logo
Понятие и перспективы развития электронных денег

2. Влияние электронных денег на денежную систему. Государственное регулирование рынка электронных денег

Особенностью платежных систем, использующих электронные деньги, является то, что эквивалент денежной стоимости, заранее оплаченный их эмитенту, хранится в цифровом виде на микропроцессоре карты, на жестком диске компьютера или на другом устройстве, которым распоряжается их владелец, и может использоваться в качестве средства платежа без непосредственного участия при трансакции банка. Это является их основным отличием от платежных систем, использующих карты с магнитной полосой, где необходима связь с банком в режиме он-лайн для проведения операций по счету, а также от различных систем удаленного доступа.

Появление различных систем расчетов, использующих электронные деньги, рассматривается многими экономистами как возрождение "частных денег", которые были упразднены в развитых странах в середине XIX - начале XX веков с введением монополии центральных банков на эмиссионную деятельность. Эти процессы также сродни идеям Фридриха фон Хайека о демонополизации деятельности центральных банков в области создания денег как средства борьбы с инфляцией.

Считается, что со временем электронные деньги будут постепенно вытеснять наличные, эмитированные центральными банками, и составят им, таким образом, конкуренцию. Такие процессы уже можно наблюдать в некоторых странах. Так, в Дании, где предоплаченные карточки распространены гораздо шире, чем в других странах, наблюдается постепенный рост доли платежей с использованием при соответствующем снижении доли трансакций наличными деньгами.

Если предположить, что все большее число экономических субъектов будет предпочитать использование при расчетах электронных денег, спрос на деньги центральных банков снизится. Это приведет к снижению объема наличных денег в обращении и как следствие - ухудшению баланса центрального банка и потери им своего основного дохода - сеньоража. Кроме того, бесконтрольная эмиссия электронных денег может привести к резкому увеличению денежной массы и росту инфляции. При этом центральный банк теряет контроль за массой электронных денег, по крайней мери тех, которые выпущены небанковскими организациями, через механизм резервных денег.

Наконец, если добавить сюда распространение систем частного клиринга, возникает вопрос о необходимости дальнейшего существования центральных банков. Нужно сказать, что возможность функционирования экономики, в которой отсутствует центральный банк и даже деньги в той форме, в которой они существуют сейчас, рассматривались учеными еще в 70-х - начале 80-х (например, в часто цитируемых статьях Фишера Блэка, Юджина Фэма и Роберта Холла). С появлением электронных денег эти вопросы стали актуальными. Ниже рассмотрены основные параметры денежной системы, влияние на которые активно обсуждается в научных кругах.

В большинстве стран, законодательство, регулирующее выпуск и обращение электронных денег, находится в стадии разработки. В США его подготовкой занимается Бюджетный комитет Конгресса, в Европе - Комиссия по электронным деньгам Европейского парламента. Рекомендации и отчеты подготавливаются также Комиссией по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и экспертами центральных банков Группы десяти. В России данные вопросы относятся к компетенции Центрального банка Российской Федерации.

Серьезные шаги в области законодательства, регулирующего правоотношения в сфере эмиссии и обращения электронных денег, предприняты в последнее время европейскими законодателями. Принятая в 2000 г. Европейским парламентом директива 2000/46/ЕС, направленная на регулирования выпуска и обращения электронных денег, содержит предписание странам-членам ЕС запрещать эмиссию электронных денег лицам и организациям, которые не являются кредитными учреждениями. Таким образом, в европейском законодательстве круг эмитентов электронных денег ограничен кредитными организациями.

Однако при этом сделан еще один существенный шаг - расширение самого понятия "кредитного учреждения". Согласно директиве 2000/28/ЕС, принятой одновременно с директивой 2000/46/ЕС, к кредитным организациям отнесены также все учреждения - эмитенты электронных денег. При этом данным учреждениям запрещено заниматься предоставлением любой формы кредита. Еще одно ограничение касается минимального размера первоначального капитала кредитных организаций, который установлен на уровне 1 млн. евро. Кроме того, организациям - эмитентам электронных денег предписано направлять средства в размере не ниже их обязательств по выпущенным электронным деньгам в активы, имеющие нулевой уровень кредитного риска, а также (в пределах 20-кратного размера собственного капитала) в некоторые высоколиквидные активы.

