Кредитно-банковская система Республики Беларусь

курсовая работа

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

На современном этапе развитие кредитно-банковской системы в Республике Беларусь происходит медленно. Одной из важных проблем, например в кредитно-банковской системе является роль кредита, которая реализуется далеко не полностью. Активному участию кредита в регулировании отраслевых пропорций препятствует недостаточность развития рыночных начал в экономике. В частности, только начинает формироваться рынок ссудных капиталов, незакончено формирование кредитной системы, адекватной рыночным отношениям, незавершен процесс демонополизации и децентрализации экономики. Деятельность коммерческих банков по кредитованию народного хозяйства еще не полностью соответствует принципам рыночного хозяйства. Регулирующее воздействие кредита на воспроизводственные пропорции осложняется также кризисом производства и развитием инфляционных процессов. В этих условиях кредитное перераспределение приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя тем самым нарушению макроэкономической сбалансированности.

В настоящее время происходит дальнейшее развитие кредитно-банковской системы в Республике Беларусь, и, прежде всего ее функций. Наряду с основной функцией - аккумуляцией свободных денежных средств и превращении их в ссудный капитал - развиваются другие функции, такие, как прием вкладов и открытие по ним различного рода счетов, организация выпуска акций и облигаций, прием ценностей на хранение, операции в посредничестве в платежах. Кредитно-банковская система берет на себя выполнение операций с деньгами отдельных предприятий и организаций, создает такие орудия обращения, которые заменяют сначала золото, а затем и кредитные деньги безналичным расчетом. Кредитно-банковская система проникает во все сферы хозяйственной жизни, если говорить о ее положении в современных условиях, то с полным основанием можно сказать, что ей принадлежит центральное место в экономическом воспроизводстве. Кредитно-банковская система как стержневая часть кредитной системы по всей формальной организации и централизации представляет собой самое искусное и совершенное творение, к которому вообще приводит развитие экономических отношений.

Новые международные требования к банковскому капиталу, установленные в странах, оказывающих доминирующее влияние на мировом финансовом рынке, повлияли и на кредитно-банковскую систему Республики Беларусь. В частности, Национальный банк Республики Беларусь вынужден увеличивать минимальный размер уставного фонда банков, других нормативных требований. Новые стандарты заставляют банки в Республике Беларусь, и во всем мире развивать новые формы услуг, которые приносят доход банку и в тоже время позволяют избегать излишнего риска или пользоваться привлеченными ресурсами. Именно поэтому такие новые банковские услуги, как финансовое планирование, деятельность инвестиционного банкира, андеррайтинг, финансовое консультирование, а также продажа страховых и взаимных фондов, стали высоко цениться и предлагаются банками.

Следует отметить, основным направлением развития кредитно-банковской системы в Республике Беларусь являются, во-первых, дифференциация и внедрение новых банковских продуктов, во-вторых, автоматизация филиалов, отделений. Компьютерные системы, управляющие информацией о клиентуре, определяют новые возможности сегментации потребительского рынка, введение соответствующих продуктов и рыночной стратегии.

Таким образом, как показывает практика, В современном функционировании экономики любое государства большую роль играет кредитно-банковская система и, прежде всего ее центральный банк. Денежное обращение активнейшим образом влияет на протекание процессов воспроизводства. Сознательное воздействие на параметры денежной системы важно не только как способ влияния на функционирование денежного и ссудного капиталов, но и как метод регулирования экономики в целом. Конституция Республики Беларусь наделила Национальный банк Беларуси исключительным правом эмиссии денег, закрепила за ним функции регулирования денежного обращения, кредитных отношений и определения порядка расчетов в стране. Вместе с тем регулирование денежного обращения и кредитных отношений означает макроэкономическое регулирование экономики.

