logo
Развитие межбанковского взаимодействия. Система SWIFT

II. Электронные платежи в банковской системе России

К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных центров. Автоматизация коснулась следующих выплат и перечислений:

· пенсий государственным служащим ряда категорий в учреждения Сберегательного банка или в учреждения связи;

· выручки железных дорог с подсобных доходных счетов на основной доходный счет Министерства путей сообщения;

· налог с оборота отдельных предприятий;

· средств социального страхования и др.

С помощью ЭВМ осуществлялись многие операции по кассовому исполнению бюджета, аналогичным образом были отлажены и расчеты посредством МФО. Были автоматизированы учет безналичного платежного оборота, начисление процентов по ссудам и многие другие банковские операции. Благодаря проведению взаимных расчетов между учреждениями банков, обслуживаемых одним ВЦ, обеспечивалась высокая скорость платежей предприятий друг другу в рамках одного региона.

В условиях перехода к двухуровневой банковской системе межбанковские расчеты организуются практически заново. Но демонополизация банковской системы осуществлялась без достаточно проработанной законодательной, нормативной и организационной базы, что послужило одним из факторов появления проблем при расчетах между хозяйствующими субъектами. Платежи посредством МФО стали проводиться только РКЦ. Наиболее уязвимым участком платежной системы с точки зрения скорости и надежности переводов оказались расчеты между банками, находящимися в различных регионах.

Вопросы, связанные с совершенствованием организации безналичных расчетов, находятся в центре внимания Центрального банка РФ (Банка России). Одним из последних документов является “Стратегия развития платежной системы России”, принятая Советом директоров Банка России в апреле 1996 г., в которой Банк России наметил основные среднесрочные пути дальнейшего совершенствования платежной системы России. Для этого намечено создание к началу следующего столетия современной автоматизированной системы расчетов, работающей в режиме реального времени.

Модернизация платежной системы России приведет к существенному ускорению оборачиваемости денежных средств, расширению временных рамок работы платежной системы до 16-20 часов. При этом платежная система будет проектироваться таким образом, чтобы иметь “расчетные окна”, совпадающие по времени с функционированием различных сегментов финансового рынка. Это позволит российским потребителям банковских услуг эффективно использовать денежные средства не только в расчетах внутри страны, но и в международных платежных системах. Банк России не намерен монополизировать систему расчетов в России, будучи уверенным, что в рыночной экономике есть место для негосударственных расчетных и клиринговых палат, в первую очередь, для организации расчетов на финансовых и товарных рынках и осуществления расчетов с большими встречными обязательствами кредитных учреждений внутри замкнутой группы участников.

Создание системы расчетов, работающей в режиме реального времени, является ключевым моментом в развитии платежной системы России.

Переход к работе в режиме реального времени означает достижение такого качества системотехнических решений в осуществлении расчетов, при котором время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными учреждениями и ее проверки будет измеряться секундами, а момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления средств на счет получателя этих средств. Это возможно лишь при условии полной автоматизации всех организационных и бухгалтерских процедур, при наличии соответствующей технической базы. Потребуются адекватное техническое оснащения не только учреждений Банка России, но и всех кредитных организаций, совершенствование и унификация стандартов на применяемую ими технику и программное обеспечение, системы обеспечения безопасности.

Создание системы расчетов в режиме реального времени предполагает в ближайшем будущем отказаться от использования в работе Банка России и кредитных организация бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами. Для этого в короткие сроки Банку России предстоит разработать нормативную баку использования электронных документов при осуществлении расчетов, определить правила использования электронной подписи, поставить задачу и обеспечить разработку во взаимодействии с ФАПСИ сертифицированных программных средств для ее решения, найти методы решения проблем защиты электронных документов, внести предложения об ответственности за нарушение установленных правил. Развитие системы платежей в режиме реального времени будет основываться на развертывании телекоммуникационной сети Банка России.

Обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования системы расчетов предполагает создание и использование целостных систем стандартизации и сертификации банковских технологий. В настоящее время разработаны концепции таких систем, которые являются основой для создания стандартов в данной сфере, так называемого стандартизированного профиля, а также для выработки методик сертификационных испытаний и аккредитации испытательных лабораторий и сертификационных центров.

