logo
Потребительское кредитование и оценка кредитоспособности физического лица коммерческими банками Республики Казахстан (на примере АО "БТА банк")

1.1 Экономическое содержание и классификация видов потребительского кредита

Современная рыночная экономика немыслима без разветвленной, гибкой и многообразной системы кредитных отношений, которые наряду с финансами способствуют ускоренной мобилизации средств для осуществления расширенного воспроизводства, ускорения структурной перестройки экономики в условиях научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности, усиления динамизма всех экономических процессов.

Изобретение кредита, вслед за деньгами, является гениальным открытием человечества. Благодаря ему уменьшилось время на удовлетворение личных и хозяйственных потребностей граждан и предприятий. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные средства на расширение своего дела или ускорить процесс получения в своё распоряжение благ, которыми, не будь кредита, они могли владеть лишь в будущем. Кредит в переводе с латинского (kreditum) имеет два значения - «верую, доверяю» и «долг», «ссуда».

Кредит, таким образом, представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит трансформирует денежный капитал в ссудный капитал и выражает отношения между кредитором и заемщиком.

Основными субъектами кредитных отношений являются кредитор и заемщик.

Субъектами кредитных отношений в области кредита являются предприятия и фирмы, население, государство и сами банки. Как известно, в кредитной сделке субъекты кредитных отношений всегда выступают как кредитор и заёмщики. Кредиторами являются лица (юридические и физические), предоставившие свои временно свободные средства в распоряжение заёмщика на определённый срок. Заёмщик - сторона кредитных отношений, получающая средства в пользование (в ссуду) и обязанная их возвратить в установленный срок. Что касается банковского кредита, то субъекты кредитных сделок здесь обязательно выступают в двух лицах, т.е. как кредитор и как заёмщик. Это связано с тем, что банки работают в основном на привлечённых средствах и, следовательно, по отношению к владельцам этих средств выступают в качестве заёмщиков [2, с.256].

Для того, чтобы исследовать экономическую сущность кредита, необходимо проследить трактовку термина «кредит» в трудах ведущих авторов, специализирующихся в области финансов и банковского дела.

Например, Сейткасимов Г.С., определяет кредит следующим образом: кредит представляет собой экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссуженной стоимости на основе платности и срочности. [3, c.130]

Лаврушин О.И. дает следующее определение кредита: кредит представляет собой экономические отношения по поводу движения ссудного капитала, включающее в себя мобилизацию свободных денежных средств экономики, населения и их перераспределение на условиях возвратности, платности, срочности в целях расширенного воспроизводства. [4, c.173]

Кредитные отношения базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательстве.

Основными принципами кредитования являются:

возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации. В отечественной практике кредитование при плановой экономике существовало неофициальное понятие "безвозвратная ссуда". Эта форма кредитования распространялась в основном на аграрный сектор, и выражалась в предоставлении государственным кредитным организациям ссуд, возврат которых изначально не планировался из-за кризисного финансового состояния заемщика. По сути дела выдача безвозвратных ссуд была одна из форм государственных субсидий, осуществляемая через учреждения банков. В условиях рыночной экономики понятие безвозвратной ссуды столь же недопустимо как, например, понятие "планово-убыточное частное предприятие".

срочность кредита. Этот принцип отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое время для заемщика, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре. С переходом на рыночные условия хозяйствования этому принципу кредитования придается особое значение. Во-первых, от его соблюдения зависит нормальное обеспечение общественного воспроизводства денежными средствами, а соответственно его объемы, темпы роста. Во-вторых, соблюдение этого принципа необходимо для обеспечения ликвидности самих коммерческих банков. В-третьих, для каждого отдельного заемщика соблюдение принципа срочности возврата кредита открывает возможность получения в банке новых кредитов, а также позволяет соблюсти свои хозрасчетные интересы, не уплачивая повышенных процентов за просроченные ссуды. Сроки кредитования устанавливаются банком исходя из сроков оборачиваемости кредитуемых материальный ценностей и окупаемости затрат, но не выше нормативных.

