5. Финансовое планирование и прогнозирование.
В экономической литературе планирование рассматривается как деятельность по принятию решений, ориентированных на будущее. Применительно к фин. планированию – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хоз. субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям н/х, субъектам РФ. Фин. планирование – составная часть планирования экономики. Оно базируется на системе макроэкономических показателей, получающих отражение в прогнозе соц.-экономического развития, и направлено на сбалансированность движения фин. ресурсов, денежных и материальных потоков.
Главный объект ФП – звенья финансов (отношения), получающие в плане количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается в соответствующих фин. планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, структура доходов и расходов.
Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в фин. планах (сметах) доходов и расходов. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы ЮЛ и ФЛ. Размер страховых взносов установлен в % от фонда оплаты труда.
Страховой фонд необходим для возмещения потреь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и отдельной личности. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной – возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства, учитывать потребности хоз. субъектов.
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулирования денежного обращения занимает Баланс финансовых ресурсов. Этот документ разрабатывается Мин-вом экон. развития и торговли РФ при участии Минфина и других учреждений (институтов) финансовой системы. В Балансе фин. ресурсов отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового, ссудного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит фин. ресурсов, объединяет в единую систему все фин. планы. Непосредственно взаимосвязан с Балансом фин. ресурсов Баланс денежных доходов и расходов населения. В нет отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме. Данный Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает изменения соотношения между оплатой труда и пенсионным обеспечением, увеличение объемов товарного предложения. Баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Составляется Мин-вом эконом. развития и торговли с участием Минфина, ЦБ РФ и др.
Фин. прогнозирование – предвидение возможного фин. положения гос-ва, обоснование перспективных показателей фин. планов. Прогнозы могу быть среднесрочными (3-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Цель фин. прогнозирования – определение реально возможного объема фин. ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Фин. прогноз-е предполагает применение различных методов: построение эконометрических моделей, описывающих динамикупоказателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы; корреляционно-регресс. анализ; экспертные оценки.
Фин. программирование – метод фин. планирования, предполагающий программо-целевой подход, в основу которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Програм-е предполагает: установление приоритетов гос. расходов по направлениям; повышение эффективности расходования гос. средств; прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. Програм-е как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области фин. политики активно используется в современной практике фин. планирования.
Фин. прогр-е применяется в развитых странах с 1960-х годов. Суть его заключается в составлении пятилетних «скользящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей текущего года.
В настоящее время в РФ широко используются целевые комплексные программы, которые представляют собой систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированных по ресурсам и исполнителям.
- 1. Финансы как экономическая категория
- 3. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь.
- 4. Управление государственными финансами.
- 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- 6. Финансовое регулирование соц.-экон. Процессов
- 7. Бюджет гос-ва как основное звено системы финансов.
- 8. Принципы построения и структура бюд-й системы.
- 9. Бюджеты субъектов рф. Местные бюджеты.
- 10.Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса.
- 11. Государственные внебюджетные фонды.
- 12. Экономическое содержание страхования, его значение в рыночной экономике.
- 13. Роль страхового рынка в рыночной экономике.
- 14. Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании.
- 15. Классификация государственных займов.
- 16. Управление государственным долгом.
- 17. Экономическая сущность финансового контроля.
- 18. Функции и органы финансового контроля.
- 19. Формы и методы государственного контроля.
- 20. Аудиторский контроль.
- 21. Содержание международных финансовых отношений.
- 22. Мировая валютная системы и валютный курс.
- 23. Государственное регулирование валютных курсов.
- 24. Платежный баланс гос-ва. Принципы формирования.
- 1. Происхождение, сущность и виды денег. Функции денег в рыночной экономике
- 2. Теории денег и их эволюция.
- 3. Денежное обращение: базовые категории. Роль до.
- 4. Денежные агрегаты: понятие, спрос, обращение, эмпирические факторы, определяющие предложение денег.
- 5. Денежная масса: понятие, виды, элементы.
- 6. Денежная система: понятие, виды, элементы.
- 7. Денежная система рф.
- 8. Необходимость и сущность кредита. Основные функции кредита.
- 9. Принципы кредитования. Формы кредита. Классификация кредита.
- 10. Принципы и классификация банковской системы. Организационная и институциональная структуры бс.
- 11. Понятие и роль центрального Банка в экономике. Центральные банки западных стран.
- 12. Понятие денежно-кредитной политики и ее особенности на современном этапе.
- 13. Инструменты денежно-кредитной политики.
- 14. Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 15 Кредитование корпоративных клиентов: основные понятия, виды ссуд, заключение кредитного договора.
- 16. Кредитование физических лиц: основные понятия, виды ссуд, заключение кредитного договора.
- 17. Современные виды кредитных операций: кредитная линия, контокоррентный кредит, кредитные операции по векселям.
- 18. Современные виды кредитных операций: ипотечное кредитование
- 19. Привлеченные средства банков. Классификация депозитных операций банков.
- 20. Межбанковское кредитование. Принципы межбанковского кредитования
- 21. Инвестиционная политика банка.
- 22. Посреднические операции коммерческих банков.
- 23. Конверсионные операции коммерческих банков
- 24. Факторинг в деятельности коммерческого банка
- 25. Организационная структура типового ком банка.