logo
Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

2.1 Определение общей доходности расчетно-кассовых операций коммерческих банков

Коммерческие банки являются ключевыми проводниками платежных услуг. Они привлекают и обслуживают клиентов, осуществляют прием и первичную обработку клиентских платежных документов, маршрутизируют платежи по каналам различных видов и подвидов платежных систем, проводят платежи по счетам клиентов и предоставляют клиентам выписки по счетам. Коммерческие банки также осуществляют операции по приему и выдаче наличных традиционным образом через кассы или с применением специальной электронной техники, осуществляют инкассацию наличных. В представлении клиентов именно работа коммерческих банков определяет эффективность, доступность, качество платежных услуг.

Одновременно коммерческие банки несут на себе и наибольшие издержки по предоставлению платежных услуг. Оператор или расчетный банк обычно имеют один офис и через него не в состоянии организовать эффективное обслуживание массы клиентов. Инфраструктуру повсеместного обслуживания клиентов, как то сеть филиалов, дополнительных офисов, операционных касс, пунктов обмена валют, банкоматов и POS-терминалов создают и сопровождают коммерческие банки. Именно позиция коммерческих банков, их кадровые и инвестиционные возможности в наибольшей степени определяют перспективы существенного повышения эффективности безналичных расчетов, увеличения их доли в сегменте розничного платежного оборота.

Конкретизация позиции коммерческих банков в вопросе повышения эффективности, расширения платежных услуг требует ответов на ряд вопросов. А именно: насколько расчетно-кассовые операции в настоящее время прибыльны для коммерческих банков? Существенна ли эта прибыль для того, чтобы уделять расчетно-кассовым операциям повышенное внимание? Достаточно ли этой прибыли для финансирования значительных инвестиций в массовое внедрение новых электронных технологий? Необходимо определить экономический интерес коммерческих банков в расчетно-кассовых операциях и существенном расширении безналичных расчетов.

В контексте определения экономического интереса коммерческих банков рассмотрим общую прибыльность расчетно-кассовых операций и ее значения в финансовых результатах системы коммерческих банков. Затем проанализируем прибыльность отдельных основных видов расчетных и кассовых операций, предоставляемых различным категориям клиентов. Определим наилучшие решения по ценообразованию и тарификации платежных услуг, содействующие внедрению новых технологий платежных систем и повышению эффективности безналичных расчетов. Смоделируем возможности расширения положительного опыта тарификации, его расширения на неэффективные и новые направления платежного бизнеса.

Для определения общей доходности расчетно-кассовых операций коммерческих банков воспользуемся данными Банка России, размещенными на его сайте в разделе «Информационно-аналитические материалы по банковской системе» и в докладе «Обзор банковской системы Российской Федерации». Данные Банка России о размерах и структуре доходов и расходов коммерческих банков обобщены в табл. 1.