, а финансовые и организационные возможности поставщиков не всегда позволяют его предоставлять.

Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг, на основе всестороннего изучения теоретических разработок, учебных пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала Банка «Национальная факторинговая компания» (Закрытое акционерное общество).

Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

1) рассмотрение предпосылок возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;

2) определение сущности и особенностей факторинга;

3) проведение обзора существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;

4) исследование развития факторинговых операций в России;

5) рассмотрение правовой базы факторинга;

6) изучение основных проблем, возникающих при проведении факторинговых операций;

7) анализ перспектив развития рынка факторинговых услуг в России;

8) финансово-экономический анализ деятельности Банка НФК;

9) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности Банка НФК.

Излагаемые в данной работе идеи и выводы выработаны на основе практической деятельности в Банке «Национальная факторинговая компания» (Закрытое акционерное общество).