Оценка эффективности инвестиционного проекта вывода на рынок новой услуги (на примере ОАО "Балтийский Банк")
2.1 Анализ рынка банковских услуг
В 2012 г. российский финансовый рынок развивался в условиях продолжения роста российской экономики, испытывая влияние конъюнктуры зарубежных товарных и финансовых рынков, изменения аппетита глобальных инвесторов к риску. Основные внешние шоки для российского финансового рынка в рассматриваемый период были связаны с колебаниями цен на мировом рынке энергоносителей и долговым кризисом в странах зоны евро.
Рынок банковских услуг (банковский рынок) -- очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Данное обстоятельство предопределяет множественность критериев разграничения структурных элементов рыночной системы. Поэтому правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Основными критериями для структурирования банковского рынка являются:
- объект купли-продажи (товар);
- целевые группы потребителей;
- пространственный признак.
Рассмотрим названные основные подходы к структурированию банковского рынка по отдельности.
Наиболее распространенным является структурирование банковскою рынка по товарному (продуктовому) признаку, т.е. по видам оказываемых услуг. В товарной структуре банковского рынка можно выделить:
- рынок кредитных услуг;
- рынок инвестиционных услуг;
- рынок расчетно-кассовых услуг;
- рынок трастовых услуг;
- рынок консультационных услуг;
- прочие рынки.
Однако на этом деление банковского рынка но товарному признаку не заканчивается. Каждый из перечисленных рынков, в свою очередь, складывается из рынков отдельных услуг, или банковских отраслей.
Каким же образом выглядит отраслевой состав банковского рынка? В рамках каждого из шести выделенных рынков сбыта банковских услуг можно выделить ряд отраслей (см.таблицу 2.1.1)
Таблица 2.1.1 - Банковские рынки сбыта и банковские отрасли
Банковские рынки сбыта |
Банковские отрасли |
Банковские подотрасли |
|
Рынок кредитных услуг |
Кредитование |
Коммерческое кредитование Потребительское кредитование |
|
Косвенное кредитование |
Лизинговый бизнес Факторинговый бизнес Форфейтинговый бизнес Учетно-вексельный бизнес Гарантийный бизнес |
||
Рынок инвестиционных услуг |
Сберегательное дело |
Вклады до востребования Сберегательные вклады |
|
Инвестиционное посредничество |
Срочные депозиты Инвестиционное посредничество на фондовом рынке Инвестиционное посредничество на рынке драгоценных металлов и художественных ценностей Инвестиционное посредничество на рынке недвижимости Дилинговый бизнес |
||
Рынок расчетно- кассовых услуг |
Расчетно-кассовое обслуживание |
||
Выпуск и обслуживание пластиковых карт |
Кредитные карты Дебетовые карты Дисконтные карты |
||
Валютное обслуживание |
|||
Рынок трастовых услуг |
Доверительное управление |
Доверительное управление имуществом Управленческое обслуживание |
|
Агентское обслуживание |
Эмиссионное посредничество Депозитарное и трансфер-агентское обслуживание |
||
Рынок консультационных услуг |
Консультационное и информационное обслуживание |
Аудиторское обслуживание Правовое консультирование Управленческое и финансовое консультирование Информационное обслуживание Образовательное обслуживание |
|
Прочие рынки |
Хранение, охрана и транспортировка ценностей |
||
Страхование |
|||
Рекламное дело |
|||
Нотариальное обслуживание |
|||
Разработка банковских технологий |
Каждая из выделенных отраслей и подотраслей будет характеризоваться своим, специфическим составом конкурентов, потребителей и поставщиков. Соответственно для каждой отрасли банк должен разрабатывать самостоятельную конкурентную стратегию.
Оценка состояния современного рынка банковских услуг в России позволяет отнести его к развивающему типу.
Как и любой другой рынок, рынок банковских услуг также имеет две движущие силы - покупателя и продавца. Причем, как первый, так и второй находятся в прямой обоюдной зависимости. Выражается это тем, что спрос и предложение должны находиться в состоянии уравновешения, иначе в проигрыше будут обе стороны, так как в системе рыночных отношений нет выигравших и проигравших.
Российские банки в 2012 г. продолжали расширять кредитование нефинансовых организаций и физических лиц, причем рост корпоративного кредитного портфеля по сравнению с 2011 г. замедлился, а розничного - ускорился. Динамика объемов кредитования определялась прежде всего спросом основных категорий заемщиков. Умеренные темпы роста российской экономики с признаками охлаждения экономической активности во втором полугодии ограничивали спрос на кредиты со стороны предприятий реального сектора и сдерживали рост ставок по таким кредитам. В то же время рост реальных доходов и усиление потребительских настроений стимулировали спрос населения на кредиты, несмотря на весьма высокий уровень ставок, обусловленный более высокими издержками и рисками розничного кредитования по сравнению с корпоративным кредитованием, а также стремлением банков обеспечить максимальную доходность операций кредитования населения. Банки продолжали ужесточать как ценовые, так и неценовые условия кредитования корпоративных заемщиков. В розничном сегменте кредитного рынка ухудшение ценовых условий для заемщиков банки компенсировали улучшением отдельных неценовых условий, учитывая высокий уровень конкуренции в этом перспективном сегменте. Качество совокупного кредитного портфеля банков в 2012 г. несколько ухудшилось из-за роста просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям.
Приоритетные направления деятельности ОАО «Балтийский Банк» в 2012 году и перспективы развития в 2013 году являются:
- кредитование субъектов Федерации, юридических и физических лиц;
- расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц (в том числе по зарплатным проектам);
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования, на определенный срок);
- выпуск и обслуживание пластиковых карт для корпоративных и частных клиентов.
Основополагающим принципом деятельности Банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечение соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов с целью минимизации рисков потери ликвидности и возникновения финансовых потерь, связанных с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность Банка.
Среди основных задач, стоящих перед Банком в 2013 году, можно выделить следующие:
- Увеличение объемов экспресс-кредитования физических лиц;
- Развитие корпоративного бизнеса путем диверсификации клиентской базы, создания её оптимальной структуры с целью повышения эффективности работы с уже существующими клиентами, так и с целью привлечения новых клиентов.
- Совершенствование системы управления рисками;
- Оптимизация филиальной сети Банка. Сокращение издержек в филиалах, рентабельность которых в острой фазе кризиса резко снизилась и укрепление филиалов, демонстрирующих потенциал развития в новых финансовых условиях, позволит Банку выйти на более высокий уровень доходности.
График 2.1.1 -ОАО «Балтийский банк» на рынке банковских услуг в России и Санкт-Петербурге.