Законодательством Беларуси установлено, что главнейшей задачей Национального банка Республики Беларусь является выработка и проведение денежно-кредитной (монетарной) политики белорусского государства, направленной на обеспечение внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля и поддержание стабильных цен. Для достижения этих целей Национальный банк Республики Беларусь должен располагать самостоятельностью и автономией среди других властных государственных структур. Мировой опыт свидетельствует, что степень независимости центрального банка влияет на большинство макроэкономических показателей, прежде всего на уровень стабильности цен, а также экономический рост и уровень безработицы. Наиболее независимым от законодательной и исполнительной властей являются центральные банки Германии, Швейцарии и США. В этих странах на протяжении десятилетий среднегодовой уровень инфляции является весьма низким.

В условиях транзитивной белоруской экономики и незавершенности этого процесса денежно-кредитная политика Республики Беларусь должна, прежде всего, содержать в себе важнейшие черты монетаристской теории. Однако монетаристский подход не может претендовать на абсолютную универсальность. Монетарная политика зависит от конкретных исторических условий. Причем эта политика должна быть твердо состыкованной с экономической политикой правительства, направленной на перевод административной экономики, на путь рыночной. На начало 2004 года на территории Беларуси функционировало в нормальном режиме 25 коммерческих банков, среди них 20 совместных банков с участием иностранного капитала. Еще 5 банков находилось в стадии банкротства или ликвидации. Насчитывается более пятисот филиалов банков. Суммарный размер уставного фонда банков составлял на 1 января 2004 года 317 миллиардов рублей, или 201 миллион долларов, собственного капитала - 592 миллиарда рублей, или 375 миллионов долларов. В уставных капиталах банков доля иностранного капитала составляет 10%, в том числе средства российских инвесторов - 4%. В активах банковской системы доля банков с участием иностранного капитала составляет 26%. Кроме того, есть 2 небольших банка со 100%-ным капиталом. Однако их доля в активах банковской системы составляет лишь 0,5%. За 2001 год иностранные инвестиции в банковское дело составили 9 миллионов долларов. С учетом этого уставный фонд банков увеличился в реальном выражении на 3,2%. Однако из-за падения курса белорусского рубля на 33,9% реальная величина уставных фондов шести основных системообразующих банков уменьшилась на 6,1%. Собственный капитал банков вырос в целом на 4,5%, в том числе системообразующих банков - на 2,8%.

С 01.01.2002 года введены новые правила регулирования деятельности банков, в соответствии с которыми для банков установлены следующие минимальные нормативы по размерам собственного капитала: для банка, который может быть зарегистрирован с выдачей общей лицензии, - 2 миллиона евро; для дочернего банка иностранного банка и для банка, имеющего генеральную лицензию, - 5 миллионов евро; для банка, имеющего лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, - 10 миллионов евро.

На начало 2004 года из двадцати пяти функционирующих банков собственный капитал свыше 5 миллионов евро сформировало 17 банков, в том числе свыше 10 миллионов евро - 10 банков. На территории Беларуси зарегистрировано 9 представительств иностранных банков России, Польши, Германии и стран Балтии.

Состоянию белорусской банковской системы последнего пятилетия присущи определенные признаки. Несмотря на принятые в последние годы меры, хроническая финансовая слабость, недостаточность собственного капитала и кредитных ресурсов. Активы всей банковской системы Беларуси составляют лишь менее 30% от размера ВВП, что крайне мало. Банковская система отстает от нужд экономики и по существу является ее тормозом. По мировым меркам, промышленность Республики Беларусь считается достаточно крупной, а банки мелкие. Более того, суммарные объемы активов белорусских банков находятся в состоянии глубокой стагнации. За истекшее пятилетие они сократились в валютном исчислении на 6%. Остаток кредитных вложений на 01.01.2003 года в реальном измерении составил примерно 95% от аналогичного показателя на 01.01.1996 года. Нарастание кризиса не ликвидности и проблемной задолженности. Процент сомнительных к погашению ссуд превысил его критическую величину в 5%, по официальным данным колеблется в пределах 14-19, а в реальности, с учетом пролонгации просроченных, сомнительных к погашению долгов, составляет порядка 1/3 их общей величины. Принимая во внимание состояние реального сектора экономики, эта проблема становится первостепенной. В принципе она не может быть решена без общего экономического оздоровления. Как самостоятельная, существует проблема обеспечения полной сохранности сбережений населения. Отсутствие должной конкуренции, рост издержек и снижение уровня рентабельности. Крупные коммерческие банки, принадлежащие государству, - Беларусбанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк и Белинвестбанк - функционируют в неодинаковых экономических условиях с остальными банками. Эти банки, выделены в специальную группу, уполномоченную обслуживать государственные программы и мероприятия. На их долю приходится порядка 80-90% ресурсов по основным статьям сводного баланса активов и пассивов банковской системы. Причем доля одного из них (АСБ «Беларусбанк») превышает официальный показатель монополизации в 35%. В нем сосредоточено почти 45% активов всей банковской системы страны. По совокупности этих факторов, межбанковская конкуренция минимальна, банки и реальный сектор не в состоянии взаимно подпитывать друг друга. У этих банков образовались небольшие суммы сомнительных к погашению кредитов (около 90% всех проблемных кредитов - это задолженность государственного и кооперативно-колхозного сектора экономики). Недостаточная «прозрачность» банков.

