logo
Разработка мероприятий по совершенствованию управления потребительским кредитованием ОАО "Россельхозбанк"

1.1 Сущность и классификация потребительского кредита

В банковском обороте понятие потребительского кредитования выделяют по двум признакам: статусу заемщика и целям кредитования. Потребительское кредитование связано с получением кредитов физическими лицами для удовлетворения своих личных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Одним из распространенных видов кредитования в России - это потребительское заимствование определенной денежной суммы. Данный вид является самым удобным и привлекательным для большинства потребителей, поскольку главным преимуществом этой процедуры является цель выдаваемых финансовых средств: тратить деньги можно на что угодно, так как финансовые организации не выдвигают определенных целей для заемщика. Когда, например, ипотечный заем и кредит на покупку машины предполагает четкий контроль над тратой средств.

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди.

Через различные формы потребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничного товарооборота [16].

Особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся.

Кредит в экономике страны, выполняет определённые функции:

1) Обличает перераспределение капиталов между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли.

2) Стимулирует эффективность труда.

3) Расширяет рынок сбыта товаров.

4) Ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли.

5) Является мощным орудием централизации капитала.

6) Ускоряет процесс накопления и концентрации капитала.

7) Обеспечивает сокращение издержек обращения:

а) Связанных с обращением денег.

б) Связанных с обращением товаров [16].

Кредит играет большую роль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой и хранением. Экономия же на издержках обращения металлических денег достигается:

1) Развитием системы безналичных расчётов. На основе развития кредитов и банков создаются возможности производства платежей без участия наличных денег путём перевода денежных средств со счёта должника на счёт кредитора.

2) Увеличением скорости обращения денег.

С помощью кредита свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно после получения дохода.

Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени.

Но, как говорится, не бывает плохого без хорошего, а хорошего без плохого, так и здесь. Следует учесть, что потребительский кредит, временно форсируя рост производства, и создавая видимость высокой коньюктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов

По прогнозам специалистов в 2014 году потребительское кредитование физических лиц всё же будет по-прежнему популярным. Сегодня именно этот сегмент розничного бизнеса является наиболее прибыльным, а для клиента -- наиболее доступным. Учитывая тенденцию стабилизации стоимости кэш-кредитов -- спрос на них будет увеличиваться.

Средний размер потребительского кредита к апрелю 2014 года составил 170 тысяч рублей, за год он увеличился на 15 процентов. А быстрее всего растут займы по кредитным картам.

Ставки по потребительским кредитам в текущем году снизятся. И этому будет способствовать несколько факторов. Во-первых, стоимость ресурса в прошлом году достигла пика, и дальше расти ставкам уже некуда. Во-вторых, стабилизировалась политическая ситуация, спало напряжение на валютным рынке.

Банки всеми силами стараются привлечь новых клиентов и не потерять уже имеющихся. Кроме этого значительное количество усилий банка уходит на преодоление проблем потребительского кредитования.

Похожая статья: Перспективы потребительского кредитования на современном этапе в РФ [22].

Проблемы потребительского кредитования в России связаны с периодом бурного развития данного направления работы банков. Деятельность российских банков в сфере потребительского кредитования существенно усложнялась тем фактом, что не было четко работающей и отрегулированной системы контроля потребительской кредитной истории, которая с успехом работает в большинстве стран Запада.

Можно с уверенностью говорить о том, что одной из основных проблем кредитования всегда будет являться проблема невозврата полученного кредита. Это может быть связано с банальными просчётами человека в своих возможностях при возврате кредита, нарастанию процентов по просрочке, срабатывание эффекта снежного кома и, как следствие, невозможность произвести расчет по кредиту. Или это может быть преднамеренно, когда кредит изначально не планировался выплачиваться. Для этого очень часто используют утерянные документы, но в последнее время банки требуют присутствия непосредственно получателя кредита и наличие второго документа, удостоверяющего личность. Очень часто кредитор отчаивается получить свой кредит обратно и заставляет получателя кредита взять новый кредит, в новом месте, или приобрести какую-нибудь ценную вещь в собственность [23].

Банк должен оперативно отсекать недобросовестных заемщиков, которые привлекали кредиты ранее и не смогли их должным образом вернуть. Именно этот факт приводил к финансовым рискам банков и становился преградой на пути безрисковой выдачи потребительских кредитов. Своевременный мониторинг кредитной надежности заемщика позволяет оценивать кредитные риски уже на этапе рассмотрения заявки клиента. Конечно, на переходном этапе нашей экономики вводить практику контроля кредитных историй было нецелесообразно. Поэтому на сегодняшний момент проблемой потребительского кредитования в России становится введение обязательного учета кредитной истории клиентов при оформлении кредита [26].

В России не редки случаи мошенничества, связанного с получением розничного кредита. Мошенники используют подставных лиц или их паспорта для многократного получения кредита, который они изначально не собираются возвращать. Приобретенные товары продаются, а следующий кредит берется в другой организации. При этом в отсутствие системы кредитных бюро банки лишены возможности отследить таких заемщиков.

Количество просроченных оплат больше всего накопилось по потребительским кредитам. В суммарном объеме просроченной задолженности на них приходится 59,5 процента.

В долгосрочной перспективе отсутствие кредитных историй приводит к бесконтрольному кредитованию одного заемщика в нескольких банках, что может вызвать кризис «перекредитования». Остается надеяться, что закон о кредитных историях появится на свет в обозримом будущем.

Что же остается делать банкам в таком случае? Чтобы покрыть риски невозврата кредитов, банки повышают процентные ставки по кредитам. Банки просто взяли и переложили риски по кредитам на плечи добросовестных плательщиков за счёт более высоких ставок, которые к тому же отчаянно запутываются с той целью, чтобы при получении кредита у человека и соответствующего расчёта платежей вышли несколько иные цифры, чем он планировал изначально.