Создаваемый стандартизированный профиль будет приведен в соответствие с международными стандартами в банковской сфере. Банк России будет активно способствовать принятию национальных стандартов, совместимых с международными. В настоящее время частично разработаны фрагменты стандартизированного профиля, регламентирующие функциональный части банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, технические средства, средства и методы защиты информации, средства и методы проектирования, программные средства, форматы электронных банковский сообщений. Разработана и утверждены в установленном порядке совокупность SWIFT-ориентированных форматов электронных сообщений. Начата работа по использованию EDIFACT.

Предполагаются стандартизация правил осуществления расчетов, правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, а также разработка единой банковской системы классификации и кодирования в соответствии с международными и общегосударственными классификаторами.

Информатизация учреждений Банка России осуществляется в соответствии с общей стратегией, выработанной в 1993 г. Департаментом информатизации ЦБ РФ и изложенной в Целевой программе информатизации ЦБ РФ. Главными целями информатизации Банка России являются:

· повышение гибкости и эффективности функционирования банковской системы в условиях рыночных отношений;

· сокращение потерь от инфляционных процессов для основной массы средств, “замораживаемых” в расчетах;

· обеспечение своевременности обработки платежей, имеющих для экономики особую значимость;

· развитие международных связей банковских учреждений на базе взаимодействия их автоматизированных информационных систем и через международные (национальные) электронные системы с банками других государств.

Совершенствование платежной системы России неразрывно связано с созданием и развитием Электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР) ЦБ РФ, учитывающей и активно использующей возможности современной схемотехнической среды, средств телекоммуникаций и защиты информации. Работы по созданию ЭЛСИМЕР ведутся на двух уровнях: внутрирегиональные межбанковские электронные расчеты и межрегиональные расчеты. На начальном этапе ЭЛСИМЕР рассматривается как средство совершения межбанковских расчетов, дополнительное к существующему почтовому и телеграфному авизованию.

В основу проекта закладываются определенные принципы.

· Участниками ЭЛСИМЕР являются учреждения ЦБ РФ (ГРКЦ, РЦИ, РКЦ), отвечающие определенным требованиям - наличие программно- технических средств, соблюдение установленной технологии совершения электронных платежей. Гарантия обработки и передачи платежа любому другому участнику в течение суток.

· Пользователями системы могут быть коммерческие банки и другие учреждения и организации, имеющие корреспондентские или расчетные счета в РКЦ-участниках.

· Правила оформления, условия прохождения электронного платежа и ответственность сторон определяется в договоре между пользователем и участником ЭЛСИМЕР.

· Электронный платеж является гарантированным и безотзывным.

· Электронный платежный документ представляет собой электронный образ платежного поручения и содержит все реквизиты, предусмотренные положением о безналичных расчетах в РФ.

· Инициатором электронного платежа является клиент коммерческого банка.

· Информация о необходимости исполнить электронный платеж может быть направлена коммерческим банком в РКЦ одним из следующих способов: курьером или спецсвязью в РКЦ доставляется платежное поручение банка на электронные платежи с приложением вторых экземпляров платежных документов своих клиентов; в РКЦ доставляется магнитный носитель с описью электронных платежей; средствами телекоммуникаций с применением специальных средств защиты передается электронный образ платежного поручения.

· Электронные платежи, поступившие в РКЦ до 13 час., должны быть выполнены в тот же день, а остальные - на следующий рабочий день.

· Отправителем и получателем межрегиональных платежей являются ГРКЦ.

· Учет электронных платежей осуществляется в ГРКЦ.

Начиная с 1993 г. в регионах России (Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Курганская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тульская, Челябинская области, Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан и др.) проводится эксперимент по осуществлению межрегиональных электронных платежей. Цель эксперимента - апробация новых средств совершения межбанковских расчетов наряду с существующим почтовым и телеграфным авизованием. Внедрение системы позволило регионам-участникам эксперимента сократить время прохождения платежей с 10-12 до 1-2 дней.

Нормативной базой эксперимента в системе ЦБ РФ является утвержденное в августе 1993 г. “Временное положение о совершении межрегиональных электронных платежей в опытных зонах ЦБ РФ”. В настоящее время эксперимент расширен еще на 29 областей.

