22.Формы монополий. Организационные формы монополии.
Эволюция форм монополий отражает рост обобществления производства.
Существует много форм монополистических объединений, ряд из них относится к простейшим формам монополистических объединений:
-
Пулы
-
Ринги
-
Конвенции
Существует еще и формы монополистического объединения. По сравнению с простейшими они имеют более устойчивую форму организации:
-
Картель
-
Синдикат
-
Трест
-
Концерн
Картель. Родина картелей – Германия. Картель – это объединение в котором участники этого объединения не теряют ни производственной, ни коммерческой самостоятельности. Объединение происходит для (цель картеля):
-
Установление на продукцию единой цены.
-
Оговариваются единые условия найма рабочих.
-
Устанавливаются квоты на производство продукции
-
Договариваются о разделе рынков сбыта.
Синдикат. Участники синдиката утрачивают коммерческую самостоятельность. Производственная остается. Вся произведенная продукция участниками синдиката реализуется через посредство синдикатских контор. Часто синдикатские конторы закупают сырье для участников синдиката, если его можно купить по льготным ценам. Родина синдикатов Франция, и до 1917 года – Россия.
Трест – это акционерное общество. Участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Оно образуется на основе слияния нескольких капиталов (различных собственников) с помощью выпуска ценных бумаг (акций и облигаций), причем эти ценные бумаги распространяются не только между учредителями, но и свободно могут продаваться на рынке фондовых бумаг или других учреждениях. Тем самым привлекается еще и капитал широких слоев населения.
Преимущества даваемые АО:
Все дела АО решаются с помощью учредительских собраний. Все вопросы решаются путем голосования. Решающее слово принадлежит держателю контрольного пакета акций (либо 51% акций, либо 50% + 1 акция). На практике достаточно иметь от 15% акций.
Акция - это ценная бумага которая дает ее владельцу возможности, или право, получать определенные доходы по ней, или на нее. Доход который получает владелец акций называется дивидендами или дивидендом.
Облигация – это ценная бумага которая дает возможность получать доход в виде %. Владелец облигации – кредитор.
Акции дают право голоса на голосованиях.
В первую очередь выплачиваются % по облигациям. По акциям дивиденд выплачивается в самую последнюю очередь.
Родина треста - США.
Концерн. Родина – Япония.
Он объединяет предприятия самых различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг, финансовые учреждения.
Причиной возникновения концерна является межотраслевая конкуренция.
Служащими концерна централизованно выполняются функции по управлению, снабжению, реализации товаров, перспективному планированию, проведению научно-технической политики и многое другое. Как правило предприятия производственного характера обладают самостоятельностью.
Образуется концерн на основе т.н. системы участия, и представляет собой пирамиду, звенья которой представляют различные предприятия.
Все предприятия взаимосвязаны, т.н. единой технологической цепочкой.
В 60 годах ХХ столетия в США стали появляется такие объединения которые стали называться конгломератами. Считалось, что это пятая форма объединения, но большинство экономистов считают, что это разновидность концерна.
Возникают на основе диверсификации капитала. Конгломерат менее устойчив чем концерн, потому что в конгломерат входят предприятия которые не имеют единой технологической цепочки. Быстро возникают, но и так же быстро распадаются.
- 1.Возникновение эк. Теории, школы. Значение в жизни общества. Меркантилизм.
- 2.Предмет эк. Теории, ее функции.
- Предмет экономической теории.
- Экономические законы.
- Функции экономической теории.
- 3.Методы исследования. Макро и микро.
- Методы исследования экономических процессов.
- 4.Собственность, типы, формы.
- Типа собственности:
- 5.Капитал. Основной и оборотный.
- 6.Цели приватизации, что в России.
- Особенности приватизации в России:
- 7.Факторы производства. Производительность общ. Труда.
- Факторы
- Прогресс
- 8.Производственные возможности экономики. Кривая. Эффективность.
- Экономические ресурсы.
- 9.Формы организации производства. Основы товарного хозяйства. Формы организации общественного производства.
- 10.Экономические системы их типы, модели.
- Традиционная система.
- Командно-административная система.
- Рыночная.
- Смешанная.
- 11.Рыночные отношения. Признаки и функции рынка. Экономические основы рынка.
- Понятие рынка, его характерные черты и причины возникновения
- Характерные черты рынка (свободного, совершенного)
- 12.Рыночная система в России.
- Система рынком и их инфраструктура.
- Критерии разделения рынков на группы:
- Инфраструктура рынка (ов)
- Элементы инфраструктуры
- 14.Рынок труда, проблема занятости, соцзащита безработных.
- 15.Рынок ценных бумаг, акции, облигации.
- 16.Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
- 17.Эластичность.
- Краткосрочный.
- Среднесрочный
- Долгосрочный.
- 18.Потребительское поведение. Бюджетная линия, кривые безразличия. Основы теории потребительского поведения.
- 19.Конкуренция. Типы, виды.
- 20.Причины возник. Монополизма, антимонопольное регулирование.
- 21.Типы рынков от конкуренции.
- 22.Формы монополий. Организационные формы монополии.
- 23 И 24.Издержки производства. Постоянные, переменные, валовые, предельные. Издержки производства и их структура.
- 25.Основы ценообразования. Функции цены.
- 26.Распределительные отношения, доходы в рыночной экономике.
- Понятие дохода в теории факторов производства.
- 27.Прибыль, формы, функции. Прибыль. Ее источники и функции, которые она выполняет в экономике страны.
- Источники прибыли
- 28.Заработная плата.
- Факторы определяющие размер заработной платы