Директива 2000/46/ЕС содержит также другие требования к эмиссии электронных денег: по ограничению структуры капитал, риска и др. Однако уж из этих положений видно, что европейские законодатели сделали выбор в пользу жестоких норм регулирования деятельности эмитентов электронных денег в отличии, например, от США, где преобладает более либеральный подход. Страны-члены ЕС должны были до 21 апреля 2002 года ввести в действие законы и процедуры, соответствующие данной директиве.

В российской практике из нормативных актов, регулирующих отношения в сфере электронных денег, можно привести лишь два вышеупомянутых указаний ЦБ № 276-У и № 277-У, в которых используется термин "предоплаченный финансовый продукт". Они регулируют порядок выдачи кредитным организациям регистрационных свидетельств на осуществление эмиссии и разрешений на распространение предоплаченных финансовых продуктов. Каких-либо специальных норм относительно порядка надзора за деятельностью таких кредитных организаций в указанных документах не содержится.

Итак, при разработке национального законодательства необходимо решить, какие финансовые институты (или не только финансовые) будут иметь право эмиссии электронных денег. Если эмитентом электронных денег являются кредитные организации, это существенно облегчает контроль за объемом электронных денег в обращении со стороны центрального банка. Однако высокий уровень начального капитала, который необходим кредитной организации, ограничивает развитие мелких платежных систем, использующих электронные деньги.

Рассмотрим еще несколько моментов, которые необходимо учесть при выработке политики государственного регулирования рынка электронных денег.

Во-первых, необходимы надзор над деятельностью по выпуску электронных денег со стороны специального государственного органа, которым может стать, в частности, центральный банк. Также представляется необходимым ввести обязательное лицензирование деятельности по эмиссии электронных денег. Надзорный орган должен, с одной стороны, контролировать выполнение норм финансовой устойчивости, ликвидности и риска, а с другой - получать необходимую статистику для расчета параметров денежного регулирования.

Во-вторых, нужно обеспечить достаточный уровень безопасности потребителя и защитить его от финансовых махинаций. Мошенничество - серьезная проблема. Общая сумма незаконных операций с чеками и кредитными карточками в Великобритании составляет около 50 млн. фунтов стерлингов в год, причем 20 млн. из них - это операции с кредитными карточками" [Лаврушин О.И. "Банковское дело"]. Для обеспечения безопасности необходимо четко сформулировать и закрепить юридическими санкциями права и обязанности участников платежных систем, использующих электронные деньги, в частности обязать эмитентов обменивать электронные деньги на наличные и безналичные деньги по первому требованию клиентов. Важно также использовать достаточно стойкие алгоритмы шифрования и защищенные протоколы передачи данных через Интернет, а также разработать стандарты функционирования платежных систем. В настоящее время в мире осуществляется более 150 отличающихся подходов и технологий. Разработкой стандартов для банков для достижения совместимости различных схем занимается Европейский комитет по банковским стандартам. Первые шаги делаются и частными организациями. В 1999г. 12 ведущих корпораций в области электронных платежей и информационных технологий объявили о создании универсального формата электронного кошелька. Для сетевых денег пока единого стандарта не существует. Наконец, для ограничения риска потерь может применятся страхование эмиссии подобно страхованию депозитов. Такая схема, возможно, будет применяться во Франции и Италии.

