Функции налоговой системы
Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государствомсвоих функций.
Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическимилицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Принципы построения налоговой системы
Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):
налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.
Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[1]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства
Основные цели фискальной политики
Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен[3]. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение[4].
- Кривая производственных возможностей
- Альтернативные издержки
- Характер изменения альтернативных издержек.
- Экономическая эффективность по Парето
- Традиционная экономическая система
- Рыночная экономическая система
- Командная экономическая система
- Смешанная экономическая система
- Кругооборот товаров и услуг.
- Виды потребителей. Индивидуальные потребители
- Кривые безразличия
- Исходные аксиомы анализа
- Бюджетная линия
- Спрос на ресурсы и факторы его определяющие Ценовые и неценовые детерминанты спроса
- Производственная функция
- Издержки производства Себестоимость, стоимость, цена
- Частные и общественные издержки
- Постоянные переменные и общие издержки
- Альтернативные издержки Бухгалтерские и экономические издержки
- Явные и неявные издержки
- Возвратные и невозвратные издержки
- Целью деятельности практически любой фирмы является максимизация Максимизация прибыли в минимизация издержек
- 8.3 Комбинация ресурсов, минимизирующая издержки фирмы
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Основные проблемы макроэкономики
- Основные показатели системы национальных счетов:
- Номинальный и реальный внп.
- Расчёт внп по расходам.
- Факторы, обеспечивающие экономический рост
- Измерение масштабов экономического роста
- Виды инфляции.
- Макроэкономическое равновесие в модели ad-as. Эффект храповика
- Последствия увеличения ad зависят от того, на каком отрезке as оно проходит:
- Сокращение ad должно привести к следующим последствиям:
- Предложение денег.
- Спрос на деньги и количественная теория.
- Основные функции
- Основные операции и роль коммерческих банков.
- Последствия накопления государственного долга
- Функции налоговой системы
- Недостатки фискальной политики Эффект «Crowding-out»