3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЕ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ
Опыт многих стран показывает, что оптимальное решение по выходу из экономических кризисов - сочетание мероприятий денежно-кредитной политики (ДКП) и бюджетно-налоговой (БНП). На первом этапе - развертывание экономического кризиса - предпочтительны меры ДКП, поскольку именно они позволяют быстро решить наиболее острые проблемы: отсутствие доверия, рост хозяйственных рисков, нехватка ликвидности, страх банкротства и другие. На втором этапе - преодоление спада (выхода из стагфляции) - наибольшее значение приобретают меры БНП.
На первом этапе нынешнего кризиса в нашей стране, как и в большинстве стран мира, упор был сделан на меры денежно-кредитного регулирования. Стоимости антикризисных мероприятий составила - 4 трлн. руб., или с учетом утвержденных налоговых стимулов - 6 трлн. руб., или почти 14% ВВП. В США на эти цели выделено 25% ВВП, в Великобритании 37%
Весь пакет антикризисных мер ДКП России включает следующее:
1. Предоставление ликвидности банковскому и частному сектору. При этом основной объем средств частному сектору выделен не напрямую, а через специализированные государственные институты.
2. Банк России и правительство РФ приняли решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять иные меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию. После вступления в силу ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011г.» акцент был сделан не на отзыв лицензии, согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (установившей обязанность Банка России отозвать у банка лицензию, если банк не в состоянии рассчитаться с кредиторами в течение 14 дней), а на санацию банка-банкрота. Хотя данная мера позволяет стабилизировать положение в отрасли и восстановить доверие к национальным банкам, у этого решения есть серьезный недостаток: оно подрывает ответственность собственников и менеджеров банков за результаты хозяйственной деятельности и перекрывает риски частного предпринимательства на налогоплательщиков.
3. Банк России вынужден совмещать стабилизацию финансового положения в банковской системе с ее реформированием. Основное направление реформирования - консолидация банковского сектора под давлением административных требований. Вместо добровольной концентрации банковского капитала под влиянием рыночных сил упор сделан на принудительную скупку банков ограниченным числом «покупателей». Только за октябрь-ноябрь 2008 г. на российском рынке прошло уже более десятка сделок по слиянию и поглощению банков. Эксперты выделяют четыре группы активных покупателей банков, испытывающих трудности: государственные банки, крупные коммерческие банки, непрофильные предприятия. В результате вместо реформирования банковской системы происходит частичное огосударствление банковской системы.
4. Введение нормы государственной гарантии 100% сохранности по вкладам физических лиц в размере до 700 тыс. рублей. Данные гарантии охватывают 98% вкладов в российских банках. Практически все страны в условиях нынешнего финансового кризиса вводили подобные меры для предотвращения «банковских паник» и восстановления доверия общества к банковским институтам. Только в отличие от Запада в России, во-первых, государственные гарантии распространяются только на вклады физических лиц, тогда как в других стран - и на средства предприятий. И, во-вторых, если вводимые в развитых странах государственные гарантии сохранности банковских депозитов носят временный характер, то в нашей стране время действия гарантий вкладов, введенных в период кризиса, не определено.
5. Создание универсального механизма, который позволил бы привлекать ресурсы коммерческих организаций на санацию проблемных банков. В настоящее время функция отбора стратегических инвесторов для банков-банкротов пока возложены на Агентство страхования вкладов (АСВ). Оно «ведет» примерно 10 проектов по санации банков, то есть их символической покупке стратегическими инвесторами. Оценить ситуацию в проблемном банке и найти инвестора (покупателя) требует времени, а именно его в условиях кризиса нет. К тому же возможности АСВ ограничены санация 20-40 банков. В то время как, по оценкам Банка России, в санации уже нуждаются от 50 до 70 банков. По этим причинам Банк России в ряде случаев применяет не институциональную процедуру, а практику «ручной настройки», доверяя санацию проблемных банков избранным покупателям, что создает почву для махинаций и манипуляций.
6. Банк России поощряет символическую покупку проблемных банков государственными структурами. Во многом это обусловлено тем, что частные банки не хотят покупать непрозрачные банки.
Выход национальной экономики из кризиса во многом будет определяться тем, как будут определены меры государственной политики по институциональной реформе финансового сектора и характер проводимой ДКП.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
- 1.1 Экономические кризисы в России в начале ХХ века
- 1.2 Глобальный финансово-экономический кризис 2008 года: причины возникновения и последствия
- 2. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
- 2.1 Банковская система Китая в условиях мирового экономического кризиса
- 2.2 Банковский сектор США вначале глобального экономического кризиса
- 2.3 Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России
- 3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЕ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Привлечение средств населения в банковские вклады в условиях кризиса
- Тема 27. Глобальные финансы и современный финансовый кризис
- Банковская система России в условиях глобального финансового кризиса
- 50. Банковская система рф в условиях мирового финансового кризиса.
- 2.2 Банковские системы в условиях преодоления кризиса.
- 3.2 Эффективность поддержания банковской системы России в условиях кризиса
- Влияние мировых финансовых кризисов на банковскую систему России
- Банки и банковская система. Уровни и виды банков. Банковская система в условиях финансово-экономического кризиса.
- 1. Влияние финансового кризиса в глобальной экономике на банковскую систему России
- 48 Банковская система Рф в условиях кризиса