платность кредита. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и внести банку определенную плату за пользование ссудой. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении полученной предприятием прибыли за счет использования ссуды между банком и предприятием. Практически этот принцип платности кредита реализуется через механизм банковского процента . Ставка банковского процента - это своего рода " цена" кредита. Ставка ссудного процента, определяется отношением суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита.

обеспеченность кредита. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств. Т.е. заемщиком может быть не любой желающий получить ссуду. Заемщик должен обладать определенным имущественным обеспечением, экономически гарантирующим его способность возвратить кредит по требованию кредитора.

дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиента, претендующим на получения кредита. Кредит должен предоставляться только тем предприятиям, которые в состоянии вернуть его своевременно. Дифференцированность кредитования должна осуществляться на основании показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок.

Таким образом, несмотря на некоторые различия в определении кредита, можно сделать обобщающий вывод, что кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Внутри формы кредита выделяются виды кредита, которые формируются в зависимости от особенностей объекта, целевого направления кредита, его срока, обеспеченности возврата и других признаков.

В зависимости от объекта кредитования (типа заемщика) выделяют кредиты физическим лицам и кредиты юридическим лицам.

В систему кредитов физическим лицам включают виды и формы потребительских кредитов, предоставляемых различными кредитными организациями: банками, ломбардами, кассами взаимопомощи, кредитными союзами и кредитной кооперацией, паевыми инвестиционными фондами, розничными торговцами, производителями продукции и т.д.

Функции потребительского кредитования также рассмотрены в трудах многих авторов.

О.И. Лаврушин полагает, что принципиальным отличием потребительского кредитования от других форм кредита является использование ссуды на непроизводительные цели, что и определило название данной формы кредита. Потребление непроизводительное - это использование материальных благ и услуг населением (личное потребление)[5,с.264].

Согласно данному автору, роль потребительского кредитования проявляется в следующих функциях:

потребительский кредит в определенной мере способствует относительному выравниванию уровней жизни лиц с неодинаковыми доходами, сокращает разрыв между уровнем и структурой потребления различных социальных слоев и групп населения.

он разрешает две группы противоречий: между сравнительно высокими ценами на товары длительного пользования и текущими доходами населения и между денежными накоплениями у одной группы населения и необходимостью их использования у другой.

Функции потребительского кредитования также рассмотрены в трудах Комарова А., который выделяет из них следующие:

расширение масштабов потребления с целью увеличения потребительского спроса при недостатке платежеспособности потребителей;

аккумуляция денежного капитала и его перераспределение как кредитных ресурсов для разных групп населения;

повышение скорости обращения денежных ресурсов, особенно при значительных временных интервалах между необходимостью расходов на потребление и поступлением (накоплением) денежных средств;

ускорение научно-технического и социального прогресса за счет кредитных вложений в воспитание, образование и культуру, как неотъемлемых элементов потребления в широком смысле этого понятия [6, c.7].

Следовательно, данный автор соединил вместе функции кредитов физическим лицам как сущностную деятельность кредита (например, функцию аккумуляции и перераспределения капитала между группами населения) и его роль как результат деятельности кредита (например, в ускорении научно-технического прогресса).

Согласно Шуваловой М.Ф., роль потребительского кредита заключается в том, что он очень сильно стимулирует эффективность труда. То есть, получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчет необходимых товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый взявший в кредит старается не потерять свое рабочее место. Только так клиент банка может быть уверенным в возможности выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами как платежеспособное и добросовестное лицо для дальнейших связей [7, c.29].

Важно также заметить, что кредит физическим лицам уменьшает текучесть кадров, так как вынуждает людей как можно крепче держаться за своё рабочее место и опять же не потерять свою работу, чтобы оставаться платежеспособным и иметь возможность выплатить долг перед банком. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. Таким образом, можно отметить, что потребительский кредит является сильным фактором подъема народного благосостояния.