С 1997 г. в московском регионе вводится многорейсовая обработка платежей в рамках автоматизированной системы банковских расчетов. Под многорейсовой обработкой платежей понимается проведение нескольких рейсов приема и обработки реестров платежей в течение рабочего дня, результатом которых является безотзывный перевод средств по счетам участников расчетов данной системы. Под рейсом понимается комплекс технологических операций, проводимый в интервале времени, установленном в соответствии с графиком, и связанный с приемом и обработкой поступивших в систему платежей, который включает в себя выполнение необходимых проводок по счетам участников расчетов и подтверждение этих проводок реестром проведенных платежей.

В 34 регионах РФ проходит эксперимент по внедрению электронных платежей на внутрирегиональном уровне. Это позволило сократить сроки до одного дня и ускорить оборачиваемость средств в расчетах. Анализ потоков банковской информации показал, что на платежи свыше 100 млн. руб. приходится около 1% от общего числа произведенных платежей и 88% от сумм переведенных средств. Полученные результаты позволили сделать вывод, о целесообразности создания в рамках ЭЛСИМЕР двух систем: системы перевода крупных сумм платежей (СПКСП) ЦБ РФ с особыми требованиями к защите информации и технологии ее обработки и системы электронного межбанковского клиринга (СЭМКЛИР) ЦБ РФ для обработки мелких платежей.

Разработка и внедрение системы СПКСП осуществляется в три этапа и предполагается завершение распространения системы в течение 1997 г. Разработка и апробация системы СЭМКЛИР должна также завершиться в 1997 г.

Начиная с 1994 г. главный центр информатизации (ГЦИ) ЦБ РФ проводит в Волгоградской, Саратовской и Тверской областях апробацию новых информационных технологий. Основными целями эксперимента являются: выработка общих для территориальных учреждений ЦБ РФ правил и порядка автоматизации сбора, обработки и передачи банковской информации на федеральном уровне; практическая апробация типовых автоматизированных технологий и стандартов взаимодействия разнородных программно-технических комплексов и вычислительных региональных систем с использованием единых правил.

В процессе эксперимента отрабатываются функции главного центра федеральной электронной системы (ФЭС) ЦБ РФ, в том числе реализуются технологии централизованного управления дистанционно-удаленными вычислительными средствами, централизованного сопровождения нормативно-справочной информации и программного обеспечения комплексов, эксплуатируемых в ЦБ РФ, контроля за банковской информацией. Впервые в системе Банка России в рамках эксперимента реализуется технология “горячего” резервирования, обеспечивающая непрерывное функционирование всех вычислительных комплексов, систем и средств связи на основе организации сети резервных вычислительных систем и центров. С учетом Этой технологии создается головной центр ФЭС ЦБ РФ, который соединит территориально разобщенные вычислительные центры. В этом эксперименте отрабатываются также системотехнические решения для интеграции различных систем управления базами данных, подключения в единую систему разнородных технических средств, а также проходят апробацию различные протоколы обмена банковской информацией. В настоящее время разработаны новые электронные технологии передачи регламентированной и нерегламентированной банковской отчетности, опробованы типовые технологии обмена банковской информацией между Главными управлениями (Национальными Банками) и ГЦИ ЦБ РФ в реальном времени, начато внедрение высоконадежных отказоустойчивых систем для головного центра ФЭС.

Недостаток бюджетных ресурсов для развития государственной сети межбанковских расчетов вывел на рынок межбанковских клиринговых услуг АО “Центральная расчетная палата” (ЦРП), действующее на коммерческой основе и имеющее:

· электронный центр межбанковских расчетов;

· сертифицированный ФАПСИ технический комплекс для обработки и передачи коммерческой информации;

· систему многосторонних транзитных платежей;

· сетевую маршрутизацию платежей;

· возможности обеспечить принципы безотзывности, безусловности, гарантии исполнения;

· возможность обрабатывать ежедневно более 100 000 электронных документов и проводить расчеты более чем с 400 банками. ЦРП использует как городскую телефонную сеть и спецсеть “Искра-2”, так и специализированные сети протокола Х.25 Спринт, Роснет, Роспак, Инфотел.

Банки создают свои собственные клиринговые системы и межбанковские расчетные палаты (Столичный, Инкомбанк, Мосбизнесбанк, Менатеп и др.). Они строятся на принципе зависимости от коммерческих банков (своих учредителей), которые готовы нести как юридическую, так и экономическую ответственность перед участниками расчетов.