Кредитно-банковская система государства требует реконструкции. Совокупность негативных факторов (низкая капитализация, высокий удельный вес сомнительных к погашению кредитов, отсутствие финансовых инструментов, защищающих банковские активы от обесценения, высокая концентрация капиталов в государственных банках) представляет собой серьезные проблемы для банковского сектора, требует его кардинального оздоровления в общем, контексте экономических реформ. Единственный выход - подготовить законодательную базу для коренных рыночных реформ в денежно-кредитной и банковской системах страны, согласованных с аналогичным законодательством в реальном секторе экономики. Прежде всего, необходимо законодательно запретить использование денежно-кредитной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита, а также любых государственных и иных проектов и установить зависимость эмиссии от роста ВВП и скорости оборота денежной единицы. Функцию надзора за деятельностью коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных учреждений следовало бы выделить из ведения эмиссионного банка.

По мнению многих экономистов, финансовое оздоровление банковской системы должно проводится по двум направлениям: реструктизация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками; рекапитализация самих банков, понимаемая как их разгосударствление и привлечение дополнительных финансовых средств. В стране наблюдается явный дефицит капитала, как у государства, так и у национального бизнеса. Необходим поиск стратегических иностранных инвесторов, быстрая интернационализация банковской системы, что соответствовало бы весьма высокой открытости экономики нашей страны.

Рестукрутизация сомнительной к погашению задолженности предприятий банкам могла бы проводится: а) путем осуществления согласительных процедур; б) принудительным путем.

Согласительные процедуры должны предусматривать законодательно оформленные мероприятия.

Банк или группа банков - кредиторов предприятия, имеющих право требовать от предприятия сумму не менее 10-15% его балансовой стоимости (но не менее 100000 долларов), предлагают предприятию заключить «мировое соглашение».

В случае согласия собственника (государства ил собрания акционеров), банк назначает «доверительного управляющего», который осуществляет ревизию финансового состояния предприятия, предпочтительность его санкции или банкротства, ориентировочную стоимость при выставлении на продажу.

По докладу «временного управляющего» банк либо санирует предприятие и получает в качестве возмещения задолженности пакет его акций, либо начинает процедуру банкротства. В первом случае банк подписывает «мировое соглашение» с предприятием и становится его акционером, в том числе за счет дополнительной эмиссии акций предприятия. С этой целью государство обязано дать согласие на разгосударствление и акционирование предприятия.

«Мировое соглашение» банка с предприятием-должником не должно затрагивать интересов других кредиторов, которые имеют право самостоятельно решать вопросы взаимоотношений.

К «мировому соглашению», предложенному банком, имеют право присоединиться остальные кредиторы предприятия, которые банк обязан уведомить до заключен7ия данного «мирового соглашения».

«Мировое соглашение» может включать в себя предоставление дополнительного кредита санируемому предприятию под залог его акций.

В случае отказа предприятия от заключения « мирового соглашения», банк имеет право инициировать начало процедуры банкротства независимо от формы собственности предприятия согласно действующему законодательству (Закон о банкротстве).

