Заключение
В системе современных рыночных социально-экономических отношений трудно переоценить роль социального страхования и его основных составляющих направлений.
В России имеющаяся к сегодняшнему дню система обязательного социального страхования была сформирована примерно в последние полтора десятка лет.
Анализ почти пятнадцатилетней истории становления обязательного социального страхования в современной России позволяет сказать, что такая система в стране сегодня действительно есть и ее можно и нужно рассматривать как систему (жизнеспособную и работающую на благо общества), а не как какие-то отдельные фрагментарные составляющие.
В сфере общего социального страхования была решена острая и трудная проблема, связанная с упорядочением выплат возмещения за причиненный вред здоровью гражданам, пострадавшим в результате несчастных случаев и профзаболеваний. Немалое число людей, получивших производственные травмы или болезни, многие годы и даже десятилетия тому назад возмещение получали от своих предприятий, но в период рыночных реформ часть этих предприятий перестала существовать, другие преобразовались, сменили форму собственности, собственников и т.д. В результате сотни тысяч людей оказались как бы «подвешенными в воздухе» и брошенными на произвол судьбы. В рамках ныне действующей системы социального страхования эту проблему удалось решить в масштабе всей страны, создать новый механизм компенсационных выплат в возмещении вреда.
Несмотря на существующие проблемы в правовом регулировании деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, принимаемые нормативные правовые акты по обязательному социальному страхованию позволяют решать задачи обязательного социального страхования и управления средствами для их осуществления.
Социальное страхование -- это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем. Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.
Cсуществующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Необходимо органически увязать эту система с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем (т.е. факторами, определяющими уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся и т.д.). Только тогда удастся построить эффективную систему социальной защиты в стране.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 25 ноября 2008 года № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
- Введение
- 1 Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации
- 1.1 История и причины образования ФСС в России
- 1.2 Цели и задачи фонда социального страхования
- 2. Анализ особенностей доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
- 2.1 Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
- 2.2 Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
- 2.3 Единый социальный налог
- 3.1 Актуальные проблемы социального страхования
- 3.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования
- Заключение