logo
Оптимизация депозитных операций коммерческого банка на примере ОАО "Уралпромбанк"

1.1 Нормативное регулирование осуществления депозитных операций коммерческого банка

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основываются на Законе РФ «О банках и банковской деятельности».

Коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических и физических лиц путем совершения операций и оказания услуг, что предусмотрено вышеуказанным Законом РФ. Основной целью их деятельности является получение прибыли. Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от ЦБ РФ. Банки имеют право создавать дочерние банки и дочерние кредитные учреждения. В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций.

Нормативные документы, регулирующие деятельность банка

Основными источниками банковского права являются: Конституция РФ, Федеральные законы РФ, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Указы Президента, Постановления правительства, Инструкции и приказы Центрального банка РФ.

Конституция как основной закон государства в качестве источников банковского права устанавливает основные начала и принципы функционирования банковско-кредитной системы.

В качестве общих законов следует рассматривать, прежде всего, ГК РФ, нормы которого конкретизируют и развивают нормы конституции. С одной стороны он регулирует отдельные отношения в сфере банковской деятельности, такие как договоры банковского счета и банковского вклада, расчетные отношения с использованием аккредитива, инкассо, чека и некоторые другие. С другой - занимая более высокое место в иерархии нормативно-правовых актов, чем Федеральные законы, он устанавливает более общие положения, и поэтому содержание законов не должно противоречить нормам ГК РФ (п.2.ст.3).

В качестве специальных банковских законов выступают и составляют основную часть источников банковского права закон "О Центральном Банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 г. №86-ФЗ с изменениями, который закрепляет правовое положение Центробанка как органа возглавляющего банковско-кредитную систему РФ. Его полномочия, права и обязанности в отношении банков и других коммерческих организаций, в сфере контроля и регулирования деятельности различных субъектов банковской системы. Также закон "О банках и банковской деятельности", который устанавливает основные требования к банкам при осуществлении ими банковских операций, права и обязанности банков при взаимоотношениях с государственными органами, ЦБ РФ, а также клиентами банков - физическими и юридическими лицами.

Основные нормативные акты, регулирующие депозитные операции:

– Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-I, в ред. от 21.03.2002;

– Гражданский кодекс РФ: ст. 834 - 844 (глава 44), ст. 845 - 860 (глава 45), ст. 395, 809, 818 ч. 2;

– Положение ЦБ РФ № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98;

– Письмо ЦБ РФ «О депозитных и сберегательных сертификатах банков» от 10.02.92 № 14-3-20 в ред. Писем ЦБ РФ от 31.08.04 N 333-У, от 29.11.2005 N 857-У;

– Положение N 203-П О порядке проведения центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации от 23.07.2007 (в ред. N 1870-У, 04.06.2008 N 2019-У);

– Положение ЦБ РФ " №242-П от 16 декабря 2003г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

– Положение №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 26.03.2007.

– Положение Банка России от 30.12.99г. №103-П «о порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных» сертификатов с изменениями и дополнениями.

Отношения по банковским вкладам (депозитам) между банками и вкладчиками регулируются гл. 44 ГК РФ. К отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются также правила о договоре банковского счета (гл. 45 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами гл. 44 ГК РФ или не вытекает из существа договора банковского вклада.

По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (коммерческий банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить вклад и выплатить проценты на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Нормы, регулирующие отношения по банковским вкладам физических лиц, содержащиеся в ст. 36-39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», применяются в части, не противоречащей нормам Гражданского кодекса РФ. Привлекать вклады могут только банки и кредитные организации, имеющие лицензию на проведение такой операции. Нормы Гражданского кодекса РФ прямо допускают возможность внесения в коммерческие банки денежных средств как физическими, так и юридическими лицами, устанавливая лишь особенности регулирования отношений с участием различных субъектов.

Договор банковского вклада является односторонним, так как обязанности лежат только на одной стороне -- коммерческом банке. Этот договор, как правило, является возмездным. Договор банковского вклада является реальным. А это означает, что обязанность коммерческих банков по выплате полученных сумм и начисленных процентов возникает лишь при фактическом принятии этих сумм от вкладчиков. Принятый вклад отражается на открываемом коммерческим банком депозитном счете.

Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором. В силу этого банк, которому предоставлено право принимать вклады от физических лиц, обязан принимать их от каждого обратившегося к нему гражданина. Условия договора банковского вклада должны быть одинаковыми для всех потребителей. Служащие банка не могут оформлять договор банковского вклада на особо льготных условиях. Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора банковского вклада с гражданами.

