Система пенсионного страхования в Республике Беларусь

контрольная работа

2.2 Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь

В рамках действующей системы пенсионного обеспечения ведется целенаправленная работа по решению двух основных задач в области пенсионного обеспечения: повышение уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности. В последнее время на решение этих задач направлен целый ряд изменений пенсионного законодательства.

С 1 апреля 1999 года при исчислении пенсии неработающим пенсионерам, а также пенсионерам, работающим непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах и на других предприятиях сельского хозяйства, стала учитываться заработная плата пенсионера.

Реализация данной меры позволила повысить уровень пенсионного обеспечения и, самое важное, усилить дифференциацию в размерах пенсий тех лиц, кто до выхода на пенсию был занят высококвалифицированным трудом, работал во вредных условиях и, соответственно, имел более высокую заработную плату, и уплачивал более высокие налоги.

Особое внимание на государственном уровне уделяется вопросам пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Уровень пенсионного обеспечения этих лиц в 2-3 раза выше, чем других категорий граждан. В целях усиления социальной защиты наименее обеспеченных категорий нетрудоспособных и инвалидов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении указанных лиц принят Декрет Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 21 "О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС". Этим Декретом установлены минимальная и предельная величины заработка, из которого исчисляются пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы.

Лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне эвакуации в 1986-1987 годах, достигших общеустановленного пенсионного возраста либо ставших инвалидами, в т. ч. вследствие причин, не связанных с чернобыльской катастрофой, данным Декретом повышен размер надбавки к их пенсии с 30 до 50% минимальной пенсии по возрасту [14].

В результате внесения изменений в Закон "О пенсионном обеспечении" с 1 августа 1999 года повышен уровень пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров: установлено повышение пенсий лицам, принимавшим участие в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации; предоставлено право получения пенсии по случаю потери кормильца лицам в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимся на дневных отделениях учебных заведений, независимо от типа и вида этих учебных заведений; увеличен размер надбавки, устанавливаемой к социальной пенсии инвалидов 1 группы по уходу за ними; введена дифференциация размеров социальных пенсий детям-инвалидам в зависимости от степени утраты здоровья.

С 1 января 2000 года в целях повышения минимального уровня пенсионного обеспечения и постепенного (по мере роста доходов Фонда социальной защиты населения) приведения его в соответствие с бюджетом прожиточного минимума пенсионера минимальный размер пенсии по возрасту определен вне зависимости от минимальной заработной платы и составляет 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [8.].

В свою очередь, от указанного минимального размера пенсии по возрасту исчисляются минимальные размеры пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, социальные пенсии, а также размеры надбавок и повышений к пенсиям. Такой механизм позволяет производить перерасчеты минимальных пенсий как в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума 4 раза в год (1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября), так и с ростом средней заработной платы рабочих и служащих одновременно с перерасчетом всех трудовых пенсий. Реализация названного Закона позволила поднять уровень пенсий более 270 тысячам получателей минимальных и близких к ним пенсий, большинство из которых бывшие работники колхозов. Кроме того, увеличены размеры социальных пенсий и предусмотренные законодательством надбавки и повышения к пенсиям, которые также пересматриваются в сторону увеличения 4 раза в год.

С 1 мая 2000 года в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне увеличены размеры повышений пенсий инвалидам и участникам войны, а также некоторым другим категориям граждан, внесшим свой вклад в победу над врагом и перенесшим тяготы войны. Этим преследовалась также цель постепенной унификации условий и норм пенсионного обеспечения указанных категорий граждан в Беларуси и России в рамках выполнения Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999-2000 г. г., утвержденной постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 12 февраля 1999 г. № 1.

Для недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения осуществляется индексация пенсий. В Законе Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" заложен механизм индексации пенсий, основанный на росте средней заработной платы с использованием индивидуального коэффициента заработка пенсионера. Как принято считать во всем мире, в сравнении с индексацией пенсий по росту цен этот механизм является более дорогостоящим. Однако, в нашей республике решение о его использовании принято в интересах пенсионеров, которым в настоящее время выгоднее увязка корректировки размеров пенсий с ростом средней заработной платы. Такой механизм обеспечивает увеличение пенсий соразмерно росту средней заработной платы и обусловлен также тем, что именно отчисления от фонда заработной платы субъектов хозяйствования определяют возможности для финансирования расходов на выплату пенсий.

В соответствии со статьей 70 Закона "О пенсионном обеспечении" до 2000-го года очередная корректировка пенсий должна была производиться, когда средняя заработная плата рабочих и служащих в республике возрастала более чем на 15% по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущей корректировке. Этот "порог" был установлен в апреле 1994 г. и служил инструментом, способствовавшим накоплению страховых отчислений в период хронической нехватки средств для выплаты пенсий. Ситуация, как известно, нормализовалась в октябре 1996 г., и с того времени пенсии выплачиваются своевременно.

Благодаря этому создались условия для снижения "порога", при превышении которого производится перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. В январе 2000 года было принято решение о том, что "осовременивание" прошлого заработка каждого пенсионера и соответствующий перерасчет пенсий будет производиться при росте средней заработной платы рабочих и служащих в республике более чем на 10%.

Однако утверждение о том, что пенсии у нас постоянно повышаются, является не совсем корректным. В соответствии с пенсионным законодательством они периодически пересчитываются в связи с ростом средней заработной платы (минимальные и социальные - ежеквартально в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения). Данные перерасчеты - общепринятая мировая практика, это всего лишь попытка уйти от инфляции.

В выборе путей развития пенсионной системы должен использоваться весь спектр возможностей, включая дополнительное пенсионное страхование. Это тем более важно, что накопительная система не является безальтернативной. В конце концов, и это убедительно доказывают международные эксперты, распределительная и накопительная системы - всего лишь способ финансирования. Конечный результат - уровень пенсионного обеспечения - зависит от объемов производства, т.е. от экономического состояния страны [9, с.10].

Делись добром ;)