Заключение
Развитие российского страхового рынка во многом будет зависеть от привлечения иностранного страхового капитала и сопряженного с ним импорта передовых технологий, от внедрения новых видов страхования, а также формирования национальной страховой культуры. В этой связи представляется актуальным проведение такой политики, которая бы благоприятствовала деятельности солидных западных страховых корпораций в РФ.
К настоящему моменту российский страховой рынок поднялся на несколько ступеней, но так и не стал мощной финансовой силой, способной предложить адекватную страховую защиту населению и предпринимателям.
Сегодня проблема - не в переизбытке западных инвестиций, а в их недостатке. Большинству наших СК, по-видимому, следует опасаться не перехода под контроль нерезидентов, а отсутствия перспектив роста в том случае, если следовать прежней модели развития.
Какими бы особенностями ни обладала российская страховая отрасль, она имеет объективную природу и подчиняется общим закономерностям. Наше корпоративное имущественное страхование мало чем отличается от западного. При этом российские страховщики при любом повороте событий гораздо лучше иностранцев знают специфику отечественной деловой практики.
Реформирование российского страхового дела, стимулируемое открытием рынка и его либерализацией, едва ли грозит какими-то опасностями большинству работников страхового сектора. Многим, правда, придется переучиваться и повышать уровень профессиональной подготовки, чтобы быть на высоте новых требований. И это позитивная сторона.
Анализ развития страхового дела в других переходных экономиках, прежде всего восточноевропейских, позволяет выявить некоторые общие тенденции. Это - приватизация бывших страховых монополий (которая проходила довольно быстро в Венгрии и затянулась в Польше); рост стоимости страхового бизнеса (его рыночной капитализации); импорт страхового ноу-хау; внедрение обязательного страхования автогражданской ответственности, пенсионного и долгосрочного накопительного страхования; постепенное повышение уровня открытости рынка и распространение новой страховой культуры. Последнему в решающей степени способствуют западные страховые компании, пользующиеся доверием населения, располагающие колоссальными ресурсами и отточенными на протяжении едва ли не столетий страховыми технологиями. В том же направлении развивается и страховой рынок Китая, хотя здесь иностранным инвесторам в страховое дело приходится "с боем брать" каждый город или провинцию (в каждом случае требуется своя лицензия). Решающее влияние на формирование местного страхового рынка оказывает трансграничный страховой капитал.
Как и в других отраслях, в российском страховом бизнесе сильны настроения в пользу ограждения их от иностранной конкуренции. Получается замкнутый круг: страховщики требуют предоставить им время для самоутверждения, но полноценного развития как раз и не получается из-за закрытости рынка.
Судя по всему, период стагнации российского страхового бизнеса заканчивается. Повышение платежеспособного спроса со стороны населения и предприятий - важная предпосылка увеличения объема продаж услуг страховых компаний.
Список литературы
1. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 18.07.2005) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.08.2005)
2. "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2005) (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.01.2006)
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 20.10.2005) "О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 28.11.2003)
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 22.07.2005) "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 25.06.1999)
5. ЗАКОН РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 21.07.2005) "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.2004 N 96-ФЗ "О ВЫПЛАТАХ БАНКА РОССИИ ПО ВКЛАДАМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ПРИЗНАННЫХ БАНКРОТАМИ БАНКАХ, НЕ УЧАСТВУЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 10.07.2004)
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 22.12.2005) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ" (принят ГД ФС РФ 02.07.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005)
8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 04.11.2005) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" (принят ГД ФС РФ 03.04.2002)
10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) "ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ" (принят ГД ФС РФ 09.06.1999)
11. Акопова Е. С., Андреева Л.Ю. Глобализация страхового рынка: информационно-сетевая парадигма: Монография/РГЭУ. - Ростов