logo
Оценка кредитоспособности заемщика на примере АО "Народный Банк Казахстана"

1.3 Международный опыт оценки кредитоспособности заемщика

В мировой практике кредитоспособность клиента является одним из основных объектов при определении целесообразности и форм кредитных отношений с ним. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его талантом и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможностью заработать средства для погашения ссуды и других обязательств в ходе процесса производства и обращения.

Кредитоспособность заемщика зависит от разных факторов, в том числе от его финансового положения - уровня обеспечения собственными средствами, уровня рентабельности, наличия достаточного объема ликвидных активов, финансовой дисциплинированности заемщика и его контрагентов.

Для оценки кредитоспособности необходимо учесть влияние предстоящих конъюнктурных изменений в экономике, сказывающихся на деятельности заемщика, с учетом сумм и сроков предстоящих поступлений доходов и их использования, в соответствии с обязательствами по платежам (за материалы, энергию) и погашением ссудной задолженности. Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают и в связи с таким фактором, как репутация заемщика, измерить и оценить относительное значение которой невозможно [10, с.66].

При определении кредитоспособности надо учитывать и данные о разных сторонах деятельности заемщика, условиях его работы. Наряду с цифровыми показателями можно использовать данные о репутации заемщика, что не поддается выражению в цифровом виде.

Основная цель изучения кредитоспособности - определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую сумму в соответствии с условиями договора о выдаче ссуды. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

Сложность оценки кредитоспособности заемщиков обусловила применение разнообразных подходов к такой задаче, в зависимости от особенностей заемщиков.

Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам [11, с.9].

Понятие кредитоспособности включает правовое и хозяйственно-финансовое состояние заемщика, которое определяет наличие предпосылок для получения им кредитов, а также их погашения в установленные сроки.

Кредитоспособность заемщика, в отличие от его платежеспособности, не фиксирует неплатежи за текущий период или на какую-либо дату, а прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу. Оценивается кредитоспособность на основе системы показателей, которые отражают размещение и источники оборотных средств, результаты хозяйственно-финансовой деятельности заемщика. Токката показателей зависит от особенностей построения баланса и других форм отчетности клиентов, их отраслевых особенностей, формы собственности.

При оценке кредитоспособности заемщика учитываются: правомочность, которую юридическое лицо получает только с момента государственной регистрации его устава в исполнительных органах власти, финансовая стабильность, платежеспособность и другие показатели (ликвидность баланса, состояние активов, эффективность использования средств, прибыль, наличие обеспечения или другие гарантии возвращения кредита, рейтинг).

Глубина анализа кредитоспособности зависит от наличия или отсутствия в прошлом кредитных отношений банка с конкретным заемщиком, от результатов его хозяйственно-финансовой деятельности, размеров и сроков предоставления ссуд.

Другой подход основан на системе показателей, используемых американскими специалистами, - так называемых 5 "С".

character (характер заемщика);

capacity (финансовые возможности);

capital (капитал, имущество);

collateral (обеспечение);

conditions (общие экономические условия) [12, с.8].

Под "характером" заемщика имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить всестороннюю характеристику заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.

Финансовые возможности заемщика, его способность погасить кредит определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов и перспектив изменения их в будущем. В принципе у заемщика банка есть три источника средств для погашения ссуды:

текущие кассовые поступления (cash flow);

продажа активов;

прочие источники финансирования (включая заимствования на денежном рынке) [13, с.5].

Коммерческие банки традиционно относятся к той категории кредиторов, ссуды которых погашаются за счет чистого сальдо текущих кассовых поступлений (net cash flow). Эта величина равняется чистой операционной прибыли плюс амортизационные отчисления минус прирост дебиторской задолженности минус прирост товарных запасов плюс сумма счетов к оплате.

Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменение его товарных запасов. Чаще всего с этими статьями связаны трудности в погашении займа.

Кроме первых двух критериев банк большое внимание уделяет также другим факторам, а именно акционерному капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов, а также обеспечению займа, его достаточности, качеству и степени реализуемости залога в случае непогашения ссуды.

Наконец, при рассмотрении заявки на кредит принимаются во внимание "общие условия", определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение как банка, так и заемщика: состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей аналогичного товара, налоги, цены на сырье.

Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах (квантифицировать) указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий этого кредита. В рамках дилеммы "риск - доходность" заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (а, следовательно, более подверженные риску) должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.

От полноты и достоверности информации о потенциальном заемщике зависит правильность принятия решения о выдаче кредита. В каждом конкретном банке состав и характер информации запрашиваемой у клиента и получаемой из других доступных источников может различаться, однако должны быть освещены основные вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения.

Примерный перечень вопросов задаваемых клиенту кредитным инспектором в ходе личной беседы, приведен в Приложении Г.

После беседы кредитный инспектор должен принять решение - продолжать ли дальнейшую работу с кредитной заявкой или ответить отказом.

Если предложение клиента расходится, в каких то важных аспектах с принципами кредитной политики проводимой банком, то заявку следует отклонить, объяснив заявителю причины отказа [14, с.55].

Если по итогам беседы кредитный инспектор решает продолжать работу с клиентом, то он запрашивает у клиента пакет сопроводительных документов, детальный анализ которых будет проведен на последующих этапах работы с заявкой и на основании которых заполняется кредитное досье. Состав такого пакета следующий:

финансовый отчет (баланс) фирмы за последние три года работы.

отчет о расходах и доходах.

внутренние финансовые отчеты.

