Облигации как объект инвестирования

курсовая работа

2. Российский рынок государственных облигаций

Осенью 1992 г. Центральный банк пригласил все крупные российские банки принять участие в формировании государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Тогда откликнулись только шесть банков. С мая 1993 г. рынок ГКО начал функционировать. Сейчас на рынке ГКО торгуют свыше 50 банков. ГКО - это беспроцентные краткосрочные государственные облигации, которые выпускаются в безбумажной электронной форме с дисконтом, т.е. их доходность определяется как разница между ценой покупки и курсом продажи. Эмиссия ГКО проводится еженедельно. Эмитентом облигаций является Министерство финансов России, обслуживает обращение Центральный банк России. Первичное размещение и вторичное обращение облигаций производятся в электронной сети Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Срок обращения облигаций каждого выпуска составляет три, шесть и двенадцать месяцев. Потенциальными владельцами ГКО являются юридические и физические лица. Первичное размещение ГКО производится на ежемесячных аукционах по цене ниже номинала (с дисконтом), погашение - по номинальной стоимости. Вторичное обращение облигаций происходит на ежедневных торгах на ММВБ по рыночной стоимости. Объем первого выпуска облигаций ГКО составлял 1 млн. руб. Номинальная стоимость одной облигации первоначально составляла 100 000 руб. Сегодня объемы эмиссии составляют триллионы рублей, а номинальная стоимость облигации - 1 млн руб.

Привлекательность ГКО состоит в следующем. Во-первых, рынок государственных краткосрочных облигаций является высоконадежным рынком, так как он обеспечивает погашение облигаций по стоимости по истечении срока, на который они выпущены. Во-вторых, рынок государственных краткосрочных обязательств - это доходный рынок. Он реализует возможность физических и юридических лиц выгодно разместить свои средства. Причем доходность этого рынка зачастую превышает доходность рынка кредитных и валютных операций. Рынок ГКО - фактически первый классический фондовый рынок с колебаниями курса акций, на которых можно "играть", т.е. извлекать денежный доход. При этом доход по государственным ценным бумагам не облагается налогом. В-третьих, достоинство рынка ГКО заключается в том, что это совершенно открытый, наблюдаемый рынок. Правомерность сделок на нем контролируется представителями Минфина РФ, ЦБ РФ и биржи. Рынок ГКО позволил государству привлечь в 1994 г. около 6 трлн руб. (с учетом погашения облигаций), в 1995 г. - около 10 трлн руб. Это - средства банков и населения, которые используются для неинфляционного закрытия бюджетного дефицита.

Качественный скачок в развитии рынка государственных ценных бумаг связан с выпуском летом 1995 г. облигаций Федерального займа (ОФЗ).

ОФЗ - это среднесрочные государственные облигации, которые выпускаются в безбумажной (электронной) форме с изменяемым процентным купоном, выплачиваемым поквартально. Срок их обращения - 378 и 553 дня (по российскому законодательству среднесуточными являются облигации со сроком обращения более одного года).

Облигации Федерального займа, так же как и ГКО, продаются ниже номинала, а погашаются по номиналу, обеспечивая доход по этим облигациям. Но, помимо этого дохода, ОФЗ имеют еще и купонный доход, выплачиваемый раз в квартал. Ставка купонного дохода может изменяться в зависимости от ситуации на рынке. Отличие ОФЗ от других государственных ценных бумаг состоит и в том, что срок их обращения впервые превышает один год. Это обеспечивает инвесторам спокойствие на более длительный период, принося в то же время каждые три месяца купонный доход. В результате ОФЗ становятся привлекательными не только для предприятий, но и для российских граждан. Не случайно примерно 80% ОФЗ куплено банками по заявкам клиентов, а не на деньги самих банков.