Видимо, следовало бы провести чрезвычайные меры для восстановления общей ликвидности банковской системы и побуждения банков к собственному финансовому оздоровлению: ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам; предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, разработать план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых «мировых соглашений» с ссудозаемщиками и инициирования процедур банкротства; учредить агентство по реконструкции банков при Национальном банке или банковском союзе, которому передать все безнадежные кредиты, выданные банками под гарантии правительства, обменяв их на государственные ценные бумаги с большим сроком обращения, а также передать ему во временное управление те коммерческие банки, которые можно оздоровить с относительно небольшими затратами и в короткие сроки; разработать механизм ускоренного судебного разбирательства с предприятиями - ссудозаемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит; разработать механизм принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не обеспечивающих соблюдение пруденциальных нормативов и создающих угрозу ликвидности всей банковской системы.

Помимо этого, реорганизация и рекапитализация банковской системы в период общего оздоровления экономики может включать в себя следующие мероприятия: создание союза коммерческих банков, который примет на себя, с одной стороны, солидарную ответственность за финансовое состояние банков - членов данного союза, вплоть до учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски вкладчиков и кредиторов «банков-союзников», и до предоставления рекомендаций органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с другой стороны; выделение из состава национального банка службы, ведающей надзором за коммерческими банками. Цель - разделение функций лицензирования, регулирования и надзора за состоянием банковской системы, объединение которых под руководством Национального банка не позволяет достичь общей ее «прозрачности»; существенное повышение суммарного собственного капитала белорусских банков. Достичь этого невозможно за счет внутренних ресурсов (из-за их отсутствия). Выход - в разгосударствлении и приватизации, привлечении в банковскую сферу иностранного капитала, в том числе через выпуск «американских и европейских депозитарных расписок», поощрении прихода в страну коммерческих банков со 100%-ным иностранным капиталом; стимулирование создания третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т. п., компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал; учреждение специального фонда страхования вкладов физических и срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских кредитно - финансовых учреждений и предназначенного для возмещения указанных выше вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Кроме того, введение определенных ограничений на использование денежных сбережений населения (введение лимитов на использование их в качестве ресурса для кредитования и т. п.); обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью «страхового кредитного рейтинга», а коммерческими банками - соответствующего «банковского рейтинга»; обеспечение вывода средств Национального банка и правительства из уставных капиталов коммерческих банков последующей продажей их на свободных аукционах. Цель: во-первых, создание равных условий для всех банков, то есть условий для их здоровой конкуренции, и, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления правительства и центрального банка на денежный рынок через зависимые от них банки; обеспечение перехода белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.

В условиях отсутствия финансовых ресурсов из внешних источников особенно актуальным становится вопрос эффективной мобилизации внутренних ресурсов. Высокий уровень спрэда препятствует развитию финансового посредничества, ограничивает внутренние источники инвестиций. Это обусловлено тем, что низкий процент по депозитам сдерживает потенциальных вкладчиков (владельцев сбережений), а высокие ставки по кредитам препятствуют доступу экономических агентов к ликвидным средствам для финансирования инновационных проектов и ограничивают некоторые инвестиционные проекты экономически неэффективными масштабами, что оказывает неблагоприятное влияние на внешнюю конкурентоспособность и потенциальные возможности для экономического роста.

Показателем фактически полученной банком величины спрэда является чистая процентная маржа, рассчитываемая как сумма чистого процентного дохода по учету к общей сумме активов. Хотя чистую процентную маржу можно интерпретировать как приблизительный показатель эффективности банка, это не означает, что снижение чистая процентной маржи всегда сигнализирует об улучшении эффективности банка. Так, снижение чистой процентной маржи может, например, отражать снижение налоговой нагрузки на банки или увеличение уровня дефолта по кредитам. В первом случае снижение чистой процентной маржи будет свидетельствовать об улучшении функционирования банковского сектора, в то время как во втором происходит обратное. Также необходимо отметить, что изменение соотношения, каковым является чистая процентная маржа, может отражать изменение чистого процентного дохода (числитель) или изменение активов, не приносящих процентных доходов (компонент знаменателя).