внутренние управленческие отчеты.

технико-экономическое обоснование кредитуемого мероприятия.

налоговые декларации.

Кроме информации получаемой непосредственно от клиента банк старается получить информацию о нем и из других источников. Такими источниками могут быть:

материалы о клиенте имеющиеся в архиве банка;

сведения других банков, в которых этот клиент уже кредитовался;

сведения других фирм, сотрудничавших с клиентом в прошлом (его кредиторы, покупатели продукции, поставщики);

отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям).

Эксперты кредитного отдела в первую очередь обращаются к архивам своего банка. Банк может располагать центральной картотекой на всех вкладчиков и заемщиков, из которой можно почерпнуть информацию об их кредитоспособности. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях (картотека 1 и 2).

Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми уже имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материалы о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов. Торговые партнеры компании могут сообщить данные о размерах предоставленных ей коммерческих кредитов. По этим данным можно судить о том, использует клиент заемные средства эффективно или нет [15, с.44].

Кредитный отдел может также обратиться к специализированным кредитным агентствам и получить у них отчет о финансовом положении предприятия или физического лица. Отчет содержит сведения об истории компании, ее операциях, рынках сбыта, филиалах, регулярности оплаты счетов, размерах задолженности и так далее.

Но наибольшей популярностью пользуются запросы у других банков, уже имевших в прошлом контакты с данным клиентом, и у его торговых партнеров. Эти сведения особенно ценны, так как они основаны на прошлом опыте прямого общения с данной компанией.

Следует учитывать, что умышленное искажение или ненадлежащее использование конфиденциальной информации может нанести существенный вред участвующим сторонам. Особенно опасно разглашение полученных сведений. Скажем, если клиент узнает, что банк получил о нем нелестный отзыв от его поставщика, он, скорее всего, откажется от услуг этого поставщика. Если же случай с разглашением конфиденциальной информации получит широкий резонанс, банку уже никто не предоставит сведений такого рода.

Поэтому в деловом мире неукоснительно соблюдаются правила передачи конфиденциальной информации.

Таким образом, метода оценки кредитоспособности заемщика представляет собой сложный, многогранный и трудоемкий процесс. От его правильной организации зависит уровень кредитного риска, принимаемого на себя банковским учреждением.

Итак, в мировой практике существуют следующие способы оценки кредитоспособности:

на основе финансовых коэффициентов;

на основе анализа денежных потоков;

на основе анализа делового риска.

Остановимся подробнее на отдельных способах оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка.

Оценка кредитоспособности на основе финансовых коэффициентов.

В банковской практике применяется пять групп таких коэффициентов:

коэффициенты ликвидности;

коэффициенты эффективности;

коэффициенты финансового левеража;

коэффициенты прибыльности;

коэффициенты обслуживания долга.

Коэффициенты ликвидности:

Кт. л - коэффициент текущей ликвидности

Кт. л = Текущие активы/ Текущие пассивы (1.1)

Кб. л - коэффициент быстрой ликвидности

Кб. л. = Ликвидные активы/ Текущие пассивы (1.2)

Данные коэффициенты показывают, располагает ли клиент достаточными средствами для погашения краткосрочных долговых обязательств.

Обычно при уровне коэффициентов ниже 1 клиент считается некредитоспособным. В мировой банковской практике принято ориентироваться на следующие показатели коэффициента текущей ликвидности:

1, 2, 3 кл - 2,0

4 кл - 1,5

5, 6 кл - 1, 25

Коэффициенты прибыльности, характеризующие уровень доходности и рентабельности:

коэффициенты доходности:

К1 = Валовая доход/ Чистые продажи (1.3)

К2 = Чистая доход/ Чистые продажи (1.4)

К3 = Чистый операционный доход/ Чистые продажи (1.5)

коэффициенты рентабельности:

К1 = Чистый доход/ Активы (1.6)

К2 = (Чистый доход + Проценты) / Активы (1.7)

К3 = Чистый доход/ Акционерный капитал (1.8)

К4 = Чистый доход/ Сумма простых акций фирмы (1.9)

Таким образом, коэффициенты прибыльности показывают уровень эффективности использования всех средств в данной фирме.

В некоторых банках при оценке риска банк может использовать модели бальной оценки репутации заемщика. В этом случае заемщику предлагается заполнить специальные анкеты. Для принятия положительного решения необходимо, чтобы итоговая сумма баллов превысила определенный уровень.

В качестве примера приведем модель балльной оценки заемщика потребительского кредита, основанную на девяти факторах, которую в начале 1940 годов предложил американский экономист Д. Дюран:

Возраст заемщика: 0,01 балла за каждый год сверх 20 лет при максимуме в 0,03 балла. Пол: 0,4 балла - женский, 0 - мужской. Оседлость: 0,042 балла за каждый год, прожитый в данной местности, при максимуме в 0,42 балла. Занятость: 0,55 балла за профессии с низким уровнем риска для жизни, 0 - с высоким уровнем, 0,16 - за все остальные. Отрасль: 0,21 балла - для работников коммунальных служб, государственных и банковских служащих, 0 - для остальных. Стабильность занятости: 0,059 балла за каждый год на данном месте работы при максимуме в 0, 59 балла. Наличие сберегательного счета в банке: 0,35 балла. Наличие недвижимости: 0,35 балла. Страхование жизни: 0,19 балла. Критической в данной модели является сумма баллов в 1,25, то есть если итоговый балл клиента ниже указанного уровня, то кредит ему предоставлен не будет.