Потребительский кредит - собирательный по своему характеру, и поэтому может быть поделен на виды в соответствии с различными критериями, например, текущий (операционный) и инвестиционный; целевого или свободного назначения. Вид кредита определяется также объектом кредитования, например, жилищный кредит, автокредит, образовательный кредит и т.д.

Классификация кредитов физическим лицам может быть проведена по нескольким признакам, например, по объекту кредитования, субъектам кредитования, по срокам кредитования, по обеспечению и методу погашения, по условиям предоставления, по методу взимания процентов.[5, 98]

Наглядно классификация потребительского кредитования представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация кредитования физических лиц

* Примечание - составлено автором по источнику [8, с. 222]

Рассмотрим подробнее классификацию по каждому из приведенных признаков, согласно классификации кредитования Миловидова В.Д. [8]

По объектам кредитования кредиты физическим лицам можно подразделить на кредиты:

на неотложные нужды;

под залог ценных бумаг;

на строительство и приобретение жилья;

на капитальный ремонт домов, их газификацию, присоединение к сетям водопровода и канализации;

на обучение;

на медицинские услуги;

на покупку автотранспорта.

По субъектам кредитования существуют потребительские кредиты, предоставляемые:

банком;

торговыми организациями;

частными лицами (так называемые частные потребительские ссуды);

учреждениями небанковского типа- ломбарды, пенсионные фонды и т.д.;

потребительские кредиты, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.

По срокам кредитования потребительские кредиты делят на:

краткосрочные - от 1 дня до 1 года;

среднесрочные - 1-5 лет;

долгосрочные - свыше 5 лет.

По обеспечению потребительские кредиты бывают обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами) и необеспеченные (бланковые). Обеспечение не гарантирует погашения кредита, но значительно снижает риск его невозврата.

По методу погашения различают:

кредит с разовым погашением (noninstallment). Сюда относятся текущие счета, открываемые покупателем на срок 1-1,5 месяца в универмагах и других предприятиях розничной торговли; в пределах предоставленных кредитов они покупают товары и, по истечении установленного срока, единовременно погашают свою задолженность. Потребительский кредит с разовым погашением включает также кредиты в виде отсрочки платежа (за услуги коммунальных предприятий, врачей и медицинских учреждений).

кредит с рассрочкой платежа (installment), погашение задолженности по кредиту и процентов осуществляется единовременно [8]. Кредиты с рассрочкой делятся на равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномерно погашаемые (сумма платежа меняется).

По условиям предоставления различают кредиты разовый и возобновляемый (револьверный).

По методу взимания процентов ссуды классифицируют следующим образом:

ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления; ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита;

- ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования (ежеквартально, один раз в полугодие или по специально оговоренному графику).

Существует также такое понятие как ссуда с аннуитетным платежом, т.е. платежом с одновременной уплатой процентов за пользование ссудой.

Следовательно, любой форме и виду кредита присущи фундаментальные свойства кредита, а также своя специфическая сущность и функциональные свойства. Так, функциональное назначение ссуд на неотложные нужды - обеспечивать текущее потребление населения, ипотечного жилищного кредита - инвестиционное потребление.

Даже в рамках ссуд на неотложные нужды их разновидности не однородны по своему содержанию. Кредиты, предоставляемые на приобретение товаров длительного пользования имеют много общего с инвестиционным жилищным кредитом. Навряд ли, образовательный кредит в составе ссуд на неотложные нужды имеет потребительную форму, т.к. в этом случае идет не "проедание" первоначально ссуженой стоимости, а инвестирование. Этот кредит - инвестиционный по своему характеру.