Полный обзор детерминантов спрэда по процентным ставкам приводится в исследовании Э. Демиргуц-Кунта и Г. Хайринга. Детерминанты включают: полный набор характеристик банка; индикаторы макроэкономической политики; характеристики системы регулирования и налогообложения; показатели структуры финансовой системы, правовой и институциональной инфраструктуры. Для того чтобы определить, какое влияние каждый из детерминантов оказывает на банки в развитых и развивающихся странах, применялся показатель уровня ВВП на душу населения. В исследовании использовались данные более чем 7900 банкам в 80 странах за период с 1988 по 1995 год. Результаты показали, что практически все детерминанты оказывают значительное влияние на спрэд между процентными ставками банка.

Более содержательной является декомпозиция чистой процентной маржи на операционные расходы, налоги, отчисления в резерв на возможные потери, прибыль после налогообложения, выраженные в процентах к чистому процентному доходу. Структура процентной маржи позволяет осуществить сравнение между группами стран и определить следующее: в какой степени банки перекладывают операционные расходы на вкладчиков и заемщиков; уровень прямого налогообложения доходов банков; качество кредитного портфеля банков и различия в формировании резервов на возможные потери; в какой степени чистая процентная маржа трансформируется в прибыль после налогообложения.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что с точки зрения экономики более эффективными являются банки в развитых странах, поскольку перераспределяют финансовые ресурсы с наименьшими издержками. Кроме того, они несут меньшую налоговую нагрузку на доходы. В то же время в странах с переходными экономиками мобилизация и распределение сбережений банками связаны со значительными издержками, что отражает высокий уровень операционных расходов и чистой процентной маржи по сравнению с другими группами стран. Это является одной из причин неразвитости банковского сектора и его, небольших по отношению к ВВП размеров.

Следует также отметить высокий уровень налогообложения доходов банков. Все это характерно и для Республики Беларусь. Однако особенностью нашей страны является более высокий уровень процентной маржи у системообразующих банков по сравнению с остальными банками. Это связано с тем, что у данной категории банков высокий удельный вес в балансе занимают активы, приносящие процентный доход, и эти банки несут сравнительно низкие расходы по формированию ресурсной базы не только благодаря доступу к целевым кредитам и бюджетным средствам, но и в результате эффекта масштаба, поскольку обладают развлетленной сетью филиалов. Этим также объясняется более низкий уровень операционных расходов.

Сравнительный анализ показывает, что спрэд, устанавливаемый банками в странах с переходной экономикой, как правило, выше, чем в развитых и развивающихся странах. Высокий уровень спрэда связан с действием ряда факторов.

Особенности структуру рынка, на котором функционируют банки, и поведение самих банков. В экономической литературе отмечается, что конкуренция, являющаяся следствием свободного доступа на рынок и конкурентного ценообразования, повышает функциональную эффективность посредников через снижение спрэда между ставками по кредитам и депозитам. Существуют эмпирические данные, подтверждающие положительную взаимосвязь между структурой рынка и процентным спрэдом, или рентабельностью. Тем не менее, поскольку действуют различные, часто противоположные силы, затруднительно выявить направление причинно-следственной связи на теоретическом уровне. С одной стороны, ограниченная конкуренция и региональная сегментация на внутреннем рынке капитала снижают эффективность распределения ресурсов, позволяя неэффективным банкам выжить и максимизировать прибыль путем увеличения посреднического спрэда выше предельных издержек (гипотеза о производительности структуры). С другой стороны, также отмечается, что эффекты масштаба и диверсификации превалируют в предоставлении банковских услуг. Таким образом, большая концентрация может привести к снижению спрэда посредством уменьшения операционных расходов банковской системы. Более того, даже если не принимать во внимание эффект масштаба в банковском деле, как предлагается в некоторых исследованиях, существование отрицательной корреляции между спрэдом, рентабельностью и концентрацией объясняется существованием конкуренции на банковском рынке, в результате чего эффективные банки поглощают или вытесняют менее эффективные.

Делись добром ;)