Обязанность банка заключить публичный договор обеспечивается возможностью вкладчика обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возложением на банк обязанности при необоснованном уклонении от заключения договора возместить гражданину причиненные этим убытки (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме под страхом его недействительности. В отличие от общих правил, установленных для оформления письменных договоров ст. 434 ГК РФ, письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом, либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

У вкладчика нет вещных прав на внесенную в коммерческий банк сумму. Требование о ее возврате обеспечивается применением к банку тех мер имущественной ответственности, которые предусмотрены гражданским законодательством в качестве средств обеспечения исполнения обязательств (гарантий, поручительством и т. п.), а также применением к банку мер ответственности (взыскание убытков, неустойки, штрафы). Однако законодательством предусматриваются и специальные меры обеспечения возвратности вкладов (ст. 840 ГК РФ): банки обязаны обеспечить возврат вкладов граждан путем обязательного страхования.

Способы обеспечения банком возврата вкладов юридическим лицам определяются договором банковского вклада. При его заключении банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспечении возврата вклада.

Статьей 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлено, что процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются банком по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Банк не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством или договором с клиентом. Например, по вкладам «до востребования» банк вправе в одностороннем порядке изменять размер процентов, если иное не предусмотрено договором.

Отсутствие в условиях договора банковского вклада размера процентов, уплачиваемых банком, не влечет его недействительности. В этом случае согласно ст. 838 ГК РФ величина процента определяется в соответствии с требованиями п. 1 ст. 809 ГК РФ: при отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, -- в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Банковский контроль за деятельностью клиентов носит в основном гражданско-правовой характер и направлен на обеспечение интересов самого банка; контрольных полномочий в административном порядке коммерческие банки не имеют. Сегодня лишь в указанных законодательством случаях банки правомочны осуществлять финансовый контроль в интересах государства. В частности, на банки возложено проведение валютного контроля, также они следят за соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями порядка ведения кассовых операций, условий работы с денежной наличностью.

Согласно Федеральному закону о Центральном банке РФ, в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет функции валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определения порядка расчетов с иностранными государствами; организации и осуществления валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством страны являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России.

Центральный банк РФ согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» считается основным органом валютного регулирования в стране. Банковские операции с иностранной валютой разделяются по степени нарастания их сложности и рискованности на:

- ведение валютных счетов клиентуры;

- неторговые операции (операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка);

- установление корреспондентских отношений с иностранными банками;

- операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;

- операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем рынке;

- кредитные операции по привлечению и размещению валютных средств внутри РФ;

- кредитные операции на международных денежных рынках;

- валютные (депозитные и конверсионные) операции на международных денежных рынках.

Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, являются агентами валютного контроля.

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития российской экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной экономике, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы - Центрального Банка. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ хранения денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов.

Рисунок 1 - Основные операции коммерческого банка

Кроме того, масштабы деятельности банков зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Банковские ресурсы представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций.

Под собственными средствами банка следует понимать различные фонды, создаваемые банком для обеспечения его финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности, а также полученную прибыль по результатам деятельности.

Собственные средства банка состоят из различных фондов, имеющих свое целевое назначение и различные источники формирования, которые в обобщенном виде можно представить на рисунке 2.

Рисунок 2 - Формирование собственных средств коммерческого банка

Собственные средства банка выполняют несколько важных функций:

1) Защитная функция. Значительная доля активов банка (примерно 88%) финансируется вкладчиками. Поэтому главной функцией акционерного капитала банка и приравненных к нему средств является защита интересов вкладчиков. Защитная функция собственных средств означает возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае банкротства банка. Тема защитной функции капитала банка особенно актуальна сегодня, поскольку в нашей стране существует ряд проблем. С одной стороны, еще не создана эффективная система страхования депозитов; с другой - нестабильная экономическая ситуация приводит к банкротству банков и потере вкладчиками своих средств. Поэтому для нашей страны наличие собственного капитала является первым условием надежности банка.

2) Оперативная функция. Для начала успешной работы банку необходим стартовый капитал, который используется на приобретение земли, зданий, оборудования, а также создание финансовых резервов на случай непредвиденных убытков. На эти цели используется также собственный капитал.

3) Регулирующая функция. Помимо обеспечения финансовой основы для операций и защиты интересов вкладчиков, собственные средства банков выполняют также регулирующую функцию, которая связана с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков, а также с законами и правилами, позволяющими государственным органам контролировать проводимые операции.

Собственный капитал банка - основа наращивания объемов его активных операций. Поэтому для каждого банка чрезвычайно важно находить источники его увеличения. Ими могут быть: нераспределенная прибыль прошлых лет, включая резервы банка; размещение дополнительных выпусков ценных бумаг или привлечение новых пайщиков. В составе собственных средств банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды, а также нераспределенную в течение года прибыль.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что значение собственных ресурсов банка состоит, прежде всего, в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы, без которых банк не может начать свою деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.

Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

Центральный банк РФ и уполномоченные банки и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ проводят проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивают и получают документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов; выдают предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; применяют установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.