logo
Оценка эффективности инвестиционного проекта вывода на рынок новой услуги (на примере ОАО "Балтийский Банк")

2.1 Анализ рынка банковских услуг

В 2012 г. российский финансовый рынок развивался в условиях продолжения роста российской экономики, испытывая влияние конъюнктуры зарубежных товарных и финансовых рынков, изменения аппетита глобальных инвесторов к риску. Основные внешние шоки для российского финансового рынка в рассматриваемый период были связаны с колебаниями цен на мировом рынке энергоносителей и долговым кризисом в странах зоны евро.

Рынок банковских услуг (банковский рынок) -- очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Данное обстоятельство предопределяет множественность критериев разграничения структурных элементов рыночной системы. Поэтому правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.

Основными критериями для структурирования банковского рынка являются:

- объект купли-продажи (товар);

- целевые группы потребителей;

- пространственный признак.

Рассмотрим названные основные подходы к структурированию банковского рынка по отдельности.

Наиболее распространенным является структурирование банковскою рынка по товарному (продуктовому) признаку, т.е. по видам оказываемых услуг. В товарной структуре банковского рынка можно выделить:

- рынок кредитных услуг;

- рынок инвестиционных услуг;

- рынок расчетно-кассовых услуг;

- рынок трастовых услуг;

- рынок консультационных услуг;

- прочие рынки.

Однако на этом деление банковского рынка но товарному признаку не заканчивается. Каждый из перечисленных рынков, в свою очередь, складывается из рынков отдельных услуг, или банковских отраслей.

Каким же образом выглядит отраслевой состав банковского рынка? В рамках каждого из шести выделенных рынков сбыта банковских услуг можно выделить ряд отраслей (см.таблицу 2.1.1)

Таблица 2.1.1 - Банковские рынки сбыта и банковские отрасли

Банковские рынки сбыта

Банковские отрасли

Банковские подотрасли

Рынок кредитных услуг

Кредитование

Коммерческое кредитование

Потребительское кредитование

Косвенное кредитование

Лизинговый бизнес

Факторинговый бизнес

Форфейтинговый бизнес

Учетно-вексельный бизнес

Гарантийный бизнес

Рынок инвестиционных услуг

Сберегательное дело

Вклады до востребования

Сберегательные вклады

Инвестиционное посредничество

Срочные депозиты

Инвестиционное посредничество на фондовом рынке

Инвестиционное посредничество на рынке драгоценных металлов и художественных ценностей

Инвестиционное посредничество на рынке недвижимости

Дилинговый бизнес

Рынок расчетно- кассовых услуг

Расчетно-кассовое обслуживание

Выпуск и обслуживание пластиковых карт

Кредитные карты

Дебетовые карты

Дисконтные карты

Валютное обслуживание

Рынок трастовых услуг

Доверительное управление

Доверительное управление имуществом

Управленческое обслуживание

Агентское обслуживание

Эмиссионное посредничество

Депозитарное и трансфер-агентское обслуживание

Рынок консультационных услуг

Консультационное и информационное обслуживание

Аудиторское обслуживание

Правовое консультирование

Управленческое и финансовое консультирование

Информационное обслуживание

Образовательное обслуживание

Прочие рынки

Хранение, охрана и транспортировка ценностей

Страхование

Рекламное дело

Нотариальное обслуживание

Разработка банковских технологий

Каждая из выделенных отраслей и подотраслей будет характеризоваться своим, специфическим составом конкурентов, потребителей и поставщиков. Соответственно для каждой отрасли банк должен разрабатывать самостоятельную конкурентную стратегию.

Оценка состояния современного рынка банковских услуг в России позволяет отнести его к развивающему типу.

Как и любой другой рынок, рынок банковских услуг также имеет две движущие силы - покупателя и продавца. Причем, как первый, так и второй находятся в прямой обоюдной зависимости. Выражается это тем, что спрос и предложение должны находиться в состоянии уравновешения, иначе в проигрыше будут обе стороны, так как в системе рыночных отношений нет выигравших и проигравших.

Российские банки в 2012 г. продолжали расширять кредитование нефинансовых организаций и физических лиц, причем рост корпоративного кредитного портфеля по сравнению с 2011 г. замедлился, а розничного - ускорился. Динамика объемов кредитования определялась прежде всего спросом основных категорий заемщиков. Умеренные темпы роста российской экономики с признаками охлаждения экономической активности во втором полугодии ограничивали спрос на кредиты со стороны предприятий реального сектора и сдерживали рост ставок по таким кредитам. В то же время рост реальных доходов и усиление потребительских настроений стимулировали спрос населения на кредиты, несмотря на весьма высокий уровень ставок, обусловленный более высокими издержками и рисками розничного кредитования по сравнению с корпоративным кредитованием, а также стремлением банков обеспечить максимальную доходность операций кредитования населения. Банки продолжали ужесточать как ценовые, так и неценовые условия кредитования корпоративных заемщиков. В розничном сегменте кредитного рынка ухудшение ценовых условий для заемщиков банки компенсировали улучшением отдельных неценовых условий, учитывая высокий уровень конкуренции в этом перспективном сегменте. Качество совокупного кредитного портфеля банков в 2012 г. несколько ухудшилось из-за роста просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям.

Приоритетные направления деятельности ОАО «Балтийский Банк» в 2012 году и перспективы развития в 2013 году являются:

- кредитование субъектов Федерации, юридических и физических лиц;

- расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц (в том числе по зарплатным проектам);

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования, на определенный срок);

- выпуск и обслуживание пластиковых карт для корпоративных и частных клиентов.

Основополагающим принципом деятельности Банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечение соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов с целью минимизации рисков потери ликвидности и возникновения финансовых потерь, связанных с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность Банка.

Среди основных задач, стоящих перед Банком в 2013 году, можно выделить следующие:

- Увеличение объемов экспресс-кредитования физических лиц;

- Развитие корпоративного бизнеса путем диверсификации клиентской базы, создания её оптимальной структуры с целью повышения эффективности работы с уже существующими клиентами, так и с целью привлечения новых клиентов.

- Совершенствование системы управления рисками;

- Оптимизация филиальной сети Банка. Сокращение издержек в филиалах, рентабельность которых в острой фазе кризиса резко снизилась и укрепление филиалов, демонстрирующих потенциал развития в новых финансовых условиях, позволит Банку выйти на более высокий уровень доходности.

График 2.1.1 -ОАО «Балтийский банк» на рынке банковских услуг в России и Санкт-Петербурге.