logo
Анализ состояния рынка банковских операций Республики Казахстан и поиск путей его расширения

1.3 Становление и развитие банковской системы в Казахстане

В бывшем СССР и соответственно в Казахстане существовала одноуровневая банковская система, которая состояла из Государственного банка, Банка внешней торговли и Строительного банка.

Государственный банк был главным банком страны и центром методологического руководства деятельностью денежно-кредитной политики. Государственный банк контролировал организацию и осуществление безналичных расчетов, определял принципы процентной политики, кредитного планирования и условия краткосрочного и долгосрочного кредитования. Банк внешней торговли обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным операциям. Строительный банк исполнял решения Государственного банка по кредитной политике, финансированию капитальных вложений в народное хозяйство.

После обретения Республикой Казахстан суверенитета в начале 90-х годов, возникла необходимость реформирования банковской системы, что во многом было обусловлено переходом на рыночные отношения. В этой связи, в 1990 году был принят новый Закон “О банках и банковской деятельности в Казахской ССР”, который заложил законодательные основы для реформирования банковской системы Казахстана. Данным законом было впервые дано определение коммерческого банка и разрешено создание иных кредитных учреждений (кредитные кооперативы, пенсионные, инвестиционные фонды, ломбарды), открытие частных банков, а также банков с участием иностранного капитала. Законом устанавливались основные задачи и функции Государственного банка Казахской ССР, в том числе в сфере денежно-кредитного регулирования, определены перечни операций, осуществляемых Госбанком и коммерческими банками, порядок открытия и прекращения деятельности коммерческих банков, принципы и методы регулирования деятельности коммерческих банков Госбанком страны[3, 8].

Двухуровневая банковская система нашей страны была сформирована в 1991 году с реорганизацией государственных отраслевых банков и наделением республиканских отделений Госбанка СССР функциями центральных банков суверенных государств, а также созданием первых коммерческих банков. Первый уровень новой банковской системы представлен Национальным Банком и его подразделениями в областях. Второй уровень банковской системы представлен банками, созданными как на основе ранее существовавших специализированных банков, входивших в систему специализированных банков в рамках бывшего СССР, а именно Промстройбанк (Туранбанк), Казвнешэкономбанк (Алембанк), Жилсоцбанк (Кредсоцбанк), Казсбербанк, Агропромбанк, так и вновь организованных по инициативе физических и юридических лиц[8, стр. 13].

Начало 90-х годов характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200, впоследствии, многие из которых оказались финансово несостоятельными.

Начальный этап реформирования банковской системы выявил ряд недостатков в банковском законодательстве, мешающих нормальному функционированию банковской системы в рыночных условиях, и определило настоятельную необходимость его совершенствования. В частности, в старом законодательстве не был определен статус Национального Банка как банка суверенного государства.

13 апреля 1993 года был принят новый Закон Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан", который определил задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка Казахстана, его роль и место в банковской системе, взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан[8, стр. 14].

Таким образом, уже к моменту введения тенге в ноябре 1993 года банковская система Казахстан претерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные банки, а Национальный Банк был наделен рядом функций центрального банка. Это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте и проведению Казахстаном денежно-кредитной политики.

Начиная с 1994 года Национальный Банк уделял значительное внимание формированию нормативной и правовой базы функционирования банковской системы. В 1994 году была внедрена нормативная база пруденциального регулирования, были установлены минимальные резервные требования для банков, экономические нормативы (минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственного капитала банков по отношению к рисковым активам, коэффициент ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика). Были приняты Положения о размещении части средств банков с иностранным участием во внутренние активы и о классификации ссудного портфеля банками. В соответствии с международным опытом в целях ограничения рисков банков при проведении операций с иностранной валютой приняты Правила ведения банками открытой валютной позиции. Безусловно, в ходе реформирования банковской системы некоторые из этих нормативов и правил менялись. Например, в 1995 году для банков были установлены новые требования к минимальному размеру уставного капитала[3, стр. 45].

Первая программа реформирования банковской системы была утверждена 15 февраля 1995 года. Главной ее задачей ставилось максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближение функций Национального банка к классическим функциям центральных банков. Результатом реализации Программы стали существенные изменения в механизме рефинансирования банков. Банки стали обеспечивать кредитование экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов, а Национальный Банк перешел к выполнению непосредственных функций центрального банка - проведению денежно-кредитной политики и регулированию деятельности банковской системы.