Первый аукцион по продаже ОФЗ состоялся в июне 1995 г. на Московской межбанковской валютной бирже. На продажу Министерство финансов предложило облигации Федерального займа на сумму в 1 трлн руб. Реально было куплено ценных бумаг на 587,6 млрд. руб. Эти результаты расцениваются специалистами как успешные, так как впервые ценные бумаги продавались на первых торгах более чем на 0,5 трлн руб.

В 1995 г. правительство России с помощью ОФЗ не только профинансировало значительную часть дефицита государственного бюджета, но и смогло снизить ажиотажный спрос на рынке краткосрочных облигаций. Кроме того, ОФЗ являются еще одним инструментом для диверсификации кредитных портфелей российских инвесторов.

Другими государственными ценными бумагами на российском рынке облигаций выступают:

облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в сентябре 1995 г. с целью привлечения денежных средств широких слоев населения для финансирования дефицита государственного бюджета. Облигации выпускаются сроком на 1 год и имеют 4 купона, выплата процентного дохода по которым осуществляется в конце соответствующего купонного периода. К октябрю 1996 г. на рынке ОГСЗ размещены 8 серий облигаций номинальной стоимостью в 100 000 и 500 000 руб. Характерной чертой рынка ОГСЗ является постоянное превышение спроса над предложением. Это объясняется тем, что, сохраняя все основные свойства государственных ценных бумаг (надежность, ликвидность, высокая доходность), ОГСЗ стали важным инструментом аккумуляции сбережений населения, для которых раньше доступ на рынки государственных ценных бумаг был практически закрыт;

облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ или ВВЗ). Данными облигациями Министерство финансов формально обеспечило долговые обязательства Внешэкономбанка СССР. Они депонированы в долларах США и являются наряду с ГКО важнейшим инструментом фондового рынка. Облигации ВВЗ являются особой ценной бумагой, выгодно отличаясь тем, что котируются на мировых фондовых рынках. В обращение были выпущены облигации пяти траншей со сроком погашения 1, 3, 6, 10 и 15 лет, предусматривающие купонные выплаты в размере 3% номинала.

Рынок государственных облигаций характеризуется масштабным разрастанием, что связано с неустойчивостью экономической и политической ситуации в стране, переизбытком предложения на рынке акций приватизированных предприятий, обеспечивающим низкий спрос на акции. В этих условиях большинство потенциальных инвесторов предпочитают вкладывать средства в высокодоходные ликвидные и надежные государственные бумаги. На середину 1996 г. практически все рублевые сбережения российских предприятий и граждан (более 90%) были вложены в государственные ценные бумаги. Концентрация на операциях с государственными ценными бумагами сделала российский рынок капитала более неустойчивым, а банковскую систему - в высшей степени зависимой от государственной политики. Достаточно высокие уровни доходности по государственным облигациям инициируют повышение общего уровня цены заемных ресурсов, в т.ч. банковского кредита - важнейшего источника инвестиций, что препятствует инвестициям в реальный сектор экономики.

Главная задача совершенствования рынка ценных бумаг заключается в ликвидации однобокости его развития. До сих пор преимущественное развитие на фондовом рынке имеют межбанковский кредит, государственные краткосрочные облигации и валютные операции. Долгосрочные операции, связанные с инвестированием капитала в производство, остаются насущной потребностью развивающейся рыночной экономики. Другая, не менее важная проблема - совершенствование правового регулирования со стороны государства. Нормативные акты все еще имеют много противоречий, не детализированы. Государственные органы должны усилить надзор за применением правил функционирования фондового рынка.

Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг в России предполагает наращивание его объемов. Для того чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся рынков, его объем должен быть увеличен в 10 - 15 раз, а биржевой рынок - в несколько десятков и даже сотен раз. Для развитых рынков этот показатель составляет 60 - 90% ВВП. Важным этапом в развитии фондового рынка должна стать организация вторых эмиссий приватизированных предприятий, расширение рынка облигаций за счет операций с банковскими и корпоративными облигациями, муниципальными облигациями и облигациями государственных учреждений.

