logo
Реформы Елены Глинской и кредитование в современной России

2. Значение для России

В кладах середины - второй половиы XVI в. старые монеты представлены случайными, единичными экземплярами, составляющими доли процента от всего состава клада. Остается только удивлятся, как удалось столь быстро, всего за трехлетие 1535 - 1538 гг., и эффективно осуществить такую грандеозную денежную реформу в стране, где институты централизованной государственной власти были еще очень слабыми.

Обилие новых денег было прямым результатом значительных вливаний "старых" денег, которые пошли в переплавку на денежных дворах, и успехов в русской внешней торговле, быстро освоившей новый вид серебряного сырья - талеры. Значительную роль также сыграли организационные перемены в денежном хозяйстве, осуществленные в ходе проведения денежной реформы 1535 - 1538 гг.

Из множества центров удельной чеканки к 30-м гг. XVI в. осталось четыре денежных двора: в Москве, Новгороде Великом, Пскове и Твери. Они продолжали действовать и во время, и после проведения денежной реформы 1535 - 1538 гг., но с той существенной разницей, что стали "государевыми". Это означало, что право откупной чеканки было ликвидировано, создалась система пошлин на производство монет, доход от которых распределялся между государевой казной и денежными мастерами, получавшими денежное жалование "от дела". Каждый денежный двор мог в равной степени выполнять и частные заказы на чеканку из серебра заказчика, и казенные заказы. Следует помнить, что к XVI в. великий князь постепенно монополизировал внешнюю торговлю, и, следовательно, великокняжеские заказы составляли львиную долю всех заказов.