logo
Система кредитования юридических и физических лиц в ОсОО "МКК Премиум Кредит"

1. Анализ состояния микрофинансового сектора Кыргызской Республики

Микрокредитование является одним из эффективных инструментов повышения уровня жизни населения через предоставление финансовых ресурсов слоям населения с низкими доходами, субъектам малого предпринимательства, стартовому бизнесу, т.е. той части клиентов, которым недоступны банковские услуги. Приоритетной целью микрокредитования, как и в странах с переходной экономикой, в Казахстане должна являться не борьба с бедностью, а поддержка предпринимательских инициатив, выражаемых экономически активными категориями населения.

В последние годы в Кыргызстане отмечается динамичный рост микрофинансового сектора. За период 2007-2011 годы общий кредитный портфель микрофинансирования увеличился в три раза и составил на конец 2011 года 15,4 млрд. сомов. Наибольшая доля микрокредитного портфеля приходится на микрофинансовые организации - 39,3%, остальные доли распределены следующим образом: "Айыл Банк" - 21,2%, коммерческие банки, занятые в реализации программы ЕБРР по развитию микрофинансирования - 32,1%, кредитные союзы - 7,4%.

Первые микрофинансовые институты в Кыргызстане появились при поддержке международных доноров: в 1995 году на рынке появилась ФИНКА, в 1997 году была создана "Кыргызская Сельскохозяйственная Финансовая Корпорация", начали свою деятельность кредитные союзы и "Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов". Отличительной особенностью последних лет является появление и закрепление на рынке микрофинансовых учреждений, занявших свободные ниши в сфере финансовых услуг, в том числе, в предоставлении услуг населению в отдаленных регионах республики. В настоящее время в республике активную деятельность по микрокредитованию осуществляют 233 микрофинансовые организации, 272 кредитных союза, 181 ломбард и 6 коммерческих банков.

Кыргызстан стал первой страной в Центральной Азии, принявшей законы "О кредитных союзах" (1999 г.) и "О микрофинансовых организациях" (2002 г.), а также национальную стратегию по микрофинансированию. Главной целью этой стратегии обозначено снижение бедности через расширение доступа к финансовым услугам в отдаленных регионах республики. Основные направления стратегии - это улучшение правовой и регулятивной среды в деятельности микрофинансовых учреждений; диверсификация и продвижение финансовых услуг в отдаленные регионы; расширение финансирования за счет внутренних источников; развитие инфраструктуры и вспомогательных услуг рынка микрофинансирования.

Установленные стратегией целевые ориентиры фактически уже были достигнуты в конце 2011 года: кредитный портфель составил 15,4 млрд. сомов, количество заемщиков - 232 тыс. человек, при плане 7 млрд. сомов и 220 тыс. человек, соответственно. Этому способствовало выполнение мероприятий, определенных стратегией, а также достаточно либеральный режим лицензирования и регулирования микрофинансовых институтов. Микрофинансовые учреждения совместно с международными донорами освоили ряд новых продуктов по финансированию сельских регионов - групповые кредиты под солидарную ответственность, лизинговые операции, инвестиционное кредитование агропромышленных предприятий.

В целом, следует отметить успешное развитие в Кыргызской Республике таких небанковских финансово-кредитных учреждений (НФКУ), как микрофинансовые организации и кредитные союзы, по сравнению с другими странами Центральной Азии. Так, показатель финансового проникновения НФКУ (кредитный портфель НФКУ по отношению к ВВП) составляет: в Кыргызстане - 3,2%, Казахстане - 0,3%, Таджикистане - 1,0%, Узбекистане - 0,2%. Показатель охвата населения услугами НФКУ (количество заемщиков НФКУ по отношению к общему населению) составляет: по Кыргызстану - 1,8%, Казахстан у - 0,8%, Таджикистану - 0.9%, Узбекистан - 0,3%.

Вместе с тем, в целях дальнейшего развития микрофинансового сектора назрела необходимость в пересмотре закона о кредитных союзах, закона о микрофинансовых организациях и соответствующего налогового законодательства. Национальным банком в течение 2007 года совместно с представителями ассоциаций кредитных союзов был разработан и прошел согласование с министерствами и ведомствами проект изменений в законодательные акты, регулирующие деятельность кредитных союзов, включая Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Закон "О кредитных союзах" и Закон "О кооперативах". В частности, предлагается устранить существующие коллизии норм законодательства, расширить перечень операций и участников кредитного союза, разрешить голосование через доверенных лиц, дать более подробное описание правовых положений по "апексным" (вторичным) институтам кредитных союзов.

Микрофинансирование является одним из ключевых факторов экономического роста, так как устойчивая отрасль микрофинансирования с развитым потенциалом по предоставлению финансовых услуг широкому кругу населения приведет к повышению экономического уровня и сокращению бедности в развивающейся экономике. Поэтому необходимы дальнейшие совместные усилия государственных органов и микрофинансовых институтов по продвижению микрофинансовых услуг в отдаленные регионы, мобилизации внутренних сбережений, совершенствованию правовых положений в отношении залоговых операций, повышению уровня судебного производства по кредитным взаимоотношениям, повышению роли кредитных бюро. Реализация перечисленных мероприятий будет способствовать сохранению динамичного роста кредитного портфеля и количества заемщиков, а также развитию инфраструктуры микрофинансового сектора, что, в конечном счете, окажет содействие экономическому процветанию страны.