Структура российского финансового рынка с точки зрения инструментов, обращающихся на нем, пока не может быть признана сбалансированной и устойчивой. Большую долю рынка занимает высокорискованный вексель. Доля корпоративных облигаций пока невелика (около 2% капитализации рынка акций). При этом половина выпущенных облигаций не могут считаться "рыночными" бумагами. В последние годы выпуск облигаций стал использоваться для финансирования текущей деятельности и проектов компаний, наметился переход к рублевым займам. Однако для рынка облигаций характерны невысокий объем торгов и крайне низкие сроки заимствования.

Важными организаторами торговли сегодня по-прежнему выступают биржи. В настоящее время в России активно действуют две фондовые биржи - Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и объединенная площадка Фондовой биржи РТС и Фондовой биржи "Санкт-Петербург" (РТС-СПб). Все остальные торговые площадки, даже имеющие лицензию организатора торговли, не играют существенной роли в биржевом обороте либо вообще не проводят торгов. ММВБ является лидером по торговле корпоративными облигациями и рублевой торговли с акциями. Основные торговые члены на ММВБ - это невысококапитализированные российские компании, ориентированные на торговлю небольшими лотами для российских клиентов. РТС-СПб специализируется на торговле производными инструментами на акции и фондовые индексы. Кроме корпоративных акций и облигаций на фондовом рынке обращаются государственные ценные бумаги - облигации, являющиеся основным инструментом внутреннего долга России. В 2002 г.89% внутреннего долга приходилось на долю ОФЗ - среднесрочные облигации, имеющие фиксированные или плавающие годовые, полугодовые или квартальные купоны, меньшая доля - ГКО.

На ММВБ сегодня обращаются лишь 30% облигаций внутреннего долга, тогда как до кризиса эта доля составляла около 80%. Сокращение доли ценных бумаг, обращающихся на ММВБ, связано с реструктуризацией портфеля ГКО-ОФЗ Банка России в долгосрочные и низкодоходные облигации, сделавшей этот портфель нерыночным по своим характеристикам. В настоящее время портфель Банка России составляет около половины всего внутреннего долга.

С одной стороны, такая структура долга - это шаг назад по сравнению с его докризисными (рыночными) характеристиками. Вместе с тем более высокая доля нерыночных инструментов делает рынок внутреннего долга более стабильным, ибо такая структура больше соответствует реальным возможностям управления долгом и хеджирования рисков по внутренним заимствованиям. Кроме того, ГКО и ОФЗ предназначены для самого широкого круга инвесторов - резидентов и нерезидентов, кредитных организаций, институциональных инвесторов, нефинансовых предприятий и населения. Поэтому в структуре внутренних заимствований эти ценные бумаги останутся преобладающими.

Динамика развития российского рынка ценных бумаг в долгосрочной перспективе будет определяться в основном внутренними факторами - проводимой экономической политикой Правительства РФ и процессом законотворчества на финансовых рынках. Масштабы государственных внутренних заимствований определяет бюджетная политика. В связи с этим динамика внутренних заимствований и внутреннего долга будет зависеть от двух факторов - сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета, а также соотношения внутренних и внешних заимствований.

На рынке корпоративных ценных бумаг в период до 2010 г. при условии создания необходимой правовой основы ожидается возникновение двух новых крупных секторов рынка краткосрочных долговых инструментов - коммерческих бумаг и ипотечных ценных бумаг. Достаточно активное внедрение новых инструментов связано с развитием финансового рынка по американской модели. Если российский финансовый рынок пойдет по пути германской модели, развитие новых краткосрочных финансовых инструментов будет менее активным. В государственном регулировании рынка ценных бумаг основной упор делается на раскрытие информации и защиту прав акционеров и инвесторов, а также на снижение нормативов достаточности капитала и общих входных барьеров.

Развитие организованного рынка ценных бумаг в России будет сопровождаться расширением круга инструментов, обращающихся на нем, и формированием единого комплекса фондовой торговли с едиными стандартами функционирования.

Делись добром ;)