Таким образом, существует много форм и видов кредитов физическим лицам, каждый из которых имеет свою специфику. Но всех их объединяет социальная ориентация. Они связаны с инвестированием в конкретного индивидуума. A.M. Комаров цель потребительского кредитования рассматривает как вложение в человека для его эффективного развития и воспроизводства как главной составляющей производительных сил и субъекта социально-экономической системы. [6, c.9]

Итак, потребительский кредит в рамках кредитной науки представляет собой движение ссуженой стоимости на возвратных началах с функциональным назначением - инвестирование в человека. С позиций экономической теории, рассматриваемый кредит - производственные отношения по поводу возвратного движения стоимости ради инвестирования в человека как одну из главных производительных сил.

Хотя кредиты физическим лицам многообразны и каждый их вид и форма специфичны, социальная направленность диктует необходимость выделения их из общей совокупности кредитов в относительно самостоятельный класс и именно с названием "потребительский кредит", не отождествляя его с потребительским кредитом, являющимся лишь одной из его форм.

Потребительское кредитование является важной частью кредитной политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения. В промышленно развитых странах население тратит 10--20% своих ежегодных доходов на покрытие кредита. В Казахстане также развита данная форма кредита, хотя в настоящее время процентные ставки на кредит физическим лицам достаточно высоки -- 18--25% в годовом исчислении [9].

Согласно Отчету Национального Банка Республики Казахстан о финансовой стабильности Республики Казахстан, вплоть до сентября 2007 года в Республике Казахстан наблюдался стремительный рост потребительского кредитования [9]. Можно выделить несколько причин подобного роста:

- во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни в нашей стране постепенно возвращают людям чувство уверенности,

во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель),

в-третьих, опыт последних лет показал неэффективность простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары.

В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом и снижением уровня жизни населения, наблюдается спад в области кредитования физических лиц. Высокие риски невозврата в потребительском кредитовании проявились в условиях сокращения объемов кредитования. Согласно пресс-релизу Национального Банка Республики Казахстан № 3 от 8 февраля 2010 года «О качественных параметрах развития кредитного рынка», на розничном рынке кредитования наблюдается некоторое затишье, которое в определенной степени связано с влиянием сезонного фактора. В 4 квартале 2009 года доля респондентов, заявивших об увеличении спроса на ипотеку, составила 17%, что незначительно ниже, чем в 3 квартале (26%). Наблюдается также снижение доли респондентов, отметивших об увеличении спроса на потребительские кредиты - с 37% в предыдущем периоде до 19% в настоящем периоде.

По мнению банков, определенное влияние на незначительное снижение спроса на ипотечное и потребительское кредитование оказал сезонный фактор: конец года, по оценкам банков, характеризуется некоторым замедлением деловой активности со стороны населения [10].

Развитие кредитования физических лиц (включающего в себя ипотечное кредитование и товарное потребительское кредитование) наряду с кредитованием юридических лиц является одним из приоритетных направлений Стратегии развития банковского сектора Республики Казахстан. При этом сектор кредитования физических лиц в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.

Сегодня почти все банки, выдающие займы физическим лицам, предлагают потенциальным клиентам обширный выбор программ кредитования. Сюда можно включить кредиты на приобретение жилья, на покупку автомобиля, на ремонт квартиры, на образование, на оплату туристических и медицинских услуг, на покупку мебели, бытовой техники, офисного оборудования и т.д. В настоящее время есть возможность выбрать не только конкретную торговую компанию и марку товара, но также процедуру, сумму и срок кредитования. Казахстанский потребитель выбирает банк, который оперативно оценивает косвенные доходы заемщика, предъявляет минимальные требования при максимально коротких сроках оценки кредитоспособности, имеет широкую филиальную сеть для погашения кредита в удобное для клиента время.

В целом можно отметить, что кредит стимулирует спрос населения на товары и способствует увеличению их производства и реализации. Однако важное значение при проведении кредитных операций занимает юридическое регулирование сделок.

Потребительское кредитование играет значительную роль в экономике многих стран. В связи с этим оно подвергается государственному правовому регулированию, а также на него распространяется порядок финансового надзора.