1 Организационные основы банковской системы
Банковская система – совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь [11, с.317].
Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.
Основная функция банковской системы – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям [5, с. 36].
Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.
Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.
Субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.
Первая структура — это главный банк страны, Национальный банк Беларуси. Именно он ответственен за эмиссию денег и ценных бумаг, регулирование взаимоотношений государственной финансовой системы и кредитных институтов с частными коммерческими банками и кредитными организациями. Он же является главным представителем банковской системы страны на международном уровне.
Органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Количество членов Правления Национального банка устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка.
Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях [15].
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом Национального банка Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Размер уставного фонда Национального банка определяется Уставом Национального банка.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь, что означает:
1) утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
2) назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
3) определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
4) утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка [15].
Основными целями деятельности Национального банка являются:
1) защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
2) обеспечение стабильности банковской системы Республики Беларусь;
3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [15].
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
С учетом слабости и неразвитости небанковских организаций основными представителями второго уровня банковской системы Республики Беларусь являются коммерческие банки.
Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится на обязательных принципах:
1) банковская деятельность (или выполнение отдельных операций) возможна исключительно на основании лицензии;
2) коммерческие банки независимы в своей деятельности, недопустимо вмешательство в их работу со стороны государственных органов;
3) вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка, им обеспечивается возврат денежных средств;
4) клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам). Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;
5) банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая количественное соответствие между пассивными и активными операциями, добиваясь соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);
6) взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности [15].
Все аспекты банковской деятельности Республики Беларусь подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство Республики Беларусь - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений.
К актам банковского законодательства Республики Беларусь относятся: законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь); распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления [15].
Вторую часть банковской системы составляют коммерческие банки. Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном Банковским Кодексом, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции [3].
Уставный фонд банка формируется из вкладов его учредителей (акционеров).
Минимальный размер уставного фонда создаваемого банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств.
Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка, а для увеличения уставного фонда банка – собственные средства акционеров банка, иных лиц и (или) источники собственных средств банка [3].
До подачи документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого банка, учредители банка обязаны:
1) согласовать с Национальным банком наименование банка в порядке, установленном Национальным банком;
2) определить предполагаемое место нахождения банка (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа);
3) принять решение о создании банка и утвердить его устав;
4) утвердить кандидатуры на должности руководителя и главного бухгалтера банка;
5) сформировать уставный фонд банка в полном объеме.
Банк вправе осуществлять иные банковские операции, указанные в лицензии на осуществление банковской деятельности. Часть из них была основана белорусскими предпринимателями, а часть представляет собой белорусские филиалы зарубежных банков. Так, в Беларуси уже есть представительства крупнейших российских игроков, таких как ВТБ 24, Альфа-Банк и других. Кроме того, в Беларуси находятся представительства и филиалы банков Прибалтики и стран Западной Европы, например, Латвии и Германии. Представительство таких крупных зарубежных кредитных организаций — показатель надежности государства как партнера на рынке финансов и валютных отношений.
Беларусь — партнер, максимально открытый и удобный для сотрудничества в банковской сфере.
Предполагается наличие горизонтальных и вертикальных связей между банками. По вертикали - это взаимодействие между Национальным банком как руководящим банком и низовыми звеньями, в качестве которых выступают коммерческие банки. Данное взаимодействие носит, как правило, административный характер. Коммерческие банки поднадзорны Национальному банку, который регулирует их деятельность.
По горизонтали - это отношение между коммерческими банками как равноправными партнерами. Среди зарегистрированных коммерческих банков в Республике Беларусь выделяют системообразующие коммерческие банки – т.е. крупные банки с подавляющей долей на рынке банковских услуг, участвующие в выполнении государственных программ и имеющие существенное значение для банковской системы [14].
Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливаются Национальным банком.
Особенности регулирования осуществления банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями предусматриваются специальным законодательством.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, только на основании специального разрешения (лицензии).
Также при осуществлении банковской деятельности они обеспечивают защиту информационных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В экономике государств развиваются различные типы банков, однако они могут быть объединены в группы, подвержены классификации с целью более глубокого анализа их деятельности, роли в экономике, перспектив развития.
Банки могут учреждаться на основе государственной, частной и смешанной форм собственности. Государственным банком в Республике Беларусь является Национальный банк, созданный на основе государственной собственности и по решению республиканских и исполнительных органов [11, с.319].
Акционерным (закрытого или открытого типа) признается банк, формирование капитала которого происходит путем выпуска акций, т. е. он создан на основе смешанных форм собственности, и несет ответственность по обязательствам только своим имуществом. Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является тот, чьи акции распространяются путем открытой продажи или подписки, и их свободное хождение на рынке ценных бумаг может быть ограничено только законодательно. Банком, созданным в виде закрытого акционерного общества, является банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его Уставом.
Иностранные банки могут быть со 100-процентным собственным капиталом, а также на долевой основе с отечественными соучредителями [5,с.267].
В Республике Беларусь иностранный капитал присутствует в двадцати пяти банках. В двадцати белорусских банках доля иностранного капитала превышает 50%. Восемь белорусских банков имеют 100-процентный иностранный капитал [4].
В практике работы коммерческих банков выполняемые ими операции можно объединить в следующие группы: а) активные операции; б) пассивные операции; в) банковские услуги; г) собственные операции банков.
Первые две группы образуют наибольший удельный вес среди операций коммерческих банков и приносят наибольшую прибыль.
Активные операции, выполняемые коммерческими банками, в основном связаны с выдачей кредитов.
Универсальные банки осуществляют все или большинство видов операций, относящихся к деятельности банковских учреждений.
Специализированные банки – банки, деятельность которых ориентирована на предоставлении в основном одного-двух видов услуг для своих клиентов (трастовые банки, учетные банки и др.) или специализирована на обслуживании определенной отрасли хозяйства или специфичной категории клиентов (биржевые, клиринговые банки) [5, с.267].
Депозитные банки специализируются на осуществлении кредитных операций по привлечению и размещению временно свободных денежных средств.
Ссудно-сберегательные банки строят свою деятельность (прежде всего кредитную) за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок с различными режимами использования.
Инвестиционные банки – кредитные институты, специализирующиеся на долгосрочном кредитовании инвестиций. Они могут заниматься размещением выпусков новых ценных бумаг; торговлей существующими ценными бумагами; финансированием влияний и присоединений корпораций, долгосрочным кредитованием капитальных вложений. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимости – земли, строений.
В зависимости от организационной структуры действуют следующие типы банков: единый банк, банковская группа, банковские объединения различных типов.
Единый банк не имеет в своем составе иных юридических лиц (филиалов) и не связан участием в банковском холдинге.
Банковская группа – группа юридических лиц, в которой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими) юридически самостоятельным лицом (филиалом), являющихся частью данного головного банка.
Филиал осуществляет свою деятельность от своего имени, хотя имущество принадлежит на правах собственности головному банку и передано филиалу в полное хозяйственное ведение. Головной банк вправе давать обязательные указания исполнительному органу филиала банка.
В целях координации и согласованных действий, повышения эффективности работы формируются различные банковские, межбанковские и межхозяйственные объединения, основанные на системе взаимного участия в капитале либо на договорных отношениях. Создание объединений предотвращают от возможностей банкротства, укрепляет позиции на рынке, в конкуренции со стороны других финансово-кредитных учреждений, растет политическое и экономическое влияние групп. Классифицируются межбанковские объединения в зависимости от состава участников: на чисто банковские объединения; объединения смешанного типа с участием предприятий, организаций, других финансовых институтов. Исходя из целей, банковские объединения подразделяются по типам на коммерческие, деятельность которых ориентирована на извлечение и максимизацию прибыли и некоммерческие, основной целью которых является предоставление различных видов услуг своим членам (ассоциации, союзы, лиги),
Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком [4].
По данным Национального Банка Республики Беларусь по состоянию на 01.07.2013г. в Беларуси действовал 31 банк. Количество банков с иностранным участием в уставном капитале - 22, из них - со 100%-м иностранным участием - 9, с иностранным участием свыше 50% - 14. Доля государства в совокупном уставном фонде банковского сектора составила 78,95%, иностранного капитала 19,60%, вкладов резидентов негосударственной формы собственности – 1,45%. Крупнейшими кредиторами банковского сектора Республики Беларусь являются Россия (41,3%), Германия (22,5%) и Австрия (8,2%) [27].
Таким образом, несмотря на значительное количество банков с иностранными собственниками, ключевую роль в банковской системе страны играют государственные банки. При этом доля трех крупнейших банков с государственным капиталом - ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Белинвестбанк» в совокупных активах составляет более 71%, а в совокупном капитале - более 65,6%.
Объем заработанной банковским сектором прибыли (до вычета налогов) на 01.07.2013 г. составил 5778,3 млрд. руб., что на 18,9 превышает аналогичный показатель 2012 г. Рентабельность активов в 2013 г. уменьшилась с 2,33 до 2,21%, рентабельность капитала - с 15,77 до 12,4% [15].
Доходы коммерческих банков в Беларуси формируются из:
1) процентные доходы - 64,04%
2) комиссионные доходы - 24,25%
3) доход по операциям с иностранной валютой - 3,29%
4) доход по операциям с ценными бумагами - 0,18%
5) доход в форме дивидендов -0,04%
6) прочие доходы - 8,2% [24].
На 2013 г. законодательство и правила ведения банковской деятельности в республике позволяет свободно открывать счета и распоряжаться средствами лицам, являющимся гражданами других государств. Будучи заинтересованной в создании современной банковской системы, а также в привлечении иностранного капитала, Беларусь готова предоставить возможность открытия банка, уставной капитал которого будет являться иностранным. Местные инвесторы и кредитные организации готовы рассмотреть предложения по созданию совместных банков, а также слияния капитала для основания кредитных организаций.
Что касается тех услуг, которые коммерческие банки предлагают клиентам, то спектр их довольно широк и включает необходимые современному клиенту возможности. Это предоставление займов на различные нужды, возможность открытия счетов и вкладов в рублях и валюте, выпускают кредитные и банковские карты различных стандартов.
Все это свидетельствует о зрелости и современном устройстве, а также стабильности банковской системы Беларуси.