В-третьих, придется скорректировать методы кредитно-денежной политики. Так, многими экономистами высказывается мнение о необходимости введения обязательных резервных требований по выпущенным в обращение электронным деньгам частных эмитентов. Однако эффективность такой меры является в определенной мере спорной. С одной стороны, резервы, перечисленные в центральный банк (или в любой другой контролирующий орган), дадут дополнительные рычаги для более эффективного управления денежной массой. С другой стороны, и это отмечает, например, американский экономист Бенджамин Коэн, эмитенты электронных денег будут изобретать все новые способы, чтобы обойти существующее законодательство, или выведут операции за пределы юрисдикции государства с жесткими нормами.

Среди других мер предлагается, в частности, ввести обязательное использование денег центрального банка при проведении расчетов в пользу государственных структур, в том числе при уплате налогов, а также при осуществлении платежей самими этими организациями. Такую точку зрения высказывает, например, заместитель управляющего банка Англии Чарльз Фридмен. Однако такой механизм, по признанию самого автора, будет иметь искусственный характер, и возможен только при том случае, если центральный банк останется "правительственным" банком. К тому же во многих странах государственный сектор не является существенной частью экономики. Одним из новых методов регулирования в эпоху электронных денег, который успешно пользуется в настоящее время центральными банками Канады, Австралии и Новой Зеландии, может стать так называемая "канальная" система регулирования процентных ставок, при которой центральный регулярно устанавливает ночную (overnight) процентную ставку, исходя из которой рассчитываются депозитная и кредитная ставки по операциям с коммерческими банками. По мнению профессора Принстонского университета Майкла Вудфора, такая система остается достаточно эффективной даже при радикальных технологических изменениях, таких, например, как появление электронных денег.

При рассмотрении мер по предвещанию негативных последствий распространения частных электронных денег нужно отметить, что государство само может начать выпускать электронные деньги и, как крайний случай, ввести собственную монополию на их выпуск, объявив электронные деньги законным платежным средством и наделив, например, центральный банк, эмиссионными полномочиями. Идея введения монополии электронных денег уже высказывалась профессором В.М. Юровицким в крайне радикальной форме: полный отказ от наличных расчетов и полная прозрачность для государства всех платежей. Таким образом, можно решить проблему коррупции, теневой экономики, ухода от налогов и т.д.

Однако нужно отметить, что выпуск государством электронных денег и закрепление за ними статуса законного платежного средства связаны со значительными издержками и предполагают достаточно высокий уровень технологического развития. В большинстве развитых стран возможность эмиссии электронных денег официально пока не рассматривается, хотя идеи эти обсуждаются. Пожалуй, единственной страной, где такой путь выбран официально, является Сингапур, в котором, по сообщению информационного агентства NewsBytes, с 2008г. электронные деньги станут законным платежным средством. Однако Сингапур является страной, где уровень развития коммуникаций и подключения населения к Интернету одни из самых высоких в мире. В российских условиях пути развития и степень распространения электронных денег будут определятся спецификой развития экономики. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" ничего не говорится об оказании кредитными организациями электронных услуг. В основном все операции проводятся на основании требований, установленных в Положении Банка России от 09.04.1998 г № 23-П "О порядке эмиссии кредитными организации банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" [Тавасиев А.М. "Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов."]. Хотя развитие информационных технологий в России находится на достаточно высоком уровне, потенциальное количество их пользователей и объемы трансакций будут, скорее всего, гораздо ниже, чем на Западе. Причинами этого являются в частности, низкий уровень заработной платы, нестабильность российской финансовой системы, недоверие к ней широких слоев населения, отсутствие надлежащей инфраструктуры и малая вероятность изыскания частными эмитентами достаточных финансовых ресурсов для ее создания. Кроме того, такие особенности функционирования отечественных предприятий, как "расшивка неплатежей", "оптимизация налогообложения" и др., могут также внести специфику в развитие платежных систем, в части которых участниками может быть сделан акцент на построение систем взаимозачетов между предприятиями или изобретении схем ухода от налогов. Наконец, очевидно, что в российских условиях необходимо особое внимание уделить вопросам безопасности потребителя и защите от финансовых махинаций.

электронный деньги финансовый платежный