logo
Особенности потребительского кредитования в "Альфа-Банк"

1.3 Развитие потребительского кредитования: зарубежный и отечественный опыт

Современный этап предоставления кредитных услуг населению российскими банками начался в конце 1990-х годов. Процесс реструктуризации банковского сектора продолжался до 2000 г. Государственные меры привели к положительным результатам - за два года динамика товарооборота составила 125% по отношению к значению 1998 г., в абсолютном значении произошло его увеличение с 1042,8 млрд. руб. до 2352,3 млрд. руб. Объем выданных потребительских кредитов увеличился на 24,6 млрд. руб. до значения в 44,7 млрд. руб. в 2000 г., что обусловлено выходом на рынок потребительского кредитования в декабре 2000 г. банка «Русский Стандарт». Реализация им первой эффективной программы кредитования частных лиц в настоящее время определяется как начало первого этапа развития потребительского кредитования.

Российские экономисты выделяют 4 стадии развития рассматриваемого рынка:

- этап «первых игроков»;

- этап «бума потребительского кредитования»;

- этап «широкого внедрения новой организации потребительского кредита в связи с обострением конкурентной борьбы»;

- этап «финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования»;

- современный этап.

Первая стадия продолжалась до 2002 г. и представляла собой зарождение и начальное развитие потребительского кредитования. «Русский стандарт» не был первым банком, предлагавшим подобные услуги населению, но именно он предложил достаточно прогрессивные и лояльные условия кредитования клиентов, не требовавшие поручителей, впервые ввел скоринговую систему оценки кредитоспособности заемщика, что позволило сократить срок оформления кредита с двух недель до пятнадцати минут.

Со временем клиенты стали обращать внимание другие банки.

В 2002 г. начался второй этап развития рынка потребительского кредитования. Предоставлять данную услугу начали «ОВК-банк», «HomeCreditFinance» и «Дельта-кредит», предлагавшие похожие условия кредитования.

Если в 2000 г. темп роста потребительского кредитования составлял 162%, то к началу 2002 г. он увеличился до 211%, что обусловлено процессом стабилизации политической и экономической жизни в стране, применением коммерческими банками стратегии «агрессивных продаж». Описанные причины привели к увеличению не только объема выданных кредитов, но и просроченной задолженности. Рост спроса на потребительские кредиты привел к заметному увеличению кредитных рисков в банковской сфере. В период «бума» коммерческие банки имели возможность компенсировать принимаемые риски объемом выдаваемых ссуд, но сокращение потребительского кредитования привело к тщательной проверке банками потенциальных заемщиков и их кредитных историй.

Повышение процентных ставок и ужесточение требований банков к кредитоспособности заемщиков из-за роста просроченной задолженности привели к сокращению темпов роста до 162% в 2002 г.

Этап широкого внедрения новой организации потребительского кредита в связи с обострением конкурентной борьбы продолжался до начала мирового финансового кризиса в 2008 г. В данный период политика коммерческих банков в области потребительского кредитования носила агрессивный характер, что было обеспечено стремительным развитием рынка. Лидерами являлись крупные универсальные банки, которые предлагали своим клиентам широкую продуктовую линейку розничных и ипотечных продуктов. Банки с иностранным участием в капитале, несмотря на развитые кредитные программы, отставали в объемах кредитования населения по сравнению с первой группой, что было связано с недостаточным привлечением вкладов.

Четвертая модель представлена в основном средними и малыми банками, которые работают с ограниченным кругом клиентов и не имеют развитых региональных сетей, однако активно проявляют себя на рынке потребительского кредитования.

Объем выданных потребительских кредитов кредитными организациями за период 2006-2008 гг. неуклонно рос в абсолютном значении и достиг максимума в 4017,2 млрд. руб. в 2012 г. Одновременно имело место противоположное явление - снижение темпов прироста с 191% в 2008 г. до 135% в 2012 г.

Этап финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования обозначил резкие перемены в условиях потребительского кредитования на российском рынке.

Первое полугодие 2011 г. стало началом четвертого этапа развития рынка потребительского кредитования. Задолженность по кредитам в марте 2011 г. впервые показала положительную динамику и уже к сентябрю стала равной 3851,9 млрд. руб., что составляет 96,2% от докризисного уровня. Основную часть выданных потребительских кредитов занимает экспресс-кредитование, которое наиболее востребовано у населения в силу его удобства и простоты.

По оценкам компании FrankResearchGroup, на февраль 2015 г. в тройку лидеров в сегменте POS-кредитования входили ХКФ-банк (27,6%), ОТП-банк (17,7%) и Альфа-банк (17,5%). Рост рынка кредитных карт в отчете Банка России увязывается с развитием потребительского кредитования, а также увеличением числа зарплатных проектов. Среди других факторов отмечена возможность дистанционного банковского сервиса с помощью карт.

В дальнейшем препятствием для развития рынка потребительского кредитования может послужить увеличение Центральным банком ставки рефинансирования, что негативно отразится на объеме выданных населению кредитов.

Таким образом, появление на российском рынке в 2000 г. услуги потребительского кредитования встретило востребованность у потребителей и в течение последующих лет показывало положительную динамику развития. Однако, в дальнейшем период бума сменился рецессией, вызванной кризисом 2008 г. Первые признаки оживления на рынке потребительского кредитования относятся к марту 2012 г. Российские банки анализировали экономическую ситуацию и выбирали подходящие условия кредитования не только самостоятельно, но и ориентируясь на зарубежный опыт.

В США и странах Евросоюза потребительское кредитование является одним из самых распространенных видов банковских услуг. Широкое его распространенность объясняется высоким потребительским спросом, особенно со стороны среднего класса - например, рабочие и служащие при покупке автомобилей в семи из десяти случаев пользуются кредитом, а руководители высшего звена - лишь в семи из десяти. Данное утверждение подтверждают и социологические опросы, согласно которым около 70% американцев в возрасте от 25 до 34 лет пользуются кредитом, и лишь 25% - в возрасте от 65 лет.

Наибольшее распространение потребительский кредит получил в США: только за период 1970-х гг. наблюдался троекратный рост остатков по потребительскому кредиту, который к началу 1990-х гг. превышал сумму в 600 млрд. долларов. Росту кредитования физических лиц способствовала благоприятная макроэкономическая ситуация.

Американское законодательство рассматривает потребительский кредит с двух сторон в зависимости от целей его использования. Помимо кредитов на покупку товаров длительного пользования отдельно выделяют ипотечные кредиты.

Классификация кредитов по целевому назначению отличается от той, что принята в российской науке, и подразумевает выделение следующих его видов:

- кредит на ремонт дома;

- кредит на потребительские цели;

- кредит частному лицу на необусловленные цели;

- кредит на учебу или стажировку.

По характеру погашения и кругооборота средств выделяют кредит, погашаемый постепенно и единовременно. Кредит, погашаемый разовым взносом должника обычно предоставляется коммерческими банками или торговыми организациями. Однако наибольшее распространение получил кредит, погашаемый двумя и более взносами, что в основном связано с развитием возобновляемого / револьверного кредита.

Если в предыдущие десятилетия в Великобритании и Франции расширение банков, развитие кредитования и процентные ставки находилось под прямым государственным контролем как часть антиифляционной политики, то к началу 1980-х гг. процессы децентрализации кредитования привели к масштабному его расширению. Кредиты частному сектору в Великобритании увеличились с 27,5% до 116% от ВВП к 1990 г.; темп прироста кредитов физическим лицам составил 15,1%. Расширению потребительского кредитования также способствовали экономический рост и развитие НТП, вследствие чего произошло увеличение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, реформы налоговой системы, общее повышение благосостояния населения.

Однако в 1990-е гг. темп роста рынка потребительских кредитов сократился. В Великобритании прирост выданных кредитов населению снизился с 15,1% до 7,9%. Подобное сокращение было вызвано общим экономическим спадом в Европе и США.

В Великобритании существует несколько следующая классификация потребительских кредитов:

- кредит на потребительские цели;

- формирование личного кредитного плана;

- кредит с погашением в рассрочку;

- денежный кредит с разовым погашением;

- кредит на неотложные нужды и так далее.

Несмотря на схожесть классификаций потребительских кредитов в России и за рубежом, главное различие заключается в более подробном их выделении в российской науке.

Вначале 2000-х гг. наблюдается сокращение кредитов. Это объясняется общей экономической нестабильностью еврозоны. Значительную роль в данной ситуации сыграли ожидания рынка. Предполагалось, что введение новой валюты позволит обеспечить значительный толчок в развитии экономики, неожиданно был достигнут противоположный результат. Повышение цен на энергоресурсы привело к общему их повышению, что нарушало обозначенный лимит темпа инфляции в 2% в год. Все это, а также ослабление евро и нестабильность экономики США, привели к снижению темпов прироста реального ВВП с 3,4% в 2000 г. до 0,8% в 2002 г. Кризис коснулся и банковского сектора, оказав влияние на потребительское кредитование.

В таких странах как Швеция и Финляндия в течение 1980-х гг. наблюдался кредитный бум - объем выданных кредитов населению увеличился за 10 лет в 4 раза. Однако последовавший за ним банковский кризис привел к резкому уменьшению темпов прироста до - 5,5%: рецессия привела к снижению потребительского спроса, и домохозяйства предпочитали сохранять имеющиеся денежные средства вместо привлечения дополнительных.

Таким образом, потребительский кредит - это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера.

Главной особенностью товарного кредита является то, что он выдается на покупку определенного товара. При этом расчеты с магазином банк производит самостоятельно безналичным путем - клиент денег на руки не получает.

На сегодняшний день рынок потребительского кредитования активно работает и развивается. На сегодняшний день на рынке существует более 200 банков. В связи с этим, конкуренция между банками постоянно растет. Обеспечение нормальной конкурентной среды является необходимой составляющей рынка и служит условием для соблюдения интересов потребителей, повышения количества и качества предоставляемых услуг. Именно конкуренция заставляет банки задумываться о том, что потребности потребителей приоритетны над интересами производителей услуг. Поэтому банки стремятся: во-первых, улучшать условия предоставления кредита, во-вторых, совершенствовать сервис и, в-третьих, постоянно отслеживать политику возможных рисков. Поэтому выбранная тема дипломной работы является на сегодняшний день актуальной и значимой.