Соответственно, прослеживается четкая закономерность между качеством оформляемых кредитов и процентной ставкой по потребительскому кредитованию. Конечно, это не единственный критерий, влияющий на процентную ставку, но все же он является не мало важным. Таким образом, необходимо совершенствовать систему контроля и проверки добросовестности клиентов, которым выдаются потребительские кредиты, для того, чтобы уменьшить процентную ставку по тем же потребительским кредитам.

Классификацию потребительских кредитов, заемщиков и объектов кредитования можно провести по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, методам погашения, срокам погашения, цели использования, объектам кредитования, объему и т.д.

В целом, представленная классификация потребительских кредитов, отображает разнообразие потребительских кредитов, но данная классификация не является исчерпывающей все возможные критерии классификаций, поэтому в зависимости от других признаков, она может быть продолжена [18].

В таблице ниже представлена классификация потребительских кредитов.

Таблица 1.1 - Классификация потребительских кредитов

 №п/п

Наименование признака кредита

Классификация кредитов

1

Направление использования

(объекты кредитования)

- на неотложные нужды;

- под залог ценных бумаг;

- строительство и приобретение жилья;

- капитальный ремонт индивидуальных жилых домов

2

Срок кредитования

- краткосрочные (сроком до 1 года);

- среднесрочные (сроком от 1 года до 3);

- долгосрочные (сроком свыше 3 лет).

3

Субъекты кредитной сделки (Облик кредитора и заемщика)

- банковские потребительские кредиты;

- кредиты, которые предоставляют гражданам торговые организации;

- потребительские кредиты кредитных учреждений небанковского типа;

- личные или частные потребительские кредиты, предоставляемые физическими лицами;

- потребительские кредиты, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях-работодателях

4

Способ предоставления

- целевые

- нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт и т.д.).

5

Обеспечение

- необеспеченные кредиты;

- обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).

6

Метод погашения

- кредиты, погашаемые единовременно;

- кредиты с рассрочкой платежа.

7

Метод взимания процентов

- кредиты с удержанием процентов в момент его предоставления;

- кредиты с уплатой процентов в момент погашения задолженности;

- кредиты с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования

Прежде всего, необходимо понять, что кредиты на потребительские нужды предоставляются банком (могут выдаваться некоммерческими организациями, но на практике это случается редко, так как требуется немалый оборотный актив) населению для удовлетворения разнообразных потребительских нужд, но не для ведения предпринимательской деятельности, хотя могут быть и исключения. Таким образом, увеличивается платежеспособность населения и спрос на определенные группы товара, ведь кредит позволяет без накопления средств приобрести материальные блага. Отсюда следует, что объектом данного вида кредита является продажа товара и расходы личного характера.

Потребительский кредит можно классифицировать как непосредственно кредит на потребительские нужды (неотложные нужды, экспресс-кредиты, автокредитование) и кредит, имеющий инвестиционный характер (ипотечные кредиты, кредиты на образование, ссуды фермерским хозяйствам) [18].

Потребительский кредит в товарной форме предоставляется преимущественно при продаже предметов длительного пользования - автомашин, холодильников, радиоприёмников, телевизоров, мебели - такой вид кредита называется покупкой в рассрочку. При анализе причин желания людей покупать товары в рассрочку, отмечалось следующее:

1) Это очень удобная на практике форма оплаты товаров и услуг.

2) Такая форма оплаты позволяет осуществлять расходы в то время, когда доходы ещё не поступили.

3) Это позволяет покупать товары и оплачивать услуги в течение более продолжительного периода, чем нормальный интервал между денежными поступлениями.

4) Это позволяет человеку приобретать материальные финансовые активы, со стоимостью, превышающей сумму, которую он мог бы заплатить, исходя только из его собственных сбережений.

Однако те же причины могут быть приведены в случае решения клиента получить товары, используя персональную ссуду, банковский овердрафт или кредитную карточку. В конце концов, если этот человек хочет купить новую посудомоечную машину в кредит, он может обратиться в банк за персональной ссудой или заплатить по кредитной карточке, что более вероятно, чем принять кредитно-финансовые условия, предложенные ему от имени банка дилером по продаже посудомоечных машин.

В пользу финансовых компаний говорит следующее:

a) покупка в рассрочку «продаётся» дилерами клиентам в момент продажи. Клиентам предлагается сделка по покупке в рассрочку, которая легко принимается на месте.

б) до совсем недавнего времени у клиентов имелось очень слабое представление о наиболее дешёвой финансовой сделке.

Потребители весьма инертны в своих привычках делать покупки, и даже, если они знают о различиях стоимости услуг, они предпочитают производить сделки с уже известными поставщиками.

Многие потребители, вследствие неудачных попыток ознакомиться с ценами на кредитные услуги, просто не знают о существующих вариантах стоимости и доступности различных форм кредита.

Потребители, как правило, основывают свои решения на размере месячных выплат и продолжительности срока кредита, а не на фактической стоимости кредита. Однако, очень высокие процентные ставки в определённый момент времени сделали потребителей более чувствительными к издержкам, обусловленным предоставлением займа [21].

в) всё ещё существует большое количество «внебанковских» людей, не думающих о получении банковских ссуд, овердрафта или кредитной карточки как средствах покупки товаров в кредит.

Финансирование покупки в рассрочку, организованное через магазин или выставочный зал, является единственной альтернативной оплаты покупки наличными для таких лиц.

Сейчас появилась новая форма покупки в рассрочку - это соглашения банков с торговыми фирмами, по которым последние продают товары в кредит клиентам банков, причём банки сразу выплачивают фирмам наличные деньги на сумму проданных товаров, а покупатели постепенно погашают кредит банкам.