Пользователями SWIFT в России являются около 500 кредитных и финансовых компаний их всех регионов страны от Калининграда до Владивостока. По количеству пользователей Россия находится на втором месте в мире после США. Согласно документу «Стратегия SWIFT до 2010 г.» России уделено особое внимание, как страны с приоритетным развитием. В соответствии со стратегий, внедрение стандартов и инфраструктуры SWIFT на российском рынке не возможно без сотрудничества с Центральным Банком России, который начал использование инфраструктуры SWIFT при внедрении своей системы БЭСП для операций осуществляемых внутри России. Все это благодаря принятому в 2004 году Меморандуму о взаимопонимании между SWIFT и Банком России по системе валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS).

SWIFT в соответствии с подписанным с Банком России «Меморандумом о взаимопонимании» учувствует в создании национальной системы валовых расчетов в режиме реального времени (Системы RTGS Банка России), привнося в нее свой международный опыт построения современных платежных систем. SWIFT также оказывает содействие созданию единой системы электронного документооборота на российском фондовом рынке. В 2006 году было подписано соответствующее соглашение между Федеральной службы по финансовым рынкам России (ФСФР) и SWIFT о сотрудничестве в области использования международных стандартов финансовых сообщений участниками российского фондового рынка. В соответствии с этим соглашением предполагается использование опыта SWIFT по построению инфраструктуры центрального депозитария на рынке ценных бумаг в нашей стране.

Развитие этих и других целей, заложенных в «Концепции развития SWIFT в России в 2002-2006 г.» продолжается. Стремясь не останавливаться на достигнутом, 19 апреля 2007 года на Общем Собрании РОССВИФТ была утверждена «Концепция развития SWIFT в России до 2010 года». В данном документе было решено выделить ключевые проекты, необходимые российским пользователям, а также практические способы их внедрения. Особое внимание уделено повышению эффективности взаимодействия SWIFT, российских пользователей в лице РОССВИФТ и бизнес-партнера SWIFT в регионе.

14 декабря 2010 года состоялось очередное заседание комитета РОССВИФТ. В работе комитета приняли участие представители банка России, Альфа банка, банка Санкт-Петербурга, ВТБ, Газпромбанка, ДКК, НРД, Промсвязьбанка, Русславбанка, Сбербанка Росии, ЮниКредит Банка, ИНГ Банка и SWIFT. Особое внимание, собравшихся, было уделено подготовке концепции развития SWIFT в России до 20156 года. С докладом по этому вопросу выступил управляющий директор РОССВИФТ Кузнецов С.Б. Концепция определяет стратегию и основные направления развития SWIFT в России в области стандартов и сервисов SWIFT, а также пути укрепления позиций российских пользователей SWIFT на мировом рынке. Итоговый документ будет вынесен на одобрение Общего Собрания российских пользователей SWIFT 7 апреля 2011 года.

Выступление директора МЦИ банка России Конторовича В.К. и советника директора Лариной С.Л. были посвящены реализации проекта создания интерфейса между платежной системной срочных платежей АС БЭСП и международной системой SWIFT. На заседании была достигнута договоренность о выработке рекомендаций сообществом РОССВИФТ по совершенствованию интерфейса и обеспечиваемого им сервиса. Комитет Ассоциации утвердил новую редакцию «Рекомендаций по использованию стандартов SWIFT для передачи финансовых сообщений на фондовом рынке с учетом требований и особенностей российского рынка ценных бумаг SWIFT-RUS», подготовленную рабочей группой РОССВИФТ.

Объем передаваемых сообщений по сети SWIFT постоянно растет. Ежедневно по сети SWIFT проходят сообщения на сумму более 2 триллионов долларов США.

По оценки экспертов на 1 января 2011 года в России насчитывалось 547 членов SWIFT. За прошедший год было передано 31,63 миллионов сообщений, что соответствует 0,8% суммарного трафика SWIFT. Рост составляет 15,3%. Объем полученного трафика составляет 28,67 миллионов сообщений, что соответствует 0,7% суммарного трафика SWIFT. Рост составляет 11,4% . По объему отправленного трафика Россия занимает 22 место в мире.