1.2 Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиентов
В практике банков применяются различные подходы к определению кредитного риска физических лиц, начиная с субъективных оценок кредитными экспертами коммерческих банков и заканчивая автоматизированными системами оценки риска.
Платежеспособность клиента -- это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.
Кредитоспособность -- это лишь возможность предприятия погасить ссудную задолженность.
В банковской практике при рассмотрении заявки на кредит оба эти понятия существуют в тесной взаимосвязи.
Ведь без анализа платежеспособности существует опасность проявления в будущем факторов, которые прямо повлияют на кредитоспособность клиента.
В то же время кредитоспособность клиента может быть гораздо выше его платежеспособности, так как погашение кредита возможно из средств, полученных от реализации заложенного имущества, а также за счет средств гаранта (поручителя).
Схема проведения анализа финансового состояния предприятия
Итогом оценки кредитной заявки должно быть:
-- формулирование выводов о кредитоспособности заемщика;
-- определение вида и характеристик кредитного продукта, которые в наибольшей степени соответствуют общему направлению развития бизнеса банка с данным клиентом.
Оценка кредитных заявок обычно основывается на применении комплексной рейтинговой системы оценки кредитных заявок, которая проводится в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска кредитных продуктов (т.е. путем начисления баллов по заранее принятым критериям).
При этом заполняется краткое досье клиента по установленной форме.
Вместе с тем процесс оценки качества заявки не должен сводиться исключительно к ее анализу по указанной рейтинговой системе классификации (т.е. к расчету группы риска), поскольку такая классификация не может учесть все факторы, влияющие на итоговую оценку конкретной кредитной заявки.
Кроме того, ориентация на чисто количественный метод анализа часто приводит к слишком общим выводам, в которых игнорируются особенности, присущие конкретному клиенту или продукту, а также не принимаются во внимание факторы, влияющие на группу риска.
Например, при одинаковом уровне риска заемщиков обороты по их счетам, показатели их финансового состояния и их доходность для банка (т.е. факторы, которые необходимо принимать во внимание при решении вопроса о предоставлении кредита) могут сильно различаться.
Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев:
-- качество управления компанией (уровень менеджмента);
-- характер кредитуемой сделки;
-- опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история);
-- состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение конкретного клиента в указанной отрасли;
-- финансовое положение клиента;
-- возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.
Руководство должно обладать достаточно высокой компетенцией и опытом, чтобы ставить реалистичные финансовые цели и задачи.
Опыт работы банка с клиентом (характер взаимоотношений с клиентом).
Прежде всего, кредитный инспектор должен оценить прочность взаимоотношений банка с клиентом и его историю.
К факторам, которые нужно проанализировать при оценке характера взаимоотношений банка с клиентом, относятся:
-- длительность взаимоотношений заемщика с банком по кредитованию, предоставлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски, по расчетно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг (продуктов);
-- количественные параметры операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, гарантий и др., суммы оборотов по счетам, суммы депозитов и др